10 ноября 2024
На одном из совещаний с заместителями глав районных и городских администраций, курирующих вопросы социальной сферы, которое вел заместитель главы Орловской областной администрации Александр Лабейкин, речь зашла и о проблемах лекарственного обеспечения жителей региона.
- Мы отдалили аптечные пункты от населения, - заявил председатель Совета народных депутатов области Николай Володин. - В Мценском районе, например, не осталось практически ни одной сельской аптеки, большинство перешло в частные руки. Ас частниками никто не имеет права вести бюджетные взаимоотношения, да и работать в глубинке частникам невыгодно. Проживающим в деревнях негде купить даже таблетки от кашля. Люди вынуждены использовать дорогостоящий транспорт для поездки за лекарствами...
Впрочем, такое положение сложилось не только на селе, но даже и в областном центре. Сейчас в Орле действует 17 муниципальных аптек, хотя реально работает только 15: две закрылись по причине убыточности. Но и остальные не могут похвастать надежным финансовым положением. Например, по итогам минувшего года только 13 таких учреждений с грехом пополам наскребли годовую прибыль в размере 2,1 млн руб. на всех, или в среднем чуть больше 160 тыс. руб. на каждую. А 4 аптеки вообще сработали с общим убытком почти в полмиллиона рублей. И в то же время коммерческие аптеки и аптечные пункты растут на улицах города, словно грибы после хорошего дождя. Однако радоваться тут нечему: они не обслуживают льготников, не готовят сами лекарства, а попросту закупают медикаменты повышенного спроса.
Недавно на «круглом столе» по проблемам лекарственного обеспечения льготников было отмечено, в частности, что лимит бюджетных обязательств, предусмотренный Федеральным фондом обязательного медстрахования Орловской области на нынешний год, составил 155,9 млн руб. В сентябре он был пересмотрен и увеличен еще почти на 30 млн руб. Но денег-то все равно не хватило, а ведь люди не могут болеть по расписанию, подстраиваясь под федеральные транши. Поэтому врачи продолжают выписывать так называемые отсроченные рецепты. Однако дело даже не в отсутствии денег: из почти 600 наименований нужных лекарств 180 представлено лишь в единичных экземплярах (от одной до 10 упаковок).
Но и это еще не все камни, которые тянут на дно муниципальные аптеки. Приходится учитывать еще «разбросанную» ценовую политику, кадровый вопрос (в частных аптеках зарплата намного выше, а владельцам выгоднее пригласить квалифицированного специалиста из той же муниципальной, чем обучать своего). Разумеется, многое зависит от руководителя муниципального учреждения, от того, как он строит ценовую политику (надбавки на лекарства колеблются от 12 до 24%). Скажем сразу, что, как правило, это получается не очень, и цены на те же лекарства, реализуемые у частников, превышают их у муниципалов процентов на 20, а то и больше. (Кстати, наверное, это одна из причин отказа орловских льготников от соцпакета. В этом году их стало уже около 70% от общего количества.) Где же выход?
Пытаясь его все-таки найти, орловские власти задумали реформировать муниципальную аптечную сеть, укрупнить, то есть объединить мелкие предприятия в несколько крупных.
- Зачем городу, в котором 300 тыс. населения, нужно 17 муниципальных аптек? - заявил в телефонном разговоре с корреспондентом « М Г» начальник городского Управления муниципального имущества Юрий Глазков. - Вот и намечается образовать в Орле 5 так называемых «кустов»...
Юрий Николаевич уверен, что подобная реорганизация повысит товарооборот, приведет к единой ценовой политике, увеличению ассортимента лекарственных препаратов и, следовательно, к увеличению объема их реализации. Однако станет ли панацеей такое укрупнение муниципальных аптек? Возьмем, скажем, судьбу подобной № 54, которая единственная сегодня в областном центре обеспечивает необходимыми лекарствами онкобольных льготников. (К слову, она - одна из немногих муниципальных аптек города, стабильно работающая с прибылью.) Но никак не могут решить, что лучше - то ли присоединить к ней несколько убыточных аптек, то ли ее вместе с несколькими убыточными присоединить к другой...
Понятно, что подобная неопределенность вовсе не доставляет радости льготникам. Необходимы, наверное, более кардинальные перемены, способные перевести муниципальные аптеки от уныло-убыточной работы к коммерчески мотивированной, чтобы и у пациентов, и у сотрудников не было соблазна бегать «на сторону». Во всяком случае, понятно лишь одно: терять муниципальные аптеки никак нельзя. Уж слишком огромную социальную нагрузку они несут. И если вдруг льготникам негде будет «отоварить» свой бесплатный рецепт... Словом, даже из школьного курса физики известно явление «критической массы». Вряд ли целесообразно до этого доводить ситуацию.
Василий ШПАЧКОВ, соб. корр. «МГ». Орел.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru