11 января 2025
Когда склонилась надо мною Страданья моего сестра, Боль стала не такою: Не так сильна, не так остра. Меня как будто оросили Живой и мертвою водой, Как будто надо мной Россия Склонилась русой головой!.. Это стихи поэта-фронтовика Иосифа Уткина, погибшего в 1944 г. Не все знают, что в Калуге, при въезде в город, стоит большой памятник фронтовой медицинской сестре. Установлен он лет 40 назад и долгое время был единственным в Советском Союзе. Сейчас их в России более 10.
Письмо от Александра КАМОШИНА из Пермского края: «В глухой тайге 250 лет стоит наша небольшая деревня Еламбуй. Девчонкой после училища города Чайковского приехала сюда работать в медпункт Нина Мальцева. Пролетело с тех пор 47 лет. Нина Николаевна давно официально на пенсии, но только совсем недавно сняла белый халат, хотя по-прежнему помогает односельчанам… Не раз на ее замену присылали новеньких-молоденьких. Не в упрек им, но не задерживались фельдшерицы здесь. Медвежий угол, в прямом смысле! Мальцева с мужем Виктором держат большое подсобное хозяйство, воспитали пятерых сынов. На ней свет белый держится, говорят подруги. Нина Николаевна – главный советчик в семейных вопросах, спорах, обыденной жизни. Большуха, одним словом!»
Вообще, средний медицинский персонал в больницах России – это как планктон в мировом океане. Без обиды. Настоящая питательная среда, в хорошем смысле. Да не в пример нынешнему офисному «планктону», продолжим удачную шутку читателя «МГ» Сергея БАЙМУХАМЕТОВА из Кургана. «Эти длинноногие и гееобразные клерки и чиновники породили невиданную по размаху бюрократию, особенно во вспомогательной сфере, сфере бытовых и социальных услуг».
Так вот, этот самый средний медицинский персонал, особенно из богом забытых углов, всегда засыпал редакцию «МГ» вопросами по очень узкой проблематике: есть ли льготы при выходе на пенсию, как получить звание «Ветеран труда», почему не выплачивают положенные доплаты, когда увеличится заработная плата и т.д. и т.п. Мало кто знает, как правильно оформлять, куда подавать документы. Настолько жалко этих рано поседевших женщин, обремененных больными, собственными и чужими внуками, излишне требовательными врачами, всякими мини-начальничками – хоть плач!
Эта служба не видна…
Да нет, еще как видна! Именно они, помощники врачей, выполняют всю огромную вспомогательную работу. От них зависит… Впрочем, не стоит рассусоливать – зависит почти всегда жизнь больного. И не секрет, что начинающий врач не может порою «сделать шага» без опытной медсестры. Да и бывалый не брезгует лишний раз спросить, сверить…
«Эта служба не видна» в другом смысле. В иных больничных коридорах медсестра стала персоной не такой частой, как раньше. Сейчас эта ситуация в России признана всеми катастрофической. Просто жуть! Всего в стране около 1,5 млн фельдшеров, лаборантов, акушеров, зубных техников, статистиков и других сотрудников. То есть на 1 врача приходится 1,5 человека со средним медицинским образованием. ВОЗ рекомендует 4-5. Крайне удручающее положение по таким направлениям, как психиатрия, наркология, фтизиатрия, дерматовенерология, функциональная диагностика… Даже появился специфический термин, харак-теризирующий эту страшную ситуацию – «выгорание медсестер»: выгорание экономическое (нищенская зарплата), эмоциональное (психическая усталость), статусное (не престижность профессии), физическое (нездоровье от переутомления) и т.д.
Нас Танзания научит
Редакционная почта свидетельствует, что за последние годы увеличился поток серьезных иосновательных откликов на наши публикации. Недавно поступила целая статья от профессора кафедры общей хирургии Самарского государственного медицинского университета заслуженного врача РФ Е.А.СТОЛЯРОВА. Он живо и заинтересованно откликнулся на публикации ректора Сибирского государственного медицинского университета В.Новицкого (№ 68 от 14.09.2012) и профессора, сотрудника «МГ» Р.Артамонова (№ 70 от 21.09.2012) – они посвящены подготовке медицинских кадров. Этот отклик подготовлен к печати. Но «за кадром» еще осталось кое-что любопытное. В частности, по нашей сегодняшней теме… Автор пишет: «Если у нас система подготовки в медицинских училищах мало отличается от вузовской (только в гораздо меньшем объеме), то, скажем, в Нигерии училище расположено при госпитале на 400 коек. Учащихся сразу включают в график дежурств – 3 недели работы, 1 неделя семинарских занятий. И так проходят все этапы подготовки от помощника санитара до медицинской сестры. Председателем комиссии на выпускных экзаменах была старшая медсестра одного из соседних госпиталей (матрона). Она каждой выпускнице давала конкретное практическое задание и по ходу его выполнения задавала теоретические вопросы. Сестры в практическом плане лучше были готовы в Нигерии».
Еще один замечательный отклик. От профессора Кубанского государственного медицинского университета, доктора медицинских наук, педиатра Н.П.БИЛЕНКО. И в какой-то степени тоже о подготовке медицинских кадров, на этот раз врачей. Профессор пишет: «С удовольствием и пользой регулярно читаю вашу газету. Пытаюсь приохотить к чтению своих студентов… А недавно выяснил, что наши 6-курсники даже не знают о ее существовании, дал полистать подшивку – заинтересовались».
Мы тоже не снимаем с себя ответственности за такое позорное «незнание», значит, мало бываем в студенческих аудиториях, как и в медицинских колледжах.
А вот письмо-отклик совсем иного порядка. Оно на публикацию Юрия Корнеева в защиту ректора Северного государственного медицинского университета. Пишет П.Г.ЯРИЧИН: «Выражаю благодарность за смелую статью! В наше время редко встретишь журналиста с таким высоким уровнем гражданско-профессиональной ответственности… Я сам медик, экс-главврач, и знаю, как некоторые коллеги становились заложниками властных структур, не имея никаких гарантий своей защиты. Я стал «изгоем» после успешно проведенной модернизации в ЦГБ, морально-нравственного и профессионального оздоровления медицинского коллектива»…
Мы, к сожалению, вынуждены прервать цитирование, так как приведенные факты требуют тщательной проверки. Да ее не требует Павел Григорьевич, он просто обращается к автору публикации в «МГ»: если того заинтересует ситуация в городке Мариинске Кемеровской области – милости просим!
Да, любому корреспонденту приятно получать такие письма, сейчас скорее обвинят в клевете, «желтизне», «заказухе» и пр. Что тоже случается довольно часто…
За счет священнослужителей?
Можно бесконечно долго обсуждать проблемы среднего медицинского персонала – нет смысла! Они известны до мелочей. Задумаемся лишь об одной – как снять дефицит кадров медсестер и им подобных специалистов. Раздаются голоса: за счет студентов и только студентов! А между прочим, список типов, профилей и направлений деятельности этих медиков немыслимо огромен. Старшая или главная медицинская сестра обязана быть толковым организатором и разбираться в тонкостях ре-структуризаций и модернизаций; школьная сестра – знать педагогику; диетическая – быть чуть ли не кулинаром; палатная – вообще на все руки мастер… А фельдшер акушерского пункта, медицины катастроф, эпидемиологической станции, станции переливания крови. Одних лаборантов «миллион»: клинический, биохимический, бактериологический, гистологический, гигиенический, рентгенологический…
В начале прошлого века эта профессия вызывала всеобщее восхищение и уважение. И потому не было всеобщего такого дефицита, как сейчас.
Итак, на помощь студентов уповают в письмах читатели «МГ» из областных и других крупных городов, где есть медицинские вузы. А вот женщина преклонных лет, М.К.ЛЕВЕНТАЛЬ из Кузнецка, вспоминает свои школьные годы, когда они с подругами ходили по госпиталям с ранеными на фронтах. Выполняли роль сиделок, санитарок, чтецов писем, как могли украшали нудный быт бойцов. Иными словами вывод напрашивается сам: кроме студентов, в больницах нужны волонтеры. Но эту сферу надо прежде создать – создать подготовительные медицинские классы в школах, материально заинтересовать обучающихся… И есть еще один резерв снятия дефицита средних медработников в сельской местности. Очень необычный и крайне спорный.
По порядку… Копаясь в архивах в поисках первых в России периодических медицинских газет и журналов, неожиданно обнаружил пожелтевшую папку с надписью: «Московская медицинская газета». 1858 год. Кстати, самое первое подобное издание вышло в 1792 г. – «Петербургские врачебные ведомости». Но вернемся к вышеуказанной газете. Внимание привлекла статья (с продолжением) в № 48 за 26 ноября – «Кто может быть врачами и фельдшерами для народа». Автор – А.З…н, провинциальный врач. Так вот, он рассуждает вроде бы верно, и даже применительно к нашим дням и к нашей катастрофической ситуации со средним медицинским персоналом.
В царской России каждое даже небольшое село имело церковь со священником, дьяком, пономарем, матушками и прочими служивыми. К селу тяготели немало окрестных деревень – иногда многочисленных. То есть сельский люд был надежно окормлен православной верой. А почему бы этим служивым не придать к знаниям еще и элементарные медицинские? Пусть на уровне даже краткосрочных курсов…
Мы ни в коей мере не можем навязывать Церкви предложения провинциального врача полу-торавековой давности. Да, РПЦ отделена от государства, но ведь не от народа. Решать не нам.
В указанной статье «Московской медицинской газеты» поразило другое – тогдашняя общественная репутация профессии фельдшера. Автор пишет: «Во всю мою десятилетнюю медицинскую службу я встретил только двоих добросовестных, усердных, знающих и трезвых фельдшеров, и всегда буду их вспоминать с уважением. Но целые сотни фельдшеров я видел таких, которых нельзя допустить для ухода за больным скотом, не то что за человечеством»…
Далее идут перечисления грехов, которые – пожалеем душу читателя – не стоит приводить. Гораздо полезнее узнать, а почему же такими были царские сельские фельдшеры? Автор утверждает: «Что более всего портит это сословие, так же как и другие подобные, напр. сословие писарей, лакеев и т.п.? Грубое, невнимательное обращение с ними старших, небрежное и нелепое умственное полуобразование, недостаток всякого религиозного и нравственного воспитания и вдобавок ко всему беднейшее содержание, делающее их жалчайшими пролетариями».
Надо сказать, 150 лет назад досталось и дьячкам с пономарями. Читаем: «Вспомним при этом, что дьячки и пономари обыкновенно ученики наших духовных школ, нередко исключенные из них за дурное поведение или неспособность к учению».
Не во всем мы сейчас солидарны с автором. Нет, медицинская сестра давно и прочно завоевала уважение у своих старших коллег-врачей. Это бесспорно! А вот поднимаем обе руки после следующих слов: «Но врач народа (как и средний персонал) должен быть вознагражден не из рук нищего больного, а из рук здорового общества, чтобы больной видел в нем не мироеда, а брата милосердия».
Благодарю тебя…
Каким бы ни был специализированным по тематике обзор читательских писем, мы не имеем никакого права не включать в него строки благодарности, адресованные врачам и очень часто медицинским сестрам. Ведь за этими строками всегда боль, радость, милосердие…
Н.В.ЗАЦЕПИНА из Мичуринска: «Мой муж, 1951 года рождения, всю жизнь проработал на грузовых поездах машинистом. Ушел на пенсию и тяжело заболел. Железнодорожные врачи Мичуринска и Воронежа поставили страшный диагноз – карцинома предстательной железы IV степени и метастазы в позвоночнике. Был не операбелен. Я привезла дорогого человека домой умирать. Почернели ноги, в ягодицах появились страшные свищи, в живот поставили для питания трубки… Всё! Хоть плач, хоть бейся головой о стену! И тогда я предприняла последнюю попытку – повезла дорогого мужа в Тамбовскую областную поликлинику к урологу-онкологу Петру Георгиевичу Березину. Опускаю подробности, но случилось настоящее чудо. Нет, мой муж еще плох, но только представьте: убрали трубки, затянулись свищи, понемногу начинают чувствовать ноги, сам кушает… И главное – он живет уже 1 год 8 месяцев! Как благодарить Петра Георгиевича!»
Своими огорчениями делится с нами москвичка, пенсионерка, медицинская сестра Л.И.ЛАКЕЕВА. Она 35 лет проработала на одном участке. Любила работу, помнит много лечебных историй, а до сих пор, знаете, о чем жалеет? О том, что много лет назад не прошла по конкурсу в медицинский институт. Вот такая пожизненная верность медицине и никаких разочарований! Думается, что «сестричкой» Людмила Ивановна была славной.
Владимир ХРИСТОФОРОВ, член редколлегии «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru