Вы здесь

Созидатели эталонных ощущений

Казанский государственный медицинский университет стал первым среди медвузов страны, где в ноябре 2002 г. открылся центр практических умений. Он не только впитал в себя европейский и американский опыт подобных структур, но и обогатил его собственными новациями, став «законодателем мод» в России. Сейчас уже мало какой медвуз не имеет такого центра, при этом почти все они учились у казанцев, приезжая к первопроходцу нового учебного направления в стране профессору Сергею БУЛАТОВУ, с которым встретился корреспондент   МГ .

- Сергей Александрович, какие зарубежные университеты были выбраны как «прототипы» для решения доклинической подготовки студентов в Казани?


- «Первопроходцем» этого направления я стал с легкой руки нашего ректора профессора Алексея Станиславовича Созинова, который 10 лет назад, будучи проректором по учебной работе нашего университета, предложил разработать идею тренингового центра для студентов. За опытом мы отправились в самый старый вуз Бельгии - Лёвенский католический университет, основанный в 1425 г. Использование тренажеров, муляжей для отработки практических навыков стало стандартом в ведущих медицинских школах мира последние 20 лет. Как научить студента делать уколы, выполнять сестринские манипуляции, оказывать медицинскую помощь в экстренной ситуации, работать с виртуальным пациентом - всё это мы увидели, а потом постарались воплотить у себя. При этом не копировали, а трансформировали под свои, «отечественные» условия. В частности, воссоздали антураж больничной палаты обыкновенной больницы -вплоть до зубных щеток в стакане и тапочек под кроватью.

- Если вспомнить советское время, когда мы учились, то на общую хирургию, например, было выделено 124 часа учебного времени. Студент должен был многому научиться, в том числе и уходу за больным, но реально ему редко когда давали возможность попрактиковаться…

- И постепенно этот курс, который назывался «общий уход за больным», становился всё более теоретическим. Такая ситуация сохранялась у нас еще лет 15 назад. В современных условиях рыночной экономики и страховой медицины мы себе это позволить не можем - необходимо бороться за качество выпускаемого специалиста. Поэтому упор делается на обучение практическим умениям. Сейчас наша совершенно отдельная от кафедральных занятий программа для студентов 2-го курса рассчитана на 32 часа, это 8 4-часовых семинаров. Каждое занятие посвящено определенной теме: выполнению инъекций, физиотерапевтическим процедурам, работе в операционно-пере-вязочном блоке и т.д.

Разрабатывая концепцию обучения в центре практических умений, мы исходили из того, что не совсем правильно строить обучение практическим умениям будущей профессии в виде разрозненных блоков на различных кафедрах. Зачастую молодому специалисту бывает затруднительно собрать их вместе в нужный момент и применить на практике. Поэтому занятия в центре практических умений начинаются с 1-го и продолжается до 6-го курса как единая сквозная учебная программа. Первокурсники начинают с освоения приемов первой медицинской помощи - при остановке дыхания, сердечной деятельности, ожогах, тепловых ударах, еще не изучив  анатомии. Со студентов старших курсов спрос более жесткий – прежде чем приступать к работе с реальным больным, методики всех лечебно-диагностических манипуляций отрабатываются в центре. Преподаватель должен быть уверен, что перед работой в клинике обучающийся знает, что ему предстоит сделать, и не навредит пациенту. Весь процесс 6-летнего обучения в центре практических умений Казанского ГМУ имеет научно-методологическое обоснование, о чем свидетельствуют авторское свидетельство на изобретение и полученный патент РФ.

- Наслышан об особом изыске вашего центра практических умений - работе с профессиональными актерами. Говорят, этого нет нигде…

- Студенты 4-6-го курсов нуждаются не столько в работе с тренажерами, сколько в оттачивании клинических умений. И здесь используется методика «стандартизированный пациент», прообраз которой мы привезли из университетов США East Carolina и NOVA Southeastern University с которыми у нашего университета давние дружественные партнерские отношения. Эта методика реализуется за счет привлечения профессиональных актеров, которые играют роль больных. Для этого есть специальный антураж, а у каждого актера - свой жесткий сценарный план, они, например, могут во время учебной инсценировки реалистично кричать «от боли» или «досаждать» доктора вопросами.

Название «стандартизированный пациент» не случайно: клинический случай, представляемый актером, стандартен и требует стандартного решения. Каждый эпизод, задача (кейс) нуждается в тщательной методической разработке, этот продукт доводится до совершенства не одним годом практики. Вот студент-куратор входит в палату для работы с пациентом, а в углу неприметная видеокамера, и за ним наблюдает его коллега, у которого другая задача: отметить все допущенные товарищем ошибки – не корректно приветствовал больного, не вымыл руки перед осмотром, забыл важную деталь при сборе анамнеза, не с той стороны пальпирует печень. Если актер в это время играет пневмонию, то рядом с ним стоит аудиоимитатор, и когда куратор начинает работу с фонендоскопом, то слышит настоящие хрипы. Студент 4-го курса должен не только самостоятельно собрать анамнез и провести объективное обследование, но и поставить диагноз. Работая с актером, он должен обрести уверенность в работе с реальным больным. Он имеет возможность назначить пациенту любые лабораторно-инструментальные исследования, начиная от кала на яйца глист и заканчивая допплерографией. Получив данные, сам их читает, ставит диагноз, а потом защищает эту историю болезни у преподавателя. Куратор проходит путь врача от первой встречи с пациентом до постановки диагноза и составления плана лечения. Оценка студента идет по трем параметрам: сбор анамнеза, объективное обследование и коммуникативные навыки.

Интересно, что каждый актер после общения со студентом заполняет стандартный лист: что студент сделал, а что нет. Преподаватель же сравнивает полученные данные и с заключением эксперта, сидевшего за монитором в другом кабинете – это он следил за действиями куратора в прямом режиме. Идет перекрестная оценка, и так контролируется каждая работа.

Весь этот методологический комплекс как составная часть учебной программы используется на 4-5-м курсе, когда каждая группа на неделю приходит в центр практических умений. Каждое занятие имеет строгий регламент: день он работает куратором, день – экспертом, еще один день посвящен неотложной помощи – это отдельный маленький цикл.
 
– Вероятно, нанимать профессионального актера – довольно затратная вещь?

– А вот и нет. Раскрою наш секрет: актер получает 100 руб. за академический час. Но к нам отработавшие большую театральную жизнь пенсионеры идут с большим удовольствием – поверьте, не столько из-за денег, сколько из-за интереса. Это увлекательная театральная игра с медицинским уклоном. У нас, например, работает «пациентом» 80-летняя балерина, до сих пор легко делающая вертикальный шпагат. Мы любим наших замечательных актеров, а периодические теплые встречи за чашкой чая – это настоящие праздники и для них, и для нас.

– Непосредственно перед нашей беседой я попросил у вашего ассистента разрешения самому «поэкзаменоваться» на некоторых тренажерах. Признаюсь, боялся ответить неправильно, но определил мастопатию в молочной железе. И скажу вам, не правы скептики, которые говорят, что надо учиться на пациентах. Тренажеры, тем более такие замечательные, – это эталон ощущений, например полипа в прямой кишке, которые надо знать перед встречей с больным. В свое время мы были этого лишены…

– А у нас еще и ситуационные задачи разыгрываются, например, группа студентов работает как очевидцы на ДТП. Один накладывает шину, другой останавливает кровотечение. В другой игре они выступают в качестве фельдшеров бригады скорой помощи, в третьей – снимают и читают электрокардиограмму, в четвертой – транспортируют тяжелого пациента в полностью оснащенном реальном автомобиле скорой помощи. А на тренажерах кабинета врача общей практики можно научиться осмотру глазного дна, пропальпировать молочные железы и определить онкологию, увидеть воспалительный процесс в слуховом проходе и т.д. Всеми этими навыками должен обладать настоящий семейный доктор.

В центре созданы условия для повышения мастерства на последипломном этапе подготовки специалистов. Так, для молодых хирургов и гинекологов развернут операционный комплекс, в котором размещена современная эндоскопическая техника. А для всех ординаторов первого года хирургического профиля разработана специальная учебная программа по эндоскопии и лапароскопической хирургии. И всё это выполняется на тренажерах и симуляторах.

– Есть ли отдельный экзамен по практическим навыкам?

– Это один из этапов итоговой государственной аттестации. Каждый экзаменуемый получает 9 вопросов: 3 – по реаниматологии, 2 – по терапии, 2 – по хирургии и 2 – по акушерству и гинекологии. Они достаточно сложны.

(Здесь корреспондент «МГ» замечает на соседнем столе ватманский лист с рукописными надписями и стрелочками от уровня к уровню.)

– Это завтрашний день нашего центра. Одно из перспективных направлений – сочетание в одной клинической задаче двух методик: «стандартизированный пациент» и «виртуальный пациент». Вы видите рабочие материалы, в частности, алгоритм практических действий студента при изменении клинической ситуации с пациентом. Надеемся, что скоро эта новация будет воплощена в виде компьютерных программ.

*  *  *
Вечером того же дня корреспондент «МГ» поднялся на огромном воздушном шаре над величественной Казанью. Здесь не было ничего удивительного: Сергей Александрович – энтузиаст воздухоплавания, пилот с 30-летним стажем и в свободное время руководит воздухоплавательным клубом Казанского государственного медицинского университета «Тул-пар» – это имя татарского Пегаса. Возможно, что перед Универсиадой 2013 г. профессору Булатову и 250 его одноклубникам удастся обогнуть на монгольфьерах земной шар – это очень реальный план, который поддерживает даже Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Мы плыли в красных лучах заходящего солнца. Будто макетными казались сверху башня Сююмбеки, «Пирамида», драконы площади Миллениум. Сердце замирало от восторга при виде волжских просторов и по столичному солидных архитектурных красот: а могут же люди своими руками создавать счастье…

Беседу вел
Альберт ХИСАМОВ,
спец. корр. «МГ».
Казань.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru