11 января 2025
Эндоскопические технологии набирают всё больший оборот в лечении гинекологических заболеваний
Ещё в 80-е годы прошлого века эндоскопические методы хирургического лечения казались чуть ли не заоблачной, космической технологией. Однако прогресс стремителен, и уже сегодня мы наблюдаем бум эндоскопии. Что же касается гинекологии, то на современном этапе в крупных клиниках почти 90% хирургического лечения в этой области осуществляется эндоскопическим путём. Совершенству таких технологий нет предела, о чём свидетельствуют ежегодно проходящие в нашей стране международные конгрессы, посвящённые эндоскопии в гинекологии с участием самых авторитетных учёных и хирургов. Об этом и многом другом «МГ» рассказала заместитель директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И.Кулакова, заведующая кафедрой репродуктивной гинекологии и хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова, главный акушер-гинеколог Минздрава России, академик РАН Лейла АДАМЯН.
- Лейла Владимировна, 9 июня стартует очередной международный конгресс, посвящённый новым технологиям в лечении гинекологических заболеваний. Какие ожидания вы связываете с этим мероприятием?
- Истоки этого ежегодного конгресса берут своё начало в уже далёком 1991 г., когда по нашей инициативе была создана и официально зарегистрирована эндоскопическая ассоциация. Это уже 28-й конгресс по счёту. Самым значимым моментом в этом мероприятии является то, что к нам в очередной раз приедут учёные самого высокого уровня, мировые светила в области эндоскопической гинекологии. В ходе наших встреч мы пересматриваем, конкретизируем и дополняем буквально всё, что было новым на предыдущем аналогичном мероприятии. В ряде случаев и отказываемся от каких-то технологий.
Конгресс представляет собой съезд не только самых ярких звёзд мировой гинекологии и эндоскопии, но и специалистов в нашей области со всей страны, желающих получить самую свежую научно-практическую информацию. У них будет уникальная возможность интерактивного общения, обмена опытом и повышения своей профессиональной квалификации. Наряду с этим нами совместно с одним из ведущих мировых экспертов – доктором медицины, профессором, заведующим кафедрой акушерства и гинекологии Университета Луи Пастера в Страсбурге Арно Ватьезом создан мастер-класс для молодёжи.
Наиболее примечательно, что в ходе таких конгрессов из 3-4 операционных нашего центра на нескольких экранах в режиме онлайн демонстрируются операции. Трансляция идёт на весь мир. Этот проект представляет собой колоссальное шоу, аналогов которому нет ни в одной стране.
- Насколько распространены эндоскопические гинекологические операции в нашей стране на сегодняшний день?
- Конкретной цифры нет. Получить достоверные статистические данные на этот счёт не представляется возможным в виду того, что отечественные медицинские учреждения делятся на государственные, частные, ведомственные и т.д. Однако могу уверенно сказать, что в 1991 г. полномасштабные эндоскопические операции проводились всего лишь в трёх российских клиниках, естественно не в таком объёме и качестве. Сегодня же в нашей стране мы наблюдаем эндоскопический бум и не только в гинекологии. Более того, лечение эндоскопическими методами на современном этапе проходит и в режиме экстренной хирургии.
Стоящая перед нами задача заключается не столько в открытии новых эндоскопических операционных, сколько в подготовке кадров самого высокого уровня. Стандартные эндоскопические операции в настоящее время выполняют практически везде. Обидно, когда не слишком квалифицированные специалисты берутся за выполнение сложных вмешательств. Эндоскопические операции «высокого полёта» должны проводиться исключительно в медучреждениях так называемого третьего уровня – там, где реально есть эксперты. Поймите, на кону стоит качество жизни и зачастую возможность реализации репродуктивной функции женщины.
Многие думают, что зеркалом человеческой души являются глаза. На самом же деле зеркало души – это и настроение, и репродукция, и сохранение семьи, а также многое другое, что спрятано очень глубоко.
- Какова доступность для населения эндоскопических методов лечения в гинекологии?
- Насколько я осведомлена, доступность абсолютная. Согласно современному законодательству, каждый человек имеет право выбора врача. И если вдруг в какой-то больнице пациент не может получить тот или иной вид лечения, он может обратиться в клинику более высокого уровня.
Как вы знаете, наш центр является ведущим российским гинекологическим медучреждением. Мы никогда и никому не отказываем в помощи. 40 с лишним лет я веду еженедельный амбулаторно-консультативный приём, куда приходят женщины из всех регионов России. За один такой приём в среднем с моими сотрудниками мы консультируем 35-40 пациенток. На моей памяти ещё ни одной из пациенток не было отказано в лечении, если на то были показания.
Также мне известно, что московское здравоохранение ведёт активный мониторинг в этом направлении и достигло больших успехов. Отвечая в рамках кафедры за некоторые клинические больницы (№ 50, № 15, ГКБ, клиника УДП РФ, МВД и др.), могу сказать, что сегодня наши женщины не имеют оснований для жалоб на доступность эндоскопического лечения.
Другое дело, повторюсь, качество оказания помощи. Здесь нужно очень чётко выбирать те клиники, которые в состоянии обеспечить адекватные объём и качество той или иной операции.
- Главные характеристики этого метода?
- Это – ювелирная работа в полном смысле этого слова. Сохраняются все анатомические структуры. Ведь дело не просто в том, чтобы сделать «прокол» в брюшной полости. Если мы говорим о молодых женщинах – во главе угла сохранение репродуктивности, в то время как для женщинам постарше не безразличен косметический эффект. Рубцы после полостных операций смотрятся, мягко говоря, некрасиво. Кроме того, они долго заживают и могут нести за собой массу осложнений: воспаление, болевой синдром, необходимость антибактериальной терапии, увеличение продолжительности пребывания на больничной койке и др.
Минимальное вмешательство даёт максимальный эффект и в плане сохранности тканей. Эти операции проводятся под оптическим увеличением – в 20, 30 и даже 40 раз. Прилежащие ткани травмируются минимально. Работа ведётся непосредственно с поражёнными тканями: удаляются миоматозные узлы, выделяется капсула эндометриоидной кисты, капсула опухоли, проводится коррекция порока развития матки и т.д.
Даже онкологические заболевания сегодня не являются противопоказанием к хирургическому лечению эндоскопическим доступом. В ряде случаев нет необходимости в колоссальных разрезах и в целом в полостной хирургии. Разумеется, есть ситуации, где без этого не обойтись, но сегодня это скорее исключение, нежели правило.
Однако необходимо понимать, что для высоких показателей эффективности и безопасности эндоскопического лечения нужен целый комплекс мер: правильно выбранное медучреждение, опытный и квалифицированный хирург, реанимация и интенсивная терапия, современные технологии и условия, соответствующие показания и отсутствие противопоказаний. Наряду с этим каждая женщина должна быть осведомлена о том, что она имеет полное право на выбор метода и доступа хирургического лечения: лапароскопию, чревосечение или влагалищный доступ. Мы живём в век страховой медицины, и каждый волен по согласованию с врачом выбирать для себя объём операции и лечения, подписывая информированное согласие.
- Какой процент гинекологических заболеваний на современном этапе лечится таким способом?
- Мне сложно отвечать в масштабах всей страны. Мы не располагаем такой статистикой. Однако если говорить о медучреждениях, соответствующих уровню нашего центра, то в среднем 85% всех операций, в том числе самых сложных, проводятся эндоскопическим доступом. Это касается и миом, и кистом, и эндометриоза, и пороков развития, и поликистозных яичников и др. Что же до онкологии, то в нашем центре соотношение эндоскопических и полостных заболеваний примерно 50 на 50. Справедливости ради замечу, что такая картина наблюдается и за рубежом.
- Как бы вы оценили уровень владения нашими врачами эндоскопическими технологиями?
- Есть очень «продвинутые» специалисты, создатели своих уникальных методик. Наш центр в этом плане является ведущим. В ряде случаев операцию делает робот. И я этим очень горжусь, поскольку имею вместе с нашими коллегами определённый вклад в развитие этой техники.
Мы пока работаем по принципу пирамиды – как в советское время. Вся сложная патология концентрируется в ведущей клинике страны. К примеру, под моим наблюдением было свыше 8 тыс. случаев тяжёлого эндометриоза – ни в одной стране мира такого опыта нет, а случаев кольпопоэза – операций по созданию искусственного влагалища при врождённой аплазии в нашей клинике более тысячи. Отсюда и опыт. Многие типичные случаи для нашего центра – эксклюзив на периферии. И это не только в нашей специальности.
Кстати говоря, наш центр активно участвует в образовании акушеров-гинекологов всей страны. Помимо конгрессов у нас проводятся индивидуальные курсы повышения квалификации, разные по продолжительности. Кроме того, у нас есть великолепный симуляционный центр для совершенствования практических навыков. Повышение профессиональной квалификации на регулярной основе – залог успешной работы врача в любом клиническом направлении.
- На каком уровне относительно мирового наши врачи владеют эндоскопией в гинекологии?
- На уровне ведущих специалистов – мы не уступаем, а в чём-то даже превосходим. Что касается общего уровня эндоскопического мастерства, то всё зависит от ситуации. Надо учитывать невысокую медицинскую подготовку нашего персонала в целом по стране, а также низкую медицинскую активность нашего населения: ситуации, когда пациент обращается к врачу лишь в случае запредельных размеров опухоли и запущенных процессов – не единичны. Но в целом мы достигли огромных успехов в этой области.
- 40 с лишним лет вы занимаетесь проблемой эндометриоза…
- Эндометриоз – это загадка века. Происхождение этого заболевания полностью не раскрыто. Хотя, безусловно, эндометриоз имеет и генетическую основу, и иммунные нарушения, зависит от гормонального влияния и других нарушений. Он вездесущ! Существует эндометриоз глаза, уха, носа, гортани, кишечника, мочевого пузыря. Иными словами этот патологический процесс может развиваться практически везде при наличии в организме благоприятных условий для его распространения. И неблагоприятная экология не способствует его профилактике.
Очень многое сделано в плане хирургического лечения этого недуга, существуют препараты, подавляющие активность очагов эндометриоза, однако, к сожалению, анатомический субстрат данного заболевания не ликвидируется без хирургического удаления, поэтому мы ждём появления новых технологий, которые смогут помочь нам в победе над этим коварным заболеванием. У меня такое чувство, что весь мир бросился на поиски новых методов диагностики и лечения эндометриоза, и на предстоящем конгрессе отдельной строкой прозвучат доклады по результатам исследований в этом направлении, в том числе с помощью лекарственных препаратов.
- Вы ведёте активную педагогическую, административную и общественную работу. Не отдаляет ли это вас от практической деятельности?
- Каждый день с 7 часов утра я занимаюсь лечебной работой, в том числе и хирургической. После операций и консультаций – наука, лекции, педагогика, работа над документами из Минздрава. Удаётся решать и организационно-административные вопросы. Так что обилие дел, не имеющих прямого отношения к лечебному процессу, не отдаляет меня от пациентов.
Я всегда говорю: моя церковь – операционная. Именно там я получаю максимум удовлетворения: на моих глазах и с помощью моих знаний, выздоравливают пациенты, ученики повышают свою квалификацию, создаются новые технологии. Операционная – то место, где у меня происходит наибольшая концентрация мыслей, а также возникает огромное количество новых идей, которые могут быть реализованы в дальнейшей научной, педагогической, практической деятельности.
«Знание – сила», «Дорогу осилит идущий» и «Учиться никогда не поздно» – мои главные принципы. Настоящий профессионал получает наибольшее удовольствие от работы, которая даёт ему уверенность в себе, независимо ни от чего. И если наступает такой момент, когда работа становится в тягость, появляется усталость от неё, пропадает интерес, не следует продолжать заниматься этим делом, нужно уходить. Я счастлива на работе. Чувствую, что ещё очень многое не сделано.
Беседу вёл
Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ,
обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru