Вы здесь

Самолечению пора положить конец

Если держать ориентир на здоровье наших сограждан

 

«Реклама медицинских препаратов в СМИ» – этой теме был посвящён «круглый стол», который провёл Комитет Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи совместно с Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья. Участники заседания пришли к выводу, что ограничение рекламы лекарств должно коснуться не только СМИ, но и других способов её распространения.

Что во главе угла?

Напомним, накануне Президент РФ Владимир Путин по итогам форума «За качественную и доступную медицину!» Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», поручил правительству к 20 июля 2016 г. разработать изменения в законы, касающиеся ограничения рекламы лекарственных средств. По мнению экспертов, данная инициатива поможет снизить цены на лекарства, сократить количество граждан, занимающихся самолечением, и снизить госрасходы на лечение пациентов, пострадавших от самостоятельной терапии.

Открывая дискуссию, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин назвал обсуждаемый вопрос одним из самых важных и в то же время самых спорных. «Мы имеем дело с противостоянием двух фундаментальных идей демократического общества: идеи свободы прессы, основанной на поступлении средств от рекламы, и идеи здоровья нации. На сегодняшний день у нас есть законодательство, принятое в годы экономического подъёма и довольно существенно ограничивающее рекламу медицинских средств, с другой стороны – пресса, в результате кризиса попавшая в непростую финансовую ситуацию. Традиционная реклама является основным способом материального обеспечения СМИ и немаловажным стимулом для повышения качества работы. Реклама медицинских средств закономерно рассматривается многими неспециализированными средствами массовой информации как законный источник дохода».

Председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Фургал отметил, что «на сегодняшний день законодательная база урегулирована, однако остаётся вопрос с правоприменением некоторых её аспектов».

Первый заместитель министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян уточнил, что с точки зрения профессионального медицинского сообщества «во главу угла должны быть поставлены интересы здоровья и жизни пациентов». Кроме того, он отметил «важность всестороннего информирования граждан с учётом тех рисков, которые несёт предоставление некорректной информации».

И.Каграманян считает важной работу над повышением информированности россиян о здоровом образе жизни. Он призвал представителей средств массовой информации расширить социальную рекламу здорового образа жизни. «Мы хотели бы, чтобы СМИ находили возможность предоставлять в своём эфире больше времени для социальных программ, направленных на улучшение информирования нашего населения о здоровом образе жизни, о факторах рисках, о факторах профилактики», – отметил замминистра.

Об опасности самолечения граждан заявила на «круглом столе» сопредседатель Центрального штаба ОНФ депутат Госдумы РФ Ольга Тимофеева. Она сообщила, что по данным ВЦИОМа, самолечение предпочитает четверть россиян (25%). Это приводит к росту запущенных случаев заболеваний, расходы на дорогостоящее лечение которых потом всё равно ложатся на государство. Иногда такая практика приводит к смертельным случаям. В США, например, по данным экспертов, ежегодно от самолечения умирают 100 тыс. человек.

«Ограничение рекламы лекарственных препаратов должно коснуться прежде всего сильных обезболивающих препаратов. Ведь сняв боль, люди своевременно не обращаются к врачу, – отметила О.Тимофеева. – Но в этой ситуации необходимо изучить рынок – что именно сейчас рекламируется, а потом проанализировать с привлечением экспертов, какие именно лекарственные средства и как ограничивать».

Обойдёмся без запретов

В настоящее время закон «О рекламе» разрешает рекламу в СМИ только безрецептурных препаратов, которые составляют около половины фармацевтического рынка. Рецептурные лекарственные препараты допускается рекламировать только в специализированных СМИ, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Как подчеркнула О.Тимофеева, ограничение рекламы лекарственных препаратов должно коснуться не только СМИ, но и других способов распространения рекламы (уличной, на транспорте и т.д.). «Так как суть поручения Президента не ограничить прибыль СМИ за счёт сокращения объёмов рекламы в пользу других носителей, а ограничить самолечение граждан, – пояснила депутат. – И если рекламы сильнодействующих средств не будет в газетах, но она останется на улицах и в транспорте, то мы проблему не решим».

По данным маркетинговых агентств, за первую половину 2015 г. , реклама лекарственных препаратов на ТВ и в печатных СМИ составила около 20% всего рекламного рынка в России. Реклама лекарств занимает первую строчку в рейтинге, опережая банковские услуги, розничную торговлю. Маркетинговые затраты сегодня составляют почти 25% от стоимости препарата, что эксперты считают одним из определяющих факторов роста цен на лекарства.
Президент Трансконтинентальной МедиаКомпании и сопредседатель комиссии Ассоциации коммуникационных агентств России по связям с государственными органами Александр Митро-шенков акцентировал внимание на том, что реклама лекарственных средств занимает ведущее положение по затратам (порядка 20,3% за первое полугодие 2015 г.). Поэтому в случае ограничений или запрета такой рекламы, СМИ и фармпроизводители понесут значительные потери, что, в свою очередь, скажется на экономике России. А.Митрошенков добавил, что, помимо всего, потребителей ожидает серьёзный информационный вакуум.

По мнению исполнительного директора Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Дмитрия Целоусова, «реклама лекарственных препаратов остаётся ведущей на рынке в силу ряда причин. Это и высокая степень самолечения граждан России, и особенности системы здравоохранения, и негативный опыт обращения к специалистам. Среди подобных проблем люди начинают искать ответы сами, и первое, что они находят, – реклама в СМИ. Сегодня никто не говорит о полном запрете рекламы лекарственных средств, однако необходимо обратить внимание на процесс отнесения препарата к рецептурным или безрецептурным и рекламировать только безрецептурные лекарства после общественного обсуждения, в том числе с профессиональными организациями».

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников считает, что «к рекламе лекарств нельзя подходить с общим лекалом». Однако не следует «запрещать рекламу безрецептурных средств, эффективность которых доказана и которые не могут принести особый вред при ошибочном употреблении».

Нужен «свой» закон

Председатель правления некоммерческого партнёрства «Калужский фармацевтический кластер» Иван Глушков уточнил, что цель поручения Президента состоит в предложении набора мер, которые могли бы ограничить самолечение граждан, но ни в коем случае не ограничить доступность лекарственных препаратов. «Реклама в этом возможном наборе – только одна из мер, не основная и не последняя, – отметил выступавший. – И безусловно требуют обсуждения и регулирования этичность этой рекламы, объём этой рекламы. Это вопросы, которые нужно обсуждать».

О проблеме рекламы медицинских препаратов председатель правления Калужского фармацевтического кластера рассказывал главе государства на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!». По его словам, широкий доступ к медикаментам без рецепта врача приводит к тому, что люди при выборе препарата руководствуются информацией, почерпнутой из рекламы, и компании делают на это упор в ущерб качеству товара. «Пациент ориентируется на рекламу, а вовсе не на результаты клинических исследований. Отечественные компании это понимают и тратят гигантские деньги на рекламу и немного – на исследования», – подчеркнул И.Глушков.

В.Путин согласился с тем, что эту сферу нужно урегулировать. По словам российского Президента, «сейчас действует только один принцип – принцип рынка, продвижения продукции любой ценой». Глава государства подписал перечень поручений по итогам форума «За качественную и доступную медицину!» ОНФ. Эти поручения касаются финансирования здравоохранения, оплаты труда медицинских работников (в том числе устранения существующей диспропорции в зарплатах руководителей ЛПУ и основного медперсонала), реализации программы реформирования отрасли и др.

В частности, Правительству РФ поручено обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», а также порядка определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения. Кроме того, глава государства поручил проанализировать причины значительного расхождения в стоимости при проведении в субъектах РФ закупок для государственных и муниципальных нужд и принять меры по их устранению.

А в декабре Президент поручил правительству сократить сроки регистрации медицинских изделий и лекарств. Он потребовал до 1 апреля разработать предложения по сокращению сроков регистрационных процедур в отношении высокотехнологичной продукции, включая её сертификацию и лицензирование деятельности по её производству.

Кроме того, глава государства поручает кабинету министров в эти же сроки проработать вопрос по введению на 3 года «надзорных каникул» для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения.

В перечне поручений, подготовленном после заседания президиума Государственного совета 25 ноября 2015 г., также содержится ряд предложений по поддержке инвестпроектов и инвесторов, сокращению сроков регистрации медизделий и лекарств.

Участники дискуссии пришли к выводу о том, что тема рекламы лекарственных препаратов требует всестороннего рассмотрения. Вопрос о рекламе медикаментов в СМИ не лежит лишь в одной парадигме и охватывает многие актуальные вопросы: проблему самолечения, этический аспект рекламы лекарственных препаратов, ужесточение контроля за отпуском лекарств по рецептам, особенности эффективного законодательного регулирования рекламы на всех медийных площадках и многие другие. Обсуждение темы будет продолжено.

А в Совете Федерации считают что реклама лекарственных препаратов не должна регулироваться законом «О рекламе» - для неё необходимо разработать отдельный федеральный закон.

«Закон нужен о рекламе лекарств, и он должен быть отдельный от закона о рекламе», - сказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников. Но сначала, по словам сенатора, нужно запретить рекламу биологически активных добавок.

Иван ВЕТЛУГИН.
МИА Cito!

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru