10 ноября 2024
Из всех разделов Национального проекта «Здоровье» публично больше всего внимания почему-то уделяется двум - техническому переоснащению первичного звена и вакцинации населения. Между тем в проекте есть еще один значимый раздел, на реализацию которого регионы возлагали особые надежды. Речь идет об оказании высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи. Из всех разделов Национального проекта «Здоровье» публично больше всего внимания почему-то уделяется двум - техническому переоснащению первичного звена и вакцинации населения. Между тем в проекте есть еще один значимый раздел, на реализацию которого регионы возлагали особые надежды. Речь идет об оказании высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи.
По прошествии девяти месяцев можно смело подводить итоги и делать выводы, насколько выполнены обещания федерального центра о повышении доступности высоких медицинских технологий гражданам и в какой мере оправданы ожидания территорий. Судя по информации, полученной из регионов Сибирского федерального округа, основные выводы таковы: во-первых, до полного удовлетворения потребности в дорогостоящих видах медицинской помощи за счет средств федерального бюджета еще очень и очень далеко; во-вторых, объемы дорогостоящей помощи, которые «перепадают» регионам, во многом зависят от стараний самих регионов.
В Новосибирске считают прогрессом уже то, что с началом реализации Национального проекта «Здоровье» спрос на «дорогостой» обеспечен хотя бы на 30%, а не на 10, как было в прежние годы. Приказом Мин-здравсоцразвития России для Новосибирской области на 2006 г. выделено 2124 квоты в федеральные медицинские центры. А потребность, как уже сказано, в три с лишним раза выше.
Впрочем, нельзя сказать, что Департамент здравоохранения администрации Новосибирской области всю моральную и материальную ответственность за «дорогостой» возлагает на федеральный центр, а сами местные чиновники только считают проценты от плана. И сегодня бюджет Новосибирской области продолжает финансировать дорогостоящую помощь не только по тем разделам, которые, как программный гемодиализ, в перечень министерства отныне не входят, но и по тем, на которые квот явно недостаточно. Эти затраты составляют порядка 12 млн руб. в год.
К примеру, нейрохирургия: регионам Сибири мест на плановое лечение в НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН выделяются единицы, да и состояние больных, которые нуждаются в сложных нейрохирургических вмешательствах, порой не позволяет транспортировать их через полстраны без угрозы для жизни. Тогда департамент договаривается с нейрохирургическим центром Новосибирской дорожной клинической больницы, где уровень технического оснащения и квалификации специалистов не менее высок, чем у их московских коллег. Разумеется, в этих случаях расходы на дорогостоящие операции берет на себя региональная казна.
- Мы даже не выбираем квоты в некоторых центрах, расположенных за пределами области, только потому, что люди не всегда хотят или могут ехать. И кроме того, Новосибирская область в плане здравоохранения достаточно развитой регион, здесь в областных и муниципальных учреждениях успешно оказывают некоторые виды помощи, на которые нам дают квоты в федеральные учреждения, - говорит начальник регионального Департамента здравоохранения Никита Тов. - Однако в этом году через нацпроект финансируются только федеральные учреждения, а при такой системе потребность в высокотехнологичных видах помощи полностью не закрывается. Мы направили в адрес Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию информацию о возможности участия областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений Новосибирской области в оказании дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи. Если положительное решение будет принято, Новосибирская областная больница получит госзаказ на трансплантацию почки, трансплантацию костного мозга и еще некоторые высокотехнологичные виды помощи. А затраты возьмет на себя федеральный бюджет, дополнив расходы областной казны.
Но вернемся к системе квотирования. Как оказалось, ее параметры, которые доводятся до субъектов РФ в начале года, весьма условны, и при большом желании регион может получить в Минздравсоцразвития России дополнительные квоты. Так, за 9 месяцев 2006 г. в федеральные клиники на дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи по квотам госбюджета направлены 2942 жителя Новосибирской области, что на 35% превысило годовое плановое значение. Например, на ортопедические операции департамент с начала года направил уже более 800 больных при плане 446 квот. Изначально выделенные 900 квот на кардиохирургическое лечение уже в течение года дополнены еще двумя сотнями. На вопрос, как это удается, чиновники ответили: благодаря постоянной работе с министерством.
Стало не идеально, но лучше
В Главном управлении здравоохранения Иркутской области рады уже тому, что федеральный центр выделил высокие технологии и дорогостоящие виды помощи в отдельную строку нацпроекта. Это свидетельствует, что там проблему видят и понимают. Другое дело, темпы удовлетворения потребности в этих видах медицинской помощи пока еще не так высоки, как хотелось бы. По словам специалиста отдела охраны здоровья взрослого населения ГУЗО Евгении Стручковой, с началом реализации национального проекта число квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям Иркутской области возросло почти на четверть:
- Если в 2005 г. их было выделено 1038, то в 2006-м регион получил 1287 квот. Половина из этих квот уже «выбраны», 612 жителей Иркутской области получили необходимое лечение в федеральных учреждениях. Возросло количество выполненных операций кардиохирургического, нейрохирургического и травматологоортопедического профиля. Нельзя сказать, что очереди на операции исчезли совсем, но они стали меньше.
В отличие от жителей других территорий иркутяне не отказываются ехать на лечение в Москву, С.-Петербург, Новосибирск или Уфу, во всяком случае в ГУЗО об этом не говорят как о проблеме или особенности. При этом все больше высокотехнологичных операций выполняется непосредственно в регионе, а именно в иркутском Научном центре реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН.
Кстати, руководители Главного управления здравоохранения Иркутской области также не робеют обращаться в Минздравсоцразвития России или РАМН за дополнительными квотами в случаях, когда пациенту требуется срочная операция, а годовой лимит квот уже исчерпан.
Две квоты на суставы
Томичи ожидали от нацпроекта большего. И в общем-то, справедливо. Ситуацию с дорогостоящими видами медицинской помощи в Департаменте здравоохранения области охарактеризовали как очень напряженную. Причина - несоответствие реальных потребностей и реального финансирования. Для Томской области квот, выделенных в федеральные медицинские центры, явно недостаточно. Их число не просто не увеличилось, напротив - сократилось.
- В 2005 г. нам в один только НИИ кардиологии Томского научного центра СО РАМН было выделено 1600 квот, а в 2006 г. на все виды дорогостоящей помощи дана 801 квота. Из них на НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН - 280, а в очереди на кардиохирургическую помощь - еще 160 чело век, - приводит цифры специалист департамента Марина Полякова.
Можно только строить предположения, почему регион так «урезали» в квотировании. Одна из возможных причин - стремление федерального бюджета переложить часть финансовой ответственности за оказание дорогостоящих видов помощи на бюджет Томской области. Это выглядит логичным, с учетом того, что три крупных федеральных медицинских центра - НИИ кардиологии, НИИ онкологи и НИИ медицинской генетики ТНЦ СО РАМН - находятся именно здесь, сами томичи традиционно предпочитают получать помощь в этих центрах, а не за пределами области, и региональная казна им в этом помогает. Если это предположение верно, то национальный проект заведомо ставит территории РФ в неравные условия: тем регионам, где более-менее развита медицина высоких технологий, достанется от федерального бюджетного пирога меньше, чем тем, которые направляют своих жителей лечиться в сопредельные области.
По признанию томских организаторов здравоохранения, особая нехватка ощущается в квотах на нейрохирургические операции, катастрофически не хватает федеральных квот на ортопедию, в частности на протезирование тазобедренных суставов. По данному виду «дорогостоя» Томская область «приписана» к Новосибирскому НИИ травматологии и ортопедии, и к концу сентября регион выбрал там все свои квоты до единой. А было-то их всего две! Четыре - в Национальный медико-хирургический центр, столько же - в НИИ клинической иммунологии СО РАМН в Новосибирске. Надо ли говорить, что это меньше потребности в десятки раз.
- Как выходим из положения? Просим у Минздравсоцразвития квоты резерва и договариваемся с клиниками. Но есть клиники, которые сверх квот больных не принимают. То есть по каждому больному мы принимаем какие-то индивидуальные решения, это очень затрудняет работу, - говорит Марина Полякова.
В первичном звене - без перемен
Ну а что думают по поводу «дорогостоя» в самих федеральных медицинских центрах? Довольны ли там объемом государственного заказа и тем, как регионы выбирают свои квоты? В Сибирском федеральном округе самая большая доля в системе квотирования досталась Новосибирскому НИИ патологии кровообращения им. Е.Н.Мешалкина. Это и понятно: сердечно-сосудистые заболевания лидируют в структуре инвалидизации и смертности населения России, а значит, именно на решение этой проблемы следует направлять усилия и финансы. Как сказали в НИИПК, с началом реализации национального проекта действительно изменились подходы государства к обеспечению населения дорогостоящими видами кардиохирургической помощи. Если прежде понятия «квоты» и «финансирование» существовали каждое само по себе, а госзаказ, который диктовался институту на те деньги, которые ему выделялись, выполнить было совершенно невозможно, то теперь ситуация принципиально иная. Госзаказ в 2006 г. сократился на 20%, а финансирование увеличилось в 3,5 раза.
- В этом году все квоты обеспечены деньгами с учетом настоящей рыночной стоимости медикаментов, расходных материалов и оборудования. Таким образом, государство наконец-то предложило финансирование реальной помощи реальному больному. По итогам 2006 г. Новосибирский НИИ патологии кровообращения планирует выполнить не менее 3600 операций, - сообщил советник директора НИИПК Артем Пухальский.
Казалось бы, странно: потребность в кардиохирургических операциях растет, а госзаказ сокращается, причем сразу на 20%. В самой клинике Мешалкина не видят в этом беды: за счет внедрения новых технологий растет качество оказанной помощи. Расширился и спектр услуг, которые отныне кардиохирурги могут оказывать за счет средств федерального бюджета.
Со своей стороны институт недоумевает по поводу пассивности отдельных регионов. Некоторые территории не выбирают данные им квоты, другие направляют потоки пациентов очень неравномерно: летом в клинике затишье, зато в ноябре-декабре хирурги станут оперировать в 3 смены.
Есть претензии и к первичному звену здравоохранения: по-прежнему в массе своей пациенты в НИИПК поступают тяжелые, запущенные, с поздно выявленным заболеванием, требующие огромных финансовых затрат на лечение. В этом вопросе, увы, ничего не изменилось даже с появлением национального проекта.
Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
Новосибирск - Томск - Иркутск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru