23 декабря 2024
Удовлетворены качеством медицинской помощи 82% пациентов – такие результаты получены в ходе анкетирования жителей Иркутской области. Показатель не просто хороший, но очень высокий, учитывая, что здравоохранение этого региона так же, как и большинства других территорий России, испытывает серьезный дефицит финансирования территориальной Программы государственных гарантий.
По мнению директора Иркутского территориального фонда обязательного медицинского страхования Сергея ШОЙКО, данный «парадокс» объясняется просто: даже при недостатке финансовых средств многие проблемы можно решить просто хорошей организацией работы ЛПУ и строгим контролем качества медицинской помощи. Подробнее об опыте работы Иркутского территориального фонда ОМС в интервью Сергея ШОЙКО «Медицинской газете».
– Сергей Валентинович, новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» предусматривает ряд глобальных изменений. В частности, возможность участия в реализации региональных программ ОМС медицинских организаций всех форм собственности, а также «открытие границ» системы ОМС для страховых организаций. По вашему мнению, может ли реализация данных положений закона реально повлиять на доступность, а главное – на качество медицинской помощи?
– Прежде всего, хочу сказать, что реформа здравоохранения, и в частности системы обязательного медицинского страхования, давно назрела, и потому оправданна. Во-первых, она направлена на ликвидацию дефицита Программы госгарантий, который есть во всех субъ ектах РФ. К примеру, в Иркутской области дефицит около 30%. Проблема отчасти может быть решена увеличением размера страхового взноса на работающее население, и мы это уже почувствовали.
Во-вторых, изменившийся принцип медицинского страхования дает гражданину не декларированное, а настоящее право самому решать, какой страховой организации доверить защиту своих прав пациента. Наконец, программа модернизации направлена на то, чтобы подтянуть до одного уровня медицинские учреждения в плане капитального ремонта и оснащения оборудованием. Это также очень важно.
Хотелось бы, конечно, минимизировать влияние и так называемого человеческого фактора: чтобы не занимались поборами в больницах, внимательно относились к пациенту, невзирая на его социальный и материальный статус, качественно выполняли функциональные обязанности, а руководители должным образом осуществляли контроль.
Ясно, что чудес не бывает, и через 2 года, когда комплектация ЛПУ оборудованием будет завершена, сразу и везде не наступит благодать. Необходим ежедневный и ежемесячный внешний мониторинг и контроль доступности и качества медицинской помощи со стороны фонда ОМС и страховых организаций.
– Но ведь система контроля и прежде существовала…
– Да, но что касается Иркутской области, к сожалению, до недавнего времени мы не имели одного важного рычага, а именно в территориальной Программе государственных гарантий не было раздела об условиях и порядке оказания бесплатной медицинской помощи. Так складывались обстоятельства, что именно этот раздел программы был вне сферы внимания органов управления здравоохранением.
Наконец, в 2010 г. вышел приказ Министерства здравоохранения Иркутской области «О порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи населению в учреждениях здравоохранения Иркутской области». Сейчас страховые компании на основании этого документа могут контролировать деятельность лечебных учреждений по соблюдению сроков проведения консультаций, диагностики, госпитализации, оперативного лечения. Установлены жесткие рамки по оказанию экстренной помощи, плановой, стационарной, амбулаторной.
Мы понимаем, что работа по контролю организации оказания и качества медпомощи должна быть ежедневной и проводиться не толь ко внешними экспертами, но и внутри системы здравоохранения, начиная с заведующего структурным подразделением ЛПУ и заканчивая министром. Ведь проблема «если заплатишь, можешь получить услугу немедленно, а по полису ОМС придется ждать 20 дней» никакими денежными средствами не решается. Она решается корректировкой ор ганизации работы лечебных учреждений.
– Новыми участниками системы ОМС должны стать негосударственные учреждения. Какое их количество уже официально работает в региональной системе ОМС? Что показал иркутский опыт?
– У нас представлены ЛПУ всех организационно-правовых форм собственности: в системе ОМС сегодня работают 10 негосударственных учреждений здравоохранения, 5 обществ с ограниченной ответственностью, 3 акционерных общества, 2 автономные некоммерческие орга низации и частная медсанчасть. После того, как был продекларирован полный тариф, еще 10 лечебных учреждений немуниципальной и негосударственной форм собственности подали заявления на оказание услуг застрахованным в системе ОМС. В основном интерес проявляют стоматологические и диагностические медцентры.
Многие претенденты приходят неподготовленными, без малейшего понятия, как работает система ОМС. В том числе крупные негосударственные клиники, которые оказывают помощь по региональной программе ВМП. Объем высокотехнологичной помощи, которую готовы профинансировать областной бюджет и фонд ОМС, прописывается в договоре с клиникой в начале года. Вдруг в середине года оказывается, что квоты закончились, и на этом основании пациентам отказывают в лечении, ссылаясь на ФОМС.
Ситуация, мягко говоря, нелогичная, но самое неприятное – она формирует неверное общественное мнение. На самом деле это всего лишь проблемы планирования внутри самого учреждения и неумение работать в условиях системы ОМС.
Есть примеры, когда «частники» получают деньги ОМС, которые они должны, как полагается, тратить на 5 технологических статей. Вместо этого все деньги делятся на бонусы 3 топ-менеджеров. Либо на покупку оборудования.
Еще пример: клиника идет в систему ОМС и закладывает в тарифы на свои услуги заработную плату врача в размере 74 тыс. ру б. Или требует сразу полный тариф: сделайте для нас идеальные условия.
– Ответ может быть положительным?
– Разумеется, нет. Мы будем доказывать, что финансирование ведется в рамках реальных возможностей системы ОМС и никак иначе. Надо жить по средствам. Мы ждем соратников и помощников, гото вых сотрудничать по правилам системы ОМС и Минздравсоцразвития, а не лоббистов своих личных интересов.
К сожалению, эта неподготовленность входит в противоречие с тем, что мы не имеем права отказать желающим работать в системе ОМС при наличии полного пакета документов, которые они нам представляют. Чтобы помочь претендентам избежать многих ошибок, в Иркутском территориальном ФОМС разработали для них специальные памятки, содержащие основную информацию о системе ОМС, нормативных актах, условиях, которые долж ны выполнять участники системы. Начиная с таких азов, как целевое и нецелевое расходование средств ОМС.
– Думаю, иркутский опыт пригодится многим регионам. Но это, увы, не единственная проблема. Как известно, закон предоставил пациенту право выбора лечебного учреждения и врача. Во многих территориях схватились за головы, поскольку задача очень сложна для реализации. Удалось ли вам найти решение?
– В принципе, да. Совместно с Министерством здравоохранения Иркутской области мы сделали всё, чтобы жители региона могли воспользоваться своим законным правом. Контраргументом лечебных учреждений была невозможность организации надомного обслуживания для пациентов, которые прикреплены к поликлинике одного района, а живут в другом. Наш вариант решения проблемы, – система взаиморасчетов между ЛПУ за оказание надомной помощи на своей территории «не своим» пациентам по конкретному страховому случаю.
Изначально лечебные учреждения пытались «переприкреплять» пациентов, но быстро поняли всю громоздкость такой работы. И при шли к выводу, что взаиморасчеты – наиболее оптимальная форма реализации закона.
– А как быть с преемственностью в выборе тактики лечения? Если это хронический больной, и врач, пришедший по вызову на дом, не знает истории его болезни?
– С завершением процесса компьютеризации лечебных учреждений и внедрением электронной истории болезни проблема преемственности в ведении больных, думается, будет исчерпана.
– И в какой временной перспективе это просматривается?
– Вы же знаете, что сейчас деньги по программе модернизации идут по двум направлениям: на ремонт и оснащение ЛПУ, а также на внедрение стандартов. Если завтра начнут поступать средства на информатизацию, то план их освоения у нас уже готов. Программный продукт, апробированный и одобренный, имеется. Как только откроется финансирование, я думаю, завершить эту работу можно будет в течение 3 месяцев.
– Еще одна новация – расширение числа участников страхового рынка системы ОМС. Какова динамика в Приангарье?
– Почти без изменений. Какие-то заявки мы обоснованно отсекли, также планируется уход одной региональной компании в связи со слиянием с более крупной. К концу года, полагаю, их будет 7, как и прежде.
– Такая стабильность – это плюс или минус?
– На сегодняшний день, я считаю, это минус в нормальной конкурентной борьбе за пациента. Новый типовой договор между лечебным учреждением и страховой компанией прописывает много санкций, равно как и договор между ФОМС и страховщиками, но пока этот меха низм еще не заработал.
С изменением правил страхования страховщики приступили к перераспределению страхового поля, но всё равно старый принцип «по знакомству» не утратил своего влияния. Это выражается в попыт ках работодателей изымать у новых сотрудников их прежние полисы ОМС, навязывать им «свою» страховую компанию. Нам приходится проводить большую разъяснительную работу и с руководителями предприятий, и со страховыми организациями.
– Контролирует ли Иркутский территориальный ФОМС деятельность страховщиков по информированию населения о положениях нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании»?
– Обязательно. По закону, и сам фонд, и страховые организации должны использовать для информирования свои сайты, и такие интернет-ресурсы у всех созданы. Для тех жителей, кто не имеет возможности работать с сетью, даем информацию в печатных СМИ, на телевидении и радио.
За первое полугодие 2011 г. территориальным фондом и страховыми компа ниями опубликовано 47 статей в печатных СМИ. Мы участвовали в 200 областных и районных телепрограммах. В лечебных учреждениях оформлено более 170 стендов с информацией для пациентов. Разра ботаны, отпечатаны и розданы 122,7 тыс. штук памяток, листовок и брошюр для застрахованных. По моей оценке, уровень информированности населения региона достаточный.
– Последний вопрос: расширение круга участников системы ОМС может сопровождаться ростом количества нарушений прав застрахованных. Есть опасения на этот счет?
– На первом этапе подобное неизбежно, появление новых субъектов в системе, конечно, будет отражаться на качестве медицинской помощи. Но я не вижу больших проблем с контролем. Поскольку с этого года данная функция делегирована территориальным фондам ОМС, мы формируем штат экспертов в городах и районах области, для чего заключили договоры с центрами подготовки, чтобы эксперты имели и знания, и соответствующий диплом.
Что касается жалоб пациентов, мониторинг ведется постоянно в разрезе как лечебных учреждений, так и муниципальных образований. За первые 6 месяцев 2011 г. поступило 85 обоснованных жалоб от граждан, больше половины из них – на взимание платы за «бесплатную» медицинскую помощь.
Мало того, что все деньги людям возвращаются, мы еще направляем письма на мэров муниципальных образований: «В вашем лечебном учреждении такие-то факты нарушений прав граждан. Примите меры и сообщите нам». Как оказалось, мера эффективная: глава района или города – должность выборная. Ему не нужен главный врач, у которого в учреждении нарушается закон, и люди на это обязательно отреагируют в день выборов.
Вообще, мое глубокое убеждение, что ни одно направление работы нельзя пускать на самотек. Сейчас надо активно действовать по всем направлениям реформирования здравоохранения и системы ОМС. Если исполнительской дисциплины не будет внутри хотя бы одного субъекта ОМС – фонда, страховой компании, лечебного учрежде ния – все сразу начнет шататься. Само по себе наполнение здравоохранения денежными средствами, результатов по качеству и доступ ности помощи не даст. Деньги – это только основание, фундамент, не менее важный фактор – грамотный менеджмент.
Беседу вела
Елена БУШ,
соб. корр. «МГ».
Иркутск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru