24 декабря 2024
Не исключение и современная архитектура, через которую можно прочувствовать суть нынешней эпохи, существующие представления о красоте, эстетичности, практичности.
Архитектурные сооружения вместе с природным ландшафтом создают так называемую визуальную среду, в которой мы все и пребываем в течение всей своей жизни. Область знания о взаимодействии человека с визуальной окружающей средой получила название «видеоэкология». Этот термин был введен сравнительно недавно, в 1989 г., доктором биологических наук Василием Филиным, ставшим родоначальником этого новейшего научного направления.
Продукты технократии
До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественных условиях природы, проблем в области видеоэкологии практически не было. Более того, говоря словами поэта Андрея Белого, «душа пила из глаз алмазный ток окрест». Процессы урбанизации полностью исключили возможность наслаждаться окружающей средой, а вместо «алмазного тока окрест» человек получил гомогенную и агрессивную среду, которая, будучи противоестественной, не только не доставляет эстетического наслаждения, но и порождает большое число проблем.
Можно допустить с высокой степенью вероятности, что ребенок, выросший на берегу моря, каждое утро встречающий солнце над бескрайней водной синью, вдыхающий свежий ветер, всегда будет внутренне свободным и готовым к творческим поискам. У его сверстника из бетонной пятиэтажки на окраине с видом на свалку или заводские трубы гораздо меньше шансов на совершенствование и творческое развитие.
В облике советских городов были воплощены идея политического устройства нашей страны, прямолинейный подход к решению диалектических вопросов, пропаганда аскетического образа жизни и борьба со всякого рода излишествами, в том числе и в архитектуре.
Современная архитектура сформировалась под влиянием архитектурных стилей XX века. В наше время преобладает модерн – стиль, появившийся в начале прошлого века и давший множество своих технократических разновидностей. Модерн – это протест против подражания историческим зданиям, нечто новое и современное. Здесь впервые стали использоваться новые материалы – металл, бетон, стекло, в дальнейшем – пластик, сочетающиеся с традиционным деревом и камнем. Это позволило придать архитектурным конструкциям произвольные и необычные, даже фантастические формы. Широкое распространение получило строительство многоэтажных домов.
В 20-е годы появился конструктивизм, который считают направлением пролетарского искусства, воплотившегося и в архитектурных формах. Главная идея конструктивизма – искусство должно служить производству. Основные материалы – бетон и железобетон. Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы.
В Москве немало зданий, построенных в этом стиле. Сейчас они считаются памятниками архитектуры. В Орликовом переулке стоит здание Минсельхоза – шедевр конструктивизма 30-х годов. Считается, что к нему приложил руку великий Ле Корбюзье. Плоский фасад «без излишеств», но и без намека на какую-либо гармонию, стремление представить это сооружение то ли как корабль, то ли как фабрику. Ряды окон, много стекла, серого камня. Кажется, что здесь вас никто не ждет, и дом, если не враждебен, то по крайней мере глухо равнодушен к человеку. Находкой зодчего был лифт в вестибюле здания. В нем нет дверей, это короб-стакан, открытый спереди. Он двигается непрерывно вверх-вниз, от первого до последнего этажа и обратно. Никаких кнопок и прочих устройств для его остановки. Человеку нужно успеть запрыгнуть в этот движущийся стакан, когда его дно поравняется с полом на нужном этаже. Сотрудники этого серьезного учреждения, как тренированные спортсмены, справляются с лифтом отлично, но вот посетители смотрят на это чудо архитектурной мысли с явной опаской.
Вряд ли авторы таких архитектурных идей были мизантропами, скорее всего они были очень молодыми и дерзкими творцами и творили для таких же молодых и дерзких. Они строили для людей будущего. А люди будущего в их представлении всегда абсолютно здоровы, спортивны и энергичны, и эти молодецкие прыжки из лифта и в лифт будут их только развлекать.
Советский конструктивизм – дитя индустриальной культуры, которое высвободила пролетарская революция. Строились жилые дома-коммуны, фабрики-кухни, дома культуры, похожие на заводские цеха. Работы архитекторов того времени талантливы, дерзки, необычны и кажутся революционными. Однако вместе с художественным содержанием из искусства конструктивизма выпал сам человек. Новая идеология действительно превращала, как точно сформулировал Ле Корбюзье, дом в «машину для жилья».
Конструктивистский стандарт входил в противоречие с принципом антропоморфизма, положенным в основу европейской культуры. Человек более не был «мерой всех вещей».
В дальнейшем получили распространение разновидности технократической архитектуры – минимализм, а затем хайтек. Тот же принцип – ничего лишнего, никакого декора, преобладание металла, стекла и пластика, функциональность как ведущая идея.
Однако аскетичный функциональный дизайн имеет еще одну очень важную сторону – он влияет на человеческое сознание.
Среди агрессивных полей
Видимая среда, которая резко отличается от природной, деформирует психологию человека, поскольку он веками жил и формировался как часть природы. Вспомните: в природе нет прямых углов, ровные линии чрезвычайно редки, четких геометрических фигур почти нет. К тому же всё в динамике: деревья колышутся, вода течет, облака плывут. Это природное движение и окружение сформировало совершенный оптический прибор – глаз человека, который постоянно пристально рассматривает окружающую среду. И если естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как природа «лепила» глаз «под себя», то искусственная во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека…
Исследования российских ученых доказали, что большие однотонные поверхности без каких-либо ярких пятен оказывают негативное воздействие на организм человека. На улицах это глухие заборы, гладкие двери, голые торцы зданий, панели большого размера, монолитное стекло, асфальтовое покрытие дорог. В общем, любая одноцветная плоскость, ограниченная прямыми линиями. В Москве одним из наиболее неблагоприятных для глаз объектов считалась уже снесенная гостиница «Россия».
Еще одна составляющая негативной визуальной среды – так называемые агрессивные поля. Это объекты, на которых равномерно расположено множество одинаковых элементов.
Слишком много однотипных объектов, на которых можно зафиксировать взгляд, приводят к тому, что в мозг поступает огромное количество сигналов, содержащих повторяющуюся информацию. Это вызывает смятение, рябь в глазах и заставляет нас быстро отворачиваться. Тем не менее в городах с каждым днем появляются всё новые и новые агрессивные поля. Это и панельные многоэтажные дома с равномерным расположением окон, всевозможные сетки и решетки, ровная кирпичная кладка, плитка в метро и многое другое.
Серый, темно-коричневый, бледно-голубой – цвета, в которые окрашено большинство наших спальных районов, угнетающе действуют на психику. У жителей, вынужденных длительное время проживать в подобных местах, радость постепенно исчезает, уступая место раздражению. Возникает некий своеобразный подсознательный протест, результатом которого бывает острое желание сменить обстановку. Как следствие – наплевательское в прямом и в переносном смысле отношение к жилищу, подъезду и дому в целом. А вслед за этим – вытоптанные газоны, испорченные лифты и загаженные подъезды.
Такая архитектура, с множеством гомогенных и агрессивных полей, влияет на поведение человека, как видно, далеко не в лучшую сторону. Она провоцирует синдром «неосознанной агрессии» – хулиганство, пьянство, сквернословие. У эмоционально неуравновешенных людей, с расшатанными нервами могут быть частые головокружения, тошнота. У страдающих эпилепсией – очередной припадок. У здоровых людей – отклонения в психике.
По данным ВОЗ, процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Правительства многих стран уже разрабатывают соответствующие программы борьбы с этим. Меры принимаются довольно жесткие. Так, в начале 70-х годов в Сент-Луисе (штат Миссури, США) был снесен целый жилой квартал. Принявшие такое решение власти штата мотивировали это тем, что весь район стал рассадником преступности и распада социальных связей в городе.
Хотим жить красиво
Если мы обратимся к истории, то найдем там имя великого архитектора Антонио Гауди, который жил и творил в Испании XIX и начала XX века. Его можно считать родоначальником архитектурной бионики – направления, которое, прежде всего, учитывает природный фактор. Гауди не строил свои здания и дворцы в обычном смысле слова, он их скорее медленно и любовно выращивал, как выращивают цветы или деревья.
Во многих городах уже можно встретить здания, сходные по форме с причудливыми раковинами моллюсков, украшенные куполами, башенками и т.д. Мотивы живой природы повсюду встречаются в лучших архитектурных произведениях.
Развивая свое выражение, получившее широкую известность, Достоевский писал: «Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа».
Совершенно очевидно, что невозможно пробудить потребность красоты в народе, окружив его повсеместно агрессивной визуальной средой. Люди должны находиться в комфортной визуальной среде постоянно. Только таким путем и можно выработать потребность в красоте у россиян, и тем самым можно будет добиться их высшего развития.
В решении этой глобальной проблемы видеоэкология может быть методологической основой. Принципы и методы ее позволят не стихийно, как делалось до последнего времени, а осознанно формировать визуальную среду городов России, полностью соответствующую физиологическим нормам зрения.
С появлением и развитием видеоэкологии появилась надежда, что авторы градостроительных проектов будут учитывать рекомендации видеоэкологов, а архитекторы и дизайнеры – стремиться к созданию красоты в нашем городе. Ведь каждый человек хочет жить в красивом городе, удобном доме с видом на прекрасный гармоничный пейзаж…
Людмила САНИЦКАЯ, кандидат медицинских наук.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru