23 декабря 2024
Пациентов, ожидающих очереди на трансплантацию того или иного органа, становится все больше. И для большинства это ожидание безуспешно. Одна из возможных альтернатив - так называемая ксенотрансплантация, то есть пересадка людям органов животных. Наиболее подходящим донором, судя по всему, может стать свинья - и ее размеры, и рацион питания, и генетические особенности близки человеческим. Однако проблема отторжения пересаженного органа, весьма актуальная при трансплантации от человека человеку, в случае межвидовой трансплантации становится еще более острой.
И все-таки, пишет журнал «Science», исследователи надеются со временем так генетически модифицировать свинью-донора, что ее органы перестанут вызывать реакцию отторжения у реципиентов-людей. Первых успехов на этом пути добились ученые Федерального научно-исследовательского центра проблем сельского хозяйства в Мариензее близ Ганновера. Здесь выведен хряк, потомство которого может положить начало целой династии свиней-доноров. Правда, в отличие, скажем, от клонированной в Шотландии овечки Долли, имя которой известно всему миру, клонированный в Германии хряк носит весьма прозаическую кличку - Клон-3. Появившийся на свет в ноябре 2003 г. поросенок мужского пола получил такое название просто потому, что это была третья свинья, клонированная в лаборатории профессора Нимана. Сегодня Клон-3 - это 150-килограммовый хряк. Как поясняет профессор Ниман, особенность трансгенного животного в том, что у него блокирован ген GGTA1. Речь идет о гене, активно участвующем в процессе инициации реакции отторжения. То есть если орган, изъятый у особи одного биологического вида, пересадить особи другого биологического вида, в данном случае от свиньи - примату, то уже через несколько минут начинается интенсивная реакция отторжения. Так вот, данный ген играет ключевую роль в формировании этого иммунного ответа. Он кодирует определенные белковые структуры на поверхности клеток трансплантируемого органа, которые и активизируют иммунную систему реципиента. Идея ученых состоит в том, чтобы блокировать этот ген и тем самым воспрепятствовать образованию на донорском органе нежелательных белков, что в конечном счете существенно ослабит реакцию отторжения.
Недавно Клон-3 стал отцом. Потомство - более 20 поросят - было получено естественным путем от трех неклонированных свиноматок. Теперь у части этих поросят в геноме закреплена отцовская мутация, правда лишь в одной из парных хромосом. Только в следующем, третьем по счету поколении, скрестив между собой подходящих поросят нынешнего приплода, можно будет получить животных, у которых требуемая мутация будет присутствовать в обеих цепочках ДНК.
Впрочем, по словам профессора Нимана, и эти животные - с одной единственной мутацией - еще не смогут выступить в роли доноров для человека. Потребуется целый ряд генетических модификаций.
Прежде всего, особое внимание предстоит обратить на гены, регулирующие процесс свертывания крови. Из проведенных ранее экспериментов известно, что даже если первую реакцию отторжения и удается тем или иным способом подавить, вскоре возникают определенные нарушения процесса свертывания крови. Справиться с этими нарушениями почти никогда не удается. Поэтому родилась идея: попытаться и эту проблему решить посредством генной модификации донорских животных.
Сколько генов в геноме свиньи придется в конечном счете заблокировать, чтобы предотвратить иммунный ответ реципиента и обеспечить ксенотрансплантацию без серьезных осложнений, ученые не могут пока сказать даже приблизительно. Сегодня не вызывает сомнения лишь то, что все эти генетические модификации предстоит кропотливо закреплять в будущих поколениях свиней-доноров путем многократного клонирования и скрещивания. В этой области у ученых Федерального научно-исследовательского центра проблем сельского хозяйства в Мариензее есть лишь один серьезный конкурент - американская фирма, которая провела первые эксперименты с трансгенными свиньями три года назад, то есть гораздо раньше, чем профессор Ниман и его сотрудники. Однако немецкие специалисты не теряют оптимизма. Ксенотрансплантация - проблема чрезвычайно сложная и многогранная, поэтому немецкая стратегия, основанная на разделении труда между многими узкоспециализированными научно-исследовательскими учреждениями, представляется профессору Ниману более перспективной, чем американский подход, построенный по принципу «всё сделаем сами». Впрочем, как и подобает подлинному ученому, профессор, хотя и верит в успех, оценивает перспективы весьма осторожно.
Юрий БЛИЕВ,
обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru