Вы здесь

Эльдар РЯЗАНОВ: Главное для кино - иметь живые мозги!

Патриарх советского и российского кино Эльдар Рязанов, недавно отпраздновавший 81-й день рождения, - в хорошей творческой форме, о чем свидетельствуют его работы последних двух лет: «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальная ночь-2», или Пятьдесят лет спустя». Юмор и философия, лирика и сатира, любовь и подлость, азарт и равнодушие, гражданственность и патриотизм - в каждом из фильмов мастера, будь то «Берегись автомобиля», «О бедном гусаре замолвите слово», «Ирония судьбы», «Служебный роман» или «Гусарская баллада», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», в любой другой его работе темы для размышлений поднимаются пластами, кипят горячие страсти, и самих себя мы видим как под микроскопом. И потому любим себя - и любим Рязанова. Он по званию народный артист, а по признательности и уважению зрителей - народный режиссер.

- Эльдар Александрович, с наступающим Новым годом! Будете смотреть в канун 2009-го «Иронию судьбы»?

- Вы знаете, я свои фильмы очень редко смотрю. Мне некогда. Да и потом зачем смотреть фильмы, если знаешь, чем они кончатся. Мне это уже неинтересно.

- Ваше стремление понять народ во многом и сделало вас народным режиссером. Или умение увидеть в жизни типичное и вытащить его на экран? Как стать хорошим режиссером?

- Я очень авантюрный человек. Это главное в моей жизни. Я в институт поступал как авантюрист, даже не подозревая, куда я поступаю. Я просто никогда не слышал о таком институте. Вообще-то я мечтал об Одесской мореходке.

От сценария я всё время отступаю, потому что писать сценарий - это одно, а снимать кино - совсем другое. На съемках часто думаю, какой идиот написал эту сцену, а ее написал я или вместе с Брагинским. Важно понимать, что сценарий дает направление, интонацию картины. Главное, когда снимаешь картину, иметь живые мозги и не быть в плену каких-то догм, искать то, чего еще не было.

Из собственных фильмов какой ваш самый любимый?

- На этот вопрос мне отвечать неинтересно. Есть такое штампованное сравнение, что фильмы как дети. Штамп, но это так. Я в связи с этим могу сказать одно - я сопереживаю тем фильмам, которые я сам считаю хорошими, но у которых не было такого шикарного проката, как у «Иронии судьбы», «Служебного романа» или «Жестокого романса». Есть у меня какая-то боль по этому поводу.

Их три, их мало кто знает, это «Человек ниоткуда» - дебют Сергея Юрского и Анатолия Папанова. История о снежном человеке, который пришел в Москву. Эта картина попала под «сусловский трамвай»: 28 лет пролежала на полке, то есть в тюрьме... Хорошо, что там не автор был, а пленка все-таки. Фильм «Предсказание», который был снят в 1993 г., когда была черная дыра, все фильмы уходили в никуда, кинотеатры закрылись, в них пели караоке, вселялись банки, там продавали мебель, автомобили, всё что угодно, только не кино. Этот фильм почти никто не увидел. И «Дорогая Елена Сергеевна» - острая картина о молодежи, я ее снял в 1988 г. Он тоже попал в какое-то межпрокатное существование, его тоже никто не видел.
Эти три картины, которыми я горжусь и считаю, что это одни из моих лучших картин, большинство зрителей не видели и даже не подозревают о том, что я их сделал.

- Нет шикарного проката и у «Андерсена». А фильм-то потрясающий!

- Да, судя по всему, он будет, к сожалению (уже стал!), четвертым за «Человеком ниоткуда», «Предсказанием» и «Дорогой Еленой Сергеевной». Прокатчики не вложили в его рекламу ни копейки. Но я оптимист. Мои фильмы - они долгоиграющие. И «Андерсен» -долгоиграющий фильм, у него еще всё впереди. Он будет набирать силу, его будут показывать по телевидению, у него появится свой зритель!

Я эту картину делал с большим удовольствием, увлечением, интересом. Мне Андерсен близок тем, что он нес людям добро, что у него было очаровательное чувство юмора, и где-то в глубине души, он был несомненно озорник.

- А вы озорник?

- Я должен сказать, что я рабочая лошадь. Мечтаю не о покое, а о здоровье, потому что человеку, который хочет работать, нужно здоровье. И если говорят, что работа дураков любит, то я абсолютный болван и дурак, потому что я всю свою жизнь работал как ненормальный. Для того чтобы восстановиться, я старался уезжать на море. Я люблю плавать, читать, лежать на пляже кверху пузом и жить практически жизнью растения.

- Вы выдали секрет накопления сил? Пассивный отдых?

- Для меня нет высшего наслаждения, чем полтора-два часа перед сном почитать книгу. Но утром - обязательно часовая зарядка, холодный душ. Я всё время работаю. Как известно, во время войны больных было намного меньше, потому что напряжение организма было колоссальное. Поэтому, когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть.
- Но ведь были фильмы, которые вы снимали, находясь... в больнице, не так ли?

- Так. Наиболее запомнились съемки «Забытой мелодии для флейты» в 1986 г. В начале осени сменил одну больницу на другую. За время лежания в Боткинской меня посмотрели, послушали, изучили разные профессора, медицинские светила различных специальностей. У М.Светлова есть шутка: «Что такое старость? Это когда половина мочи уходит на анализы».
 
Так вот все консультанты, смотревшие меня, сказали, что после больницы никаких съемок, никаких нагрузок - ни физических, ни нервных, обязательны длительный отдых, санаторий. Короче, мне был предложен режим, где все проявления нормальной жизни по меньшей мере не рекомендовались, а в основном запрещались. А положение с «Забытой мелодией для флейты» было таково, что Леонид Филатов наконец освободился от съемок в другой картине и был готов к сотрудничеству с нами. Передо мной встала дилемма: или отменять картину и заняться собственным здоровьем, или же все-таки попробовать сделать ленту. И я решил - буду снимать!

- Эльдар Александрович, заговорили о здоровье, а значит, о питании. Вы гурман?

- Нет, я просто-напросто люблю поесть. И это не случайная любовь. Дело в том, что когда началась война, мне было 13 лет. И дальше до 20 лет я недоедал, а я ведь рос. Отрочество, юность - я всё время хотел есть! Но возможности не было. И когда с 1 января 1948 г. отменили карточки, я начал есть и не могу остановиться до сих пор. Я люблю практически всё. Я бы сказал, я не гурман, я обжора! Не люблю я два блюда: вареный-жареный лук (а сырой очень люблю) и молочную пенку. Остальные блюда практически все любимые, если хорошо приготовлены, конечно.

- Вы ведь член Союза писателей России, Эльдар Александрович? «У природы нет плохой погоды»...

- Я не считаю себя профессиональным поэтом. И вообще поэтом. Но поэзию и поэтов люблю, недурно знаю. И некоторую слабость к собственному сочинительству испытываю.
 
- Вы отказались снимать «Иронию судьбы-2», но зрителями картина была замечена...

- Не могу сказать, что я в восторге. Первый фильм был насыщен поэзией, это был целый мир. Здесь я не увидел и не услышал ничего нового, и меня не убедили истории героев, встретившихся через 30 лет.

- Но ведь эти 30 лет были очень трудными для России. Проблем стало только больше. Попробуй покажи их через мировоззрение героев!

- Сегодня огромная проблема в нашей стране - это невежество нового молодого поколения. Это просто огромная толпа невежд, они не знают истории, ничего не читали, у них нет никаких идеалов, кроме накопления денег. Поэтому у нас есть над чем смеяться. Но дело в том, что вместе с потерей СССР и наши многие кинематографисты лишились чувства такта, вкуса, понимания того, что неэстетично и пошло. Очень многие хотят, задрав штаны, бежать за комсомолом, как писал в свое время поэт, то есть угождать, угождать современному зрителю, а чтобы фильмы широко прокатывались, надо угодить еще и прокатчикам.

Я считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. «Сейте разумное, доброе, вечное...» - призывал Некрасов, и сейчас его слова мне кажутся особенно справедливыми.

Я думаю, стихи, музыка, живопись, кино, литература способствуют тому, что в человеке сохраняется еще что-то человеческое. Нашему Отечеству не повезло, без сомнения, больше, чем какой-либо другой стране. Очень большой разброд вокруг. Кто во что горазд. Я вообще уже не понимаю, в какой стране я живу. Раньше нас объединяла колючая проволока, которая шла по границе Советского Союза. Мы жили в каком-то спецпоселении. Была выдуманная идеология, которая говорила о счастливом будущем. На словах там было очень много хорошего, но только на словах, а на самом деле всё было извращено.

Кроме того, мы были помоложе и верили в какие-то ценности. Раньше люди мечтали уехать за границу, повидать что-то, а сейчас, пожалуйста, езжай, были бы только деньги. С этой точки зрения жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной.

- Кто в этом виноват?

- Тут много чего. Россия привыкла жить в жестком режиме, это было и при царизме, и еще более при советской власти. И когда вдруг наступила свобода, то выяснилось, что многие не могут ее воспринять, не понимают, что это такое. Недостаточно внутренней культуры у людей. Отсюда ужасный разброд, распущенность нравов. Когда я смотрю на это, то веселиться-радоваться нечему.

- Что вы думаете о душе человека, о Боге?

- Я не был там, за кордоном жизни. Я вообще материалист, я воспитывался в эпоху совершенно сумасшедшего атеизма, когда рушили церкви... Я всегда относился к этому неодобрительно, поэтому уважаю людей, которые верят в Бога. Только тех, которые верят действительно, а не тех, которые вчера молились на Маркса, а сегодня на Христа.

Я думаю, что жить надо здесь, надо сделать всё, чтобы прожить жизнь достойно, надо не терять чувство собственного достоинства, надо всегда оставаться самим собой, не стараться казаться лучше или хуже, чем ты есть на самом деле. А там уж, если есть какая-то высшая жизнь, тебя там рассудят по справедливости. Если они существуют, они понимают, притворялся ты или ты на самом деле такой. А очень много людей притворяются.

Я стараюсь жить по заповедям Христовым.

Одна из заповедей - возлюби ближнего своего... Возлюби!

- Любовь - самое главное чувство. Всё надо делать с любовью: нужно любить с любовью, работать с любовью, нужно строить семью с любовью. Любовь - это такое чувство, которое, к сожалению, дается не всем. Очень многие люди принимают за любовь сексуальную жизнь, половое влечение. Но любовь нечто значительно большее. Любовь - это когда ты готов отдать жизнь за любимого человека, готов жертвовать всем. Если нет любви -жизнь не удалась...

- Эльдар Александрович, какого подарка ждете от Деда Мороза в новом году?

- Подарок мне сделан давно. Подарок судьбы. Это то, что я стал кинорежиссером.

Беседу вел
Владимир КОРОЛЁВ,
соб. корр. «МГ».
Смоленск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru