22 декабря 2024
Почему сельский фельдшер по-прежнему ощущает себя заброшенным?
Сельское здравоохранение – тема не очень удобная, а фельдшер ФАПа – фигура достаточно загадочная в российской медицине: он вроде бы есть, а вроде бы и нет. Конференции, семинары, форумы проводятся в основном для врачей и медицинских сестёр, а фельдшеры зачастую обойдены вниманием. Между тем на их плечах лежит забота о здоровье значительной части россиян. Не зря об этом специалисте с нескрываемой тревогой говорил в Послании к парламентариям Владимир Путин.
Четверть населения нашей страны проживает в сельской местности, где много пожилых, одиноких, безработных. И нередко главным медицинским работником здесь является фельдшер. Он как бы олицетворяет нашу медицину. И хотя рождаемость тут выше, чем в городе, однако и смертность идёт впереди на 19%, а младенческая – на 32%.
Среди людей «с особинкой»
Прикреплённые к ФАПу граждане – люди «с особинкой» будут терпеть недомогание до последнего, домашние хозяйства для многих важнее собственного здоровья. В первую очередь они накормят поросёнка, а потом уже вспомнят о себе. На предложение поехать в больницу нередко отвечают: «Как же без присмотра детей оставить?» или «А на кого ж я козу брошу. Кто за ней будет ухаживать?»
Сухие цифры статистики не передают всю полноту картины сельского уклада. Низкая плотность населения, большая территориальная протяжённость, плохое дорожно-транспортное сообщение, безусловно, сказываются на организации медицинской помощи. Провозглашённый курс на оптимизацию подталкивает власти к сокращению расходов. Известно, что за период с 2012 по 2016 г. число врачебных амбулаторий в составе медицинских организаций увеличилось на 4%, однако на 24% сократилось количество участковых больниц, на 5% – фельдшерско-акушерских пунктов. Число фельдшеров и медсестёр, работающих на ФАПах, снизилось на 9%. Соответственно и уровень госпитализации уменьшился на 3%.
С сокращением ФАПов и участковых больниц люди из отдалённых поселений нередко не могут обратиться во врачебные амбулатории, которые находятся на значительном расстоянии от их места проживания, отмечалось на симпозиуме «Сельское здравоохранение», состоявшемся в рамках Всероссийского конгресса специалистов сестринского дела, где работала фельдшерская секция.
– К великому сожалению, проблема доступности медицинской помощи сельскому населению обострилась, – считает главный фельдшер станции скорой медицинской помощи Омска председатель секции «Лечебное дело» Ассоциации медицинских сестёр России Павел Локтев.
По его мнению, существует две группы основных факторов, влияющих на доступность. Одна связана с особенностями расселения на определённой территории, транспортными связями, характером сельского быта и труда. Вторая – с особенностями организации медицинской помощи, обусловленными указанными факторами, недостаточным ресурсным обеспечением.
– Реализуемые в последние десятилетия программы, направленные на повышение доступности и улучшение качества медицинской помощи сельскому населению, не привели к значимому положительному результату, – утверждает он.
Кадры снова решают всё
Самой актуальной остаётся проблема кадрового обеспечения ФАПов и здравпунктов, особенно в отдалённых поселениях. Так, только в Свердловской области свободно около 100 вакансий фельдшеров. В Омской – свыше 50. Не секрет, что работать на селе намного сложнее, чем в городе. Специалист не принадлежит самому себе. Его могут вызвать в любое время дня и ночи, в любую погоду, за тридевять земель. А если учесть, что далеко не всегда он обеспечен транспортом, то можно представить, какие перегрузки он испытывает. Из-за отсутствия средств передвижения фельдшеры вынуждены ходить пешком на вызовы, тратя на это много времени. А что прикажете делать, если под опекой 10-12 деревень, разбросанных друг от друга на расстояние 3-7 км. Летом хоть подспорьем служат велосипеды и скутеры, а зимой вся надежда лишь на «своих двоих». При этом фельдшер постоянно находится на виду: где был, как и что сказал, тут же становится достоянием всей округи. «Сарафанное радио» работает безотказно. И это накладывает дополнительную ответственность.
Интенсивность труда, требования качества оказываемых услуг при недостаточном финансовом обеспечении, низкая заработная плата, отсутствие перспектив делает работу на селе малопривлекательной и способствует оттоку фельдшеров в города. Происходит старение кадров, молодые специалисты из-за неимения жилья не приходят работать на ФАПы, особенно расположенные в отдалённых населённых пунктах.
Удалённость от районного центра, ненормированный рабочий день, низкий уровень оснащённости медицинским снаряжением не вызывает желания у молодёжи ехать в глубинку.
– Приток молодых специалистов, прежде всего фельдшеров, на село крайне низок. Сохранение такой тенденции в конечном итоге приведёт не только к снижению уровня и качества медицинского обслуживания населения, но и к полному его отсутствию в ряде сельских территорий, – полагает главный фельдшер отделения скорой медицинской помощи Крапивинской районной больницы Кузбасса Александр Тайченачев.
Для решения кадровой задачи, считают эксперты, следует делать акцент на сельскую молодёжь (горожане вряд ли приживутся в деревне), привлекать её в профессию, проводить профориентационную работу среди школьников, осуществлять целевые наборы с последующим трудоустройством по месту жительства и обязательно сопровождать студента во время учёбы.
– Нельзя ребят направить в колледж и не вспоминать о них до окончания учебного заведения, – считает П.Локтев. – Преддипломная практика также должна проходить у фельдшера на ФАПе, где он предположительно будет работать. А то получается странная ситуация: фельдшер проходит преддипломную практику в городской поликлинике, а потом распределяется на ФАП.
Для удержания кадров на селе необходимо внедрять целевые программы, усиливать социальную поддержку специалистов, приступивших к работе на фельдшерско-акушерских пунктах и фельдшерских здравпунктах. Впрочем, не только социальную, но и профессиональную.
– Два выпускника колледжа (супружеская пара) с удовольствием поехали работать на передвижной ФАП, – рассказал случай из жизни П.Локтев. – Через месяц к ним с проверкой пожаловала главная медицинская сестра, которая нашла некоторые недочёты в их практической деятельности и сняла стимулирующие надбавки. Молодые фельдшеры получили по 9 тыс. руб. зарплаты. Нормально ли это? А что сделала главная медицинская сестра для того, чтобы научить, подсказать, помочь? Ничего.
Оснащать и обучать
Разумеется, фельдшер должен оказывать помощь в соответствии с современными стандартами.
Но как можно требовать качество выполнения работы, если у молодого специалиста, кроме тонометра, ничего нет?
Сейчас много говорится о высокотехнологичной медицинской помощи (действительно, она становится более доступной, строятся клиники, оснащённые по последнему слову техники), а у фельдшеров сельских ФАПов порой даже телефона нет. Да что там телефона! – кушетки для осмотра пациентов.
В Брянской области было проведено анкетирование работников ФАПов, где среди прочих вопросов значился следующий: «Как фельдшеры оценивают условия, в которых трудятся?». Большинство ответили, что эти условия не соответствуют требованиям. На многих пунктах нет необходимого: холодильников, нормального отопления, а где-то – и водоснабжения, отсутствует обеспеченность транспортом. Интересно, что помимо устранения этих проблем, респонденты считают необходимым расширить перечень манипуляций для выполнения фельдшерами, оплачивать не только первичные посещения пациентов, присылать на стажировку на ФАПы выпускников медицинских колледжей. Сильнее всего обижает фельдшеров равнодушное, снисходительное отношение некоторых врачей ЦРБ, невнимание к ним при доставке пациента в больницу, рекомендации мероприятий, которые они не имеют права проводить.
По словам главного фельдшера Брянской городской станции скорой помощи Любови Байдиковой, фельдшер весьма востребованный специалист на селе, а грамотный, хорошо образованный, опытный – тем паче.
– Сельские фельдшеры готовы работать по современным стандартам, – уверяет она, – что требует не только должного оснащения и высоких знаний, но и развития инфраструктуры села. Для этого необходимо, чтобы административные органы территорий, а также органы управления здравоохранением проявляли больше заинтересованности в укреплении и развитии ФАПов.
По мнению П.Локтева, фельдшер может рассматриваться как самостоятельное звено на этапе оказания первой медицинской помощи населению в сельской местности. Нельзя фельдшеров ФАПов, скорой помощи отодвигать в сторону, забывать о них, как бывает сейчас. Если в ЦРБ проводятся какие-то конференции, то 99% участников этих мероприятий – медицинские сёстры данного стационара (т.е. центральной районной больницы). Почему бы не привлечь фельдшеров ФАПов для профессионального обучения?
– Нужно реализовать программу непрерывного образования и повышения квалификации для работников сельской медицины, – подчеркивает П.Локтев.
К сожалению, на большинстве ФАПов отсутствует возможность пользования интернетом, что затрудняет процесс непрерывного профессионального обучения и возможность получить срочную профессиональную консультацию.
– Обязательно должен работать канал интернет-связи между ФАПом, участковой больницей, ЦРБ и использоваться для консультаций с врачами, проведения обучающих конференций, мастер-классов и т.д. То есть нужно приблизить обучение к месту работы сотрудника, потому что не всем доступно выехать в районный центр, – считает П.Локтев.
Информационные технологии применяются во многих сферах жизни, а на ФАПах они нужнее, чем где бы то ни было.
Нормальное оказание первичной медпомощи населению окажется попросту невозможным, если оснащённость фельдшерско-акушерских пунктов не будет приведена в соответствие с реальными потребностями и современными требованиями к обслуживанию – к такому выводу пришли участники симпозиума.
На их взгляд, необходимо, чтобы государство приняло программы экономической поддержки сельского здравоохранения, направленные на укрепление первичной медико-санитарной помощи, включая развитие ФАПов и врачебных амбулаторий, с учётом критериев физической доступности. Неотложным должно стать совершенствование и укрепление ЦРБ как основного звена в повышении качества и эффективности медицинской помощи сельским жителям.
– Нынешняя система сельского здравоохранения функционирует в ситуации организационного, кадрового и социально-экономического дисбаланса, что, несомненно, требует кардинальных изменений и ряда комплексных мер, направленных на создание эффективной модели сельского здравоохранения, – считает А.Тайченачев.
По его мнению, мотивировать специалистов на работу в сельском здравоохранении можно, предоставив жильё на условиях социального найма с последующей приватизацией (после 10 лет отработки), и продолжив реализацию программы «Земский фельдшер». Оптимизация сельского здравоохранения – это не ликвидация фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, штатных единиц, а комплекс мероприятий для достижения наилучшего результата деятельности системы, выявление наиболее проблемных зон на основе анализа и индивидуального подхода. Нельзя всех равнять под одну гребёнку. Сегодня основные медицинские ресурсы сконцентрированы в городах. Между тем сельские жители в ряде субъектов РФ составляют до 40% населения. И не стоит радоваться тому, что введя понятие домовых хозяйств, мы научили слесаря Ивана измерять давление. Надо, чтобы помощь селянам оказывали квалифицированные медицинские работники.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».
Фото Александра ХУДАСОВА.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru