08 ноября 2024
Простые, но очень необходимые советы
Продолжаем разговор о различных зависимостях от психоактивных веществ и состояний. Мы уже рассмотрели влияние компьютерных игр, пристрастия к интернету и виртуального «зависания» в социальных сетях на 3 уровня человеческой личности – физический, психический и духовный. Теперь поговорим о некоторых способах лечения и профилактики соматических, психических и духовных осложнений, возникающих из-за небезопасного использования компьютера и интернета.
«Конёк-горбунок» у монитора
Когда я провожу занятия со студентами-медиками, обращаю внимание на позу сидящих за партой. Казалось бы, будущие врачи должны прекрасно знать, как сидеть за компьютером. Но обычно я вижу скрюченных горбунков, согнутых чуть ли не в три погибели. Увы, это беда не только молодёжной аудитории... И приходится повторять прописные истины: о физиологических изгибах позвоночника, о правильной осанке, о гимнастике для глаз. Такой разговор не бывает лишним и, надеюсь, приносит добрые плоды.
Да, самый простой и эффективный способ профилактики физических осложнений «компьютерной болезни» – это хорошая организация рабочего места. Для этого необходимо специальное кресло на роликах с высокой регулируемой спинкой и подлокотниками. Это предотвращает появление неприятных ощущений в шее, руках и спине. Кресло должно быть жёсткое или полужёсткое, что улучшает кровообращение в малом тазу и снижает риск развития геморроя. Важно найти и удобную клавиатуру, снижающую риск суставных заболеваний. Специалисты неплохо отзываются о беспроводной клавиатуре и клавиатуре, разделённой на 2 половины (каждая встроена в подлокотники кресла). Размещение других часто используемых вещей (мыши, сканера, принтера и т.д.) не должно приводить к долгому пребыванию в искривлённой позе. И, вообще, надо регулировать режим работы, например каждые два часа делать 15-минутные перерывы и выполнять комплекс несложных упражнений. Минимальное расстояние от экрана до глаз – 50-60 см. Если при этом пользователь плохо видит изображение, то лучше увеличить шрифт или картинку, чем наклоняться вперёд. Для каждого человека подбирается оптимальное разрешение экрана. Компьютерный стол не ставят перед окном, выходящим на солнечную сторону дома. Если это неизбежно, вешают шторы или жалюзи, которые отсекают прямой свет. Экран следует периодически протирать губкой или салфеткой, смоченной специальным раствором.
Кроме того, надо не пересиживать за компьютером, давать глазам отдых и правильно подбирать очки или контактные линзы. Сейчас предлагаются специальные очки с линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе с дисплеем. Сотрудники Института биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН и НИИ глазных болезней им. Гельмгольца создали цветовые покрытия, значительно повышающие контраст изображения. Применение очков с такими покрытиями уменьшает утомление глаз и улучшает фокусировку.
Если работать приходится в шумном офисе, то посторонние звуки отвлекают внимание и утомляют психику. Чтобы нейтрализовать их воздействие, надевают шумоизолирующие наушники.
И ещё несколько простых советов. В помещении, где работает компьютер, необходимо периодически проводить влажную уборку. Пол целесообразно закрывать хорошо моющимся паласом или ковром, притягивающим пыль. Считается, что кактусы, поставленные перед экраном, уменьшают негативное влияние компьютера. Условия труда
улучшает насыщение воздуха отрицательными ионами с помощью ионизатора («аэроионизатор», «люстра Чижевского» и т.п.). И, наконец, надо чаще проветривать комнату, поставить в ней живые растения, аквариум или другие ёмкости с водой для повышения влажности воздуха.
«Электронная приманка»
Врачи, психологи и педагоги (В.Абраменкова, С.Лободина и др.) справедливо настаивают, чтобы строго соблюдалась техника компьютерной безопасности. Разработанные ими рекомендации – это простые, но эффективные меры профилактики компьютеромании. Назову некоторые из них. Время игры ограничивают: для детей 6-7 лет – 10 минут, 8-11 лет – 15-20 минут, для старшеклассников – до 30 минут в день. Нельзя играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, несделанных уроков и даже просто прогулки на улице. Нужно контролировать содержание игр: исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинскими и прочими нравственно отрицательными темами. Внимание зависимого человека следует переключать с вредного на полезное или хотя бы этически нейтральное. Компьютерные игры бывают разные, в том числе отчасти приемлемые. В ряде случаев именно на них разумно делать упор. Некоторые игры используют при работе с детьми, которые страдают нарушениями навыков письменной речи, счёта и координации движений. С компьютером можно играть в шахматы. Это развивает быстроту реакции, память, интеллект, умение концентрировать внимание, учит логике и сообразительности. Компьютерная игра в карты на этом фоне выглядит явно хуже...
Возьмём, к примеру, специальную (обучающая и развивающая) компьютерную игру типа «квест». Её герой попадает в какую-то запутанную ситуацию или получает сложное задание, ему предстоит приключение. Задача играющего – разгадывать тайны и головоломки, сопутствующие приключению. Иногда в основе подобных игр лежат реальные исторические события – расцвет и падение Римской Империи, великие военные походы и т.д. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия и при грамотном подходе пробуждают интерес к истории, дают возможность почувствовать себя участником событий далёкого прошлого, развивают пространственное мышление, логику, память, эрудицию. А вот различные «стрелялки» не стоит применять в качестве «заместительной терапии». Этот «клин» не годится для выбивания какого-либо другого «клина». Правда, бытует мнение, что компьютерные «стрелялки» снижают уровень агрессивности и позволяют человеку «разрядиться» безопасно для окружающих. На самом деле это не лучший способ «выпустить пар». Ведь «котёл» всё равно остаётся внутри и «закипит» в следующий раз!
Будем помнить, что даже у хорошей компьютерной игры не исключены отрицательные побочные эффекты. Допустим, игра развивает логическое мышление. Но попутно подпитывает и тщеславие, и амбиции, и зависимость от виртуального пространства... Мудрые родители стараются, чтобы интерес ребёнка к компьютеру с самого начала был не потребительским, а научно-познавательным и практическим. Тогда это может стать основой будущей профессии (программист, создатель интернет-сайтов, сервисный инженер и т.д.).
Борьба с компьютероманией эффективна, когда усилия направлены не на следствие, а на причину зависимости. Основные мотивы компьютерной игры младшего школьника – это желание получить удовольствие, развлечься, чем-то занять себя, избавиться от скуки, убить время и достичь чего-либо важного, значимого. Дети говорят: чем сложнее выиграть, тем интереснее играть. Значит, игра влияет на самооценку, уровень притязаний и уверенность в себе. Удовольствие доставляют азарт и чувство превосходства над соперником. А ребёнок, испытывающий трудности в общении с людьми, погружается в игру, чтобы почувствовать себя победителем, преодолевающим любые препятствия. Ещё одна причина – дефицит внимания со стороны родителей или сверстников. Тогда ребёнок с головой окунается в компьютерный мир для того, чтобы побеждать виртуальных врагов и тем самым завоевать внимание, симпатию и доверие окружающих либо меньше зависеть от них.
Вот почему запрещать детям уходить в интернет-клуб, отключать или прятать компьютер зачастую бесполезно. Это не решает проблему, а загоняет её вглубь. Лишившись доступа к компьютеру дома, заядлые игроки всё равно ищут его на стороне...
Но и запреты иногда годятся. Так, в начале 2007 г. центральная пресса сообщила историю из семейной жизни Билла Гейтса – разработчика знаменитой операционной системы Windows, главы концерна «Майкрософт» и самого богатого человека планеты. Он ужасно расстроился, узнав, сколько времени проводит за компьютером его 10-летняя дочь Дженнифер Кэтрин. Девочка играла днями напролёт! Миллиардер долго думал, как отвадить чадо от «электронной приманки». В итоге Гейтс и его жена волевым решением ограничили дочке время занятий компьютерными играми. Как говорится, делу – время, потехе – час (точнее, 45 минут в будни и по часу в выходные).
Остальное время пользоваться компьютером Дженнифер позволено лишь для учёбы.
Противоядие от «виртуальной радиации»
Любая киберзависимость – это следствие духовных, внутриличностных и межличностных проблем. Вот почему её нельзя вылечить независимо от воли больного. Настрой на преодоление опасной привычки и сознательные усилия со стороны самого человека просто необходимы. Психологи и психотерапевты разработали свои методы избавления от компьютеромании и интернетомании. Среди них – семейная терапия и групповые психокоррекционные занятия, направленные на социальную адаптацию, повышение психологической самооценки, усиление контроля над эмоциями, укрепление межличностных отношений, обучение навыкам общения. Надо внимательнее отнестись к страдающему человеку и постараться понять, что именно заставляет выбирать ту или иную игру. Нужно разобраться, какие положительные ощущения возникают, к примеру, во время агрессивной игры, когда агрессия льётся «через край» и проявляется в повседневной жизни. Это позволит быстрее найти противоядие – снять зависимость с помощью активного досуга (турпоходы, отдых на природе, физические упражнения, спорт), чтения увлекательной и полезной литературы, знакомства и общения с интересными собеседниками...
За рубежом существует несколько центров поддержки интернет-зависимых людей. Самый известный из них находится в Пенсильвании. Его создала в 1994 г. доктор Кимберли Янг. Есть и Служба анонимной помощи. Она предлагает психологическую поддержку онлайн (сетевой аналог «телефона доверия» и психологической службы). Телефонные и онлайновые консультации призваны помочь клиентам «протрезветь» от Всемирной паутины.
Но всё же, как бы ни были хороши виртуальные службы помощи, предпочтительнее очные формы индивидуальной и/или групповой психотерапии. Критики резонно возражают, что лечить киберзави-симого онлайн – это всё равно что лечить алкоголика на пивоваренном заводе или в пивном баре. Логичнее сначала вывести пострадавшего из виртуального мира, как из очага радиационного поражения, а уж потом оказывать дальнейшую помощь.
В качестве лечения применяют различные виды воздействия, в частности постепенное изменение социальных установок и поведенческих стереотипов. Это довольно длительный процесс, поскольку для закрепления новых форм мышления и поведения требуется время.
Популярностью пользуются и многоступенчатые программы по типу 12-шаговой системы, используемой при лечении алкоголизма и наркомании. Заметим, что ряд авторов относятся к этой системе настороженно, другие же считают её полезной и действенной.
Ещё один аспект. При лечении алкоголизма и наркомании нужно добиться полного отказа от употребления соответствующих химических веществ. А здесь целью является умеренное и управляемое пользование компьютером и интернетом. Подчеркну, что зло – не они сами по себе, а пристрастие к ним.
Интересным опытом делятся китайские специалисты. Интернетомания – настоящий бич китайского общества. Её породил небывалый технологический прогресс, а также неустроенность семейной и бытовой жизни. Заболевание долгое время не воспринималось обществом всерьёз. Однако его жертвами стали уже десятки миллионов подростков. Молодёжь бросает школы и предпочитает сутками напролёт играть в компьютерные игры или общаться в чатах.
КНР занимает второе место в мире после США по количеству пользователей сети. Регулярно в онлайн выходят более 100 млн китайцев. Государство поддерживает и всячески стимулирует использование интернета для бизнеса и образования. Но с 2004 г. власти проводят национальную кампанию по очищению Глобальной паутины от порнографических сайтов и ресурсов с азартными играми. Закрываются интернет-кафе, которые, по мнению правительства, разрушают общественную мораль. Владельцы этих заведений облагаются крупными штрафами и нередко попадают за решётку.
Осознав масштабы проблемы, китайские власти ещё в 2005 г. открыли на территории военного госпиталя в Дасине, пригороде Пекина, первую клинику для интернет-зависимых. Учреждение имеет государственную лицензию и работает на базе центра лечения алкоголиков и наркоманов. Некоторые пациенты обратились туда по собственному желанию, многих привели в клинику родители. В двухнедельный курс лечения входят медицинские средства, психотерапевтические сеансы, психологические тренинги, иглоукалывание и ежедневные занятия спортом. Но главное – это желание и сила воли самого человека. В большинстве случаев лечение в клинике даёт долговременный эффект. Однако стопроцентной гарантии всё же нет. Аналогичные центры китайские власти создают и в других крупных городах страны. Вот бы и нам поучиться передовому китайскому опыту!
Поскольку пребывание в сети небезопасно для духовного, психического и физического здоровья человека, надо соблюдать правила кибербезопасности. Глаза и уши – это окна внутреннего «я». Поэтому нужно чётко ставить цель работы в интернете, не отклоняться от неё и никогда не блуждать по сайтам, особенно развлекательного характера. Важно удержаться от любопытства: «не смотреть по сторонам», то есть не раскрывать посторонних картинок, сомнительных ссылок, рекламы сигарет, алкоголя и т.д. Полезно поставить фильтры, отсекающие доступ к сайтам с непристойным и деструктивным содержанием, и ввести пароль, препятствующий ребёнку пользоваться интернетом (играть в компьютерные игры) без ведома взрослых.
По остроумному выражению, спасение утопающих – дело не только их рук, но и ног. Так что изощрённые киберугрозы нейтрализуются хитроумной кибербезопасностью!
Константин ЗОРИН,
доцент кафедры ЮНЕСКО
«Здоровый образ жизни –
залог успешного развития»,
кандидат медицинских наук.
Московский государственный
медико-стоматологический
университет им. А.И.Евдокимова.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru