09 ноября 2024
Она требует широкого использования зарубежного опыта
По сообщению информационных агентств, со ссылкой на вице-премьера Александра Хлопонина, российское правительство планирует создать рабочую группу по снижению потребления алкоголя в стране. Прокомментировать это мы попросили врача-нарколога, профессора кафедры психиатрии и наркологии ММА им. И.М.Сеченова доктора медицинских наук Юрия СИВОЛАПА.
– Юрий Павлович, в последние годы, по данным Минздрава России, уровень алкоголизации населения у нас в стране пошёл на убыль. Так ли это, и чем тогда вызвана необходимость создания отдельной группы при правительстве для борьбы с проблемой?
– Качественный мониторинг потребления алкоголя в стране никогда не проводился. К сожалению, официальная статистика и данные Министерства здравоохранения не учитывают реальный уровень алкоголизации населения в России (методика оценки достаточно сложна и несовершенна, достоверных исследований почти нет). Так, по данным официальной статистики, производство и продажа официально продаваемого алкоголя снизились, однако производство нелегального алкоголя в 2014-2015 гг. выросло, поэтому говорить о том, что алкоголизация населения снижается, было бы некорректно. Об этом как раз свидетельствует данное решение правительства.
– Как, по вашему мнению, повлияло на ситуацию решение об уменьшении стоимости алкоголя, в частности водки? Какие меры вам кажутся более действенными: фискальные (т.е. удорожание алкоголя, увеличение акцизов, запреты на продажу в общественных местах, ограничение времени продажи и запрет продавать ночью) или методы разъяснения и убеждения?
– Наиболее эффективно – прямое ограничение доступа к спиртным напиткам с помощью фискальных инструментов: высокая цена, ограниченное время продаж, ограниченное количество магазинов, имеющих лицензию на продажу алкоголя, неотвратимость наказания за нарушение правил продажи, например продажу алкоголя несовершеннолетним. Наряду с этим крайне важно запретить рекламу! Но нужны и другие меры – пропаганда умеренного употребления алкоголя, а в некоторых случаях – и пропаганда жизни без алкоголя.
Хотелось бы особенно отметить, что колоссальные перспективы в решении проблемы могут быть получены при изменении существующих подходов к терапии, а именно – появления для всех желающих и нуждающихся возможности получения квалифицированной консультативной и терапевтической помощи со стороны врачей общей медицинской практики и других специалистов (кардиологов, гастроэнтерологов, эндокринологов, неврологов и т.д.).
К сожалению, в настоящий момент по существующим нормативным документам только психиатр-нарколог имеет право оказывать помощь пациентам, у которых имеются проблемы с алкоголем. Тогда как в европейских и других странах эту помощь может оказывать врач любой специальности, и это благотворно отражается на эффективности терапии, конструктивно способствуя решению проблемы.
Мне кажется, в данном случае мы крайне недостаточно используем зарубежный опыт (хотя, разумеется, и там не всё идеально, но целесообразность его адаптации для наших реалий – очевидна).
– Назовите, пожалуйста, примеры удачной работы в данном направлении.
– Страны, в которых разумная алкогольная политика привела к весьма впечатляющим успехам, – Финляндия и Швеция.
– Может ли человек сам оценить, насколько у него велик риск развития алкоголизма?
– Для этого существует ряд доступных тестов. Например, достаточно простой экспресс-тест CAGE, который с высокой долей вероятности отвечает на вопрос, имеется ли избыточное (рискованное) потребление алкоголя и вероятность алкоголизма, а также нужна ли медицинская помощь в преодолении пагубной привычки.
При этом, конечно же, диагноз «алкоголизм», как, впрочем, и любой другой, может устанавливаться только врачом. Задача тестов – насторожить человека! Поэтому их всё чаще медики рекомендуют сомневающимся пациентам, зная, что те рано или поздно, осознав глубину проблемы наедине с самим собой, к ним вернутся.
– И несколько слов о лечении. Из поколения в поколение передаётся молва о чудодейственных народных средствах, которыми можно излечить больного даже без его ведома, подсыпав в еду или напитки. Рекламу современных подобных снадобий то и дело можно встретить в прессе. Не может получиться так, что человек сам себя протестировал, а потом и вылечил? Или это исключено?
– Во-первых, лекарственные средства, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения для лечения алкогольной зависимости, как и любые серьёзные лекарственные препараты для лечения любых болезней, как известно, рекламируются только в специализированных изданиях для медиков.
Во-вторых, любой уважающий себя врач ответит: применение снадобий и не имеющих статус фармакологических лекарственных средств веществ, да ещё и без ведома человека (больного) – это мошенничество.
Отсутствие в нашей стране уголовной ответственности (или минимальное наказание) за их рекламу и продажу по-прежнему наносит большой вред и больным, и их родственникам (а в итоге – и нам, медикам, вынужденным порой бороться с последствиями такого лечения), так как при этом отсутствует необходимый лечебный эффект, происходит прогресси-рование заболевания, возникают и пагубные последствия для здоровья – осложнения, а иногда и летальный исход.
Больные нуждаются в квалифицированной помощи с применением одобренных в мире и в нашей стране доказанно эффективных и безопасных лекарственных средств, а также в соответствующих терапевтических методиках.
Беседу вела
Алёна ЖУКОВА,
корр. «МГ».
Москва.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru