24 декабря 2024
Россия готовится к Олимпиаде в Сочи, другим значимым спортивным событиям. В стране стало больше внимания уделяться развитию физической культуры и спорта. Серьезные надежды возлагаются на подрастающее поколение. В спортивных секциях и детско-юношеских школах взращивают юных спортсменов. Взращивают как могут, а не так, как хотелось бы. Потому что не хватает квалифицированных кадров для медицинского сопровождения детей, занимающихся спортом, не решены многие проблемы спортивной медицины. О них, об этих проблемах, сегодня наш разговор с профессором Сергеем КЛЮЧНИКОВЫМ, сотрудником организационно-исследовательского отдела Центра спортивной медицины ФМБА России.
– Сергей Олегович, как ситуация в «королевстве» под названием «Спортивная медицина», особенно в той части, что касается детей и подростков? Почему время от времени в средствах массой информации появляются сообщения о внезапной смерти ребят, занимающихся физкультурой и спортом? Это вызывает в обществе бурную реакцию и недоумение: почему такое происходит с детьми, считающимися здоровыми.
– Вот именно «считающимися». Оценка состояния здоровья детей, занимающихся спортом, показала, что практически здоровыми является лишь треть от числа всех юных спортсменов. Анализ сложившейся в России ситуации продемонстрировал, что есть блестящие физкультурные диспансеры, прекрасные специалисты, но в целом положение дел оставляет желать лучшего. Более 30% детей, занимающихся спортом, не проходят углубленные медицинские обследования. Не развита система постоянного контроля за здоровьем юных спортсменов, потому что школы не обеспечены кадрами. Отсутствует постоянная прикрепленность детских спортивных учреждений к соответствующим медицинским центрам. Между тем юные спортсмены подвергаются физическим и эмоциональным перегрузкам, травмам, что при недостаточно хорошо организованной системе медицинского обслуживания не может не сказаться на уровне их здоровья. В последние годы увеличилось число случаев миокардиодистрофий у детей, занимающихся спортом, что, по всей вероятности, связано и с ростом объема тренировок, их интенсивностью без учета индивидуальных особенностей ребенка. Чрезмерные нагрузки приводят к нарушениям не только сердечно-сосудистой системы, но и половой (так, задержка полового созревания у юных спортсменов – не редкость), оказывают большое влияние на опорно-двигательный аппарат. По сути, вовлекается весь организм, который, особенно в подростковом возрасте, наиболее чувствителен к влиянию неблагоприятных факторов.
Необходим пересмотр подходов к решению ряда проблем, в том числе особенностей течения различных заболеваний у спортсменов. Если в обычных условиях подростки, например, с банальной респираторной инфекцией справляются без серьезных последствий, то при действии экстремальных факторов, при нервных и физических перегрузках могут наступить значительные изменения, в конечном счете формируя тяжелые и даже неизлечимые состояния.
– Нередко приходится слышать, что тот или иной спортсмен выступал на соревнованиях с высокой температурой, с пневмонией, проявляя чудеса героизма и мужества.
– Понятно, что соревнования – важный этап в жизни спортсмена, ради них он тренировался, к ним долгое время готовился, и отказываться от них из-за болезни никому не хочется. Делается всё возможное для снятия острых симптомов, но это далеко не безразлично для юного организма. Победа любой ценой в данном случае не оправдана. К тому же зачастую в спортивной медицине, как и в общей педиатрии, снятием острой ситуации всё и ограничивается. О реабилитации, восстановлении мы забываем. Кстати, в спортивных секциях нередко занимаются дети с очагами хронической инфекции.
– Что же необходимо предпринять?
– Нужно навести порядок в нашем «королевстве». Нужно пересматривать подготовку и подбор «свиты» – специалистов, работающих в спортивной медицине, совершенствовать порядок проведения углубленных медицинских осмотров, используя дифференцированные диагностические программы. Нужны новые критерии отбора детей для занятий спортом с учетом изменившейся антропофункциональной составляющей. И тогда будут «королевские» победы, всемирно значимые спортивные успехи.
Нельзя сказать, что ничего не делается. Безусловно, делается. Издан приказ Минздравсоцразвития России, регламентирующий допуск к занятиям физической культурой и спортом. Центром спортивной медицины ФМБА России готовится концепция медико-биологического обеспечения детского и юношеского спорта. В эту концепцию закладывается три принципиальных краеугольных аспекта: углубленное медицинское обследование детей, занимающихся спортом, отказ от фармакологических стимуляций организма ребенка, совершенствование профилактических и реабилитационных мероприятий.
Предлагается создать электронный паспорт, на Западе он уже давно существует. Электронный паспорт позволяет не только структурировать данные, но и координировать действия разных специалистов. А для детства это имеет принципиальное значение. Когда ребенок попадает к специалисту, тот может в течение времени проследить его состояние. Ему не придется каждый раз копаться в индивидуальной карте, если она есть. Сами же спортсмены из-за страха быть не допущенными к соревнованиям нередко скрывают свои недуги.
Необходимо вооружить врача спортивной медицины, врача, работающего с детьми подросткового возраста, четкими критериями, протоколами ведения ребенка, в том числе и в ситуациях, когда выявляются функциональные изменения. Существуют стандарты, протоколы, утвержденные Минздравсоцразвития России, но это стандарты ведения нозологических форм. А в данном случае мы говорим о детях, которые занимаются спортом, то есть о здоровых. Нужна жесткая система контроля применяемых лекарственных средств и биологических добавок. Формуляр – тот «портфель» врача, где находятся лекарственные средства с доказанной эффективностью, которые можно применять у детей и подростков. А у нас получается, хватаем самые разные «новомодные» таблетки и думаем, что решим проблему. Когда мы оценили перечень препаратов, переданных распоряжением сверху в одну из детских спортивных школ, то оказалось: 70% из них разрешено применять только с 16 лет. Среди новомодных подходов – «иммуномодуляторы», которые нередко оказываются первоочередными средствами даже при обычной простуде.
– Безусловно, подросток должен подойти к соревнованиям на пике своей формы.
– Не дай бог заболеть, его начинают горстями пичкать всевозможными иммуномодуляторами, иногда одновременно несколькими (!) Анализ амбулаторных карт детей подросткового возраста показал: назначается такая смесь иммуномодуляторов, что иммунная система не знает, как ей реагировать на все эти назначения. И всегда ли надо молотком подправлять столь ювелирно созданную природой систему?
При этом никто не считает стоимость лечения. Фармаэкономика остается для практических врачей каким-то туманным обстоятельством.
Кстати, разовое определение иммунного статуса – это выброшенные деньги.
Препараты, которые могут быть использованы на практике, должны иметь хорошую доказательную базу, рационально применяться. Юным спортсменам широко рекомендуют витамины и микроэлементы, влияющие на энергетический обмен. Как правило, те и другие содержатся в одной таблетке. Однако существует как отрицательное взаимодействие отдельных компонентов, так и положительный взаимоусиливающий их эффект. Исследование, проведенное нами несколько лет назад, показало, что население, подавляющее большинство родителей хорошо относятся к использованию витаминно-минеральных комплексов у детей. Но, как выяснилось при детальном рассмотрении, в каждом пятом случае прием их прекращается на первой же неделе. Потому что родители не информированы о том, как долго нужно принимать витамины, в инструкциях не обозначено, что пить их нужно не меньше 4 недель. К тому же родители недостаточно дисциплинированы.
Отказываются от приема витаминно-минеральных комплексов и по причине возникновения побочных эффектов. Увы, инструкции мало кто читает, а в них написано, что некоторые из витаминов рекомендуется принимать только с 12 лет. На деле же в каждом втором случае их принимают дети более раннего возраста, которым они запрещены.
По некоторым витаминам частота побочных реакций достигает 15%. А причина нередко кроется в качественном составе вита-минно-минеральных комплексов, например, в какие-то из них включен витамин А, превышающий нормы потребления в 2-3 раза, а в каких-то вообще его нет. То же самое можно сказать о витамине Е, который не так уж безвреден в больших дозах, аналоги просматриваются и для различных микроэлементов.
Всем хорошо известно, что кальций необходим для формирования костного вещества, передачи нервных импульсов, сокращения мышц. Однако он в первую очередь является регулятором всех клеточных процессов, генератором выработки энергии, клеточным информационным носителем.
Для того чтобы кальций, попав в организм, усвоился, нужно соблюдать сочетание его с определенными витаминами и микроэлементами. Например, должно быть соотношение между кальцием и магнием, как 2 к 1. В реальности наши дети магния получают меньше в 15 раз, цинка в 2 раза, бора в 9 раз. Дисбаланс по микроэлементам колоссальный. На кальциевый обмен влияют витамины С, К, А, группы В, фолиевая кислота, целый ряд микроэлементов.
Очень важное обстоятельство: кальций должен поступать в организм только в сочетании с белковой пищей и, безусловно, двигательной активностью (лежачему, неподвижному человеку сколь бы его ни давали, эффекта не будет). В период бурного роста, в 11-18 лет, подросток должен получать 1,5 г кальция в сутки. В реальности дети получают в 3 раза меньше. Причина очевидна – питание детей это чипсы и многообразная газировка. В чипсах кальций не содержится, а газированный напиток еще больше «обваливает» кальциевый обмен. Я уже не говорю о его влиянии на поджелудочную железу.
– А в каком виде следует давать кальций? В виде молока?
– Лозунг «Пейте, дети, молоко – будете здоровы» знаком каждому с пеленок. Но в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М.Сеченова профессором Дмитрием Шиловым были проведены исследования, продемонстрировавшие, что частота переломов у детей, которые пили молоко в необходимых количествах, и которые его не пили, не меняется. Молоко, увы, не помогает.
– Спасет таблетка?
– Не всякая. В большинстве случаев только 25% кальция усваивается при приеме таблетки. Как ни странно, наилучший эффект на сегодняшний день дает бабушкин метод, когда толкли яичную скорлупу и добавляли лимонный сок. (Цитрат кальция остается оптимальной формой для усвоения кальция). Другой вопрос, что современному человеку это кажется неприемлемым. На фармрынке есть препарат, разрешенный с 6-летнего возраста, который содержит все необходимые для кальциевого обмена минералы, витамин D и дает достаточно хороший клинический результат, но не стану его называть, чтобы не рекламировать. Подчеркну лишь, что усвоение кальция лучше всего происходит в вечернее время. Утром его давать бессмысленно.
Однако следует учитывать еще один момент. Железо, как и кальций, тоже рекомендуется принимать только вечером. Но вместе их давать нельзя: все выпадает в осадок и выводится из организма. Поэтому если врач назначает препараты кальция и железа, он должен предупредить пациентов и их родителей, что прием следует развести по времени как минимум на 4 часа. Принимать железо утром не стоит, поскольку резко увеличивается частота аллергических состояний.
– Что еще должен учитывать сегодня врач, работающий с детьми, занимающимися спортом?
– Конечно же, в первую очередь типы конституции, то есть предрасположенность к развитию той или иной патологии. Помимо типов конституции, следует иметь в виду такое понятие, как энергодефицитный диатез. Сегодня доказано, например, что в зависимости от наличия энергодефицита по-разному рубцуются ткани при ожогах, по-разному происходит реабилитация. Учет этого обстоятельства позволит существенно улучшить качество индивидуальной реабилитации каждого ребенка.
К сожалению, до сего дня нет четких критериев, позволяющих проводить отбор детей не просто для спорта в целом, а для конкретных видов. Не развита система педагогической и психологической помощи. А ведь ребенок, занимающийся спортом, выдернут из общества, он находится в экстремальных условиях (постоянные сборы, проживание в интернатах и т.д.). Нужно развивать систему педагогической и психологической помощи несовершеннолетним спортсменам, думать о реальной профилактике для каждого конкретного ребенка, занимающегося спортом.
Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru