Вы здесь

Сообщение об ошибке

Notice: unserialize(): Error at offset 105 of 217 bytes in variable_initialize() (line 1252 of /var/www/1kliniki/data/www/t.alwa.ru/includes/bootstrap.inc).

Береги глаза смолоду!

Не секрет, что существует огромное количество негативных факторов, которые влияют на состояние глазного здоровья школьников во время учебы. С какими врагами нормального зрения у детей необходимо решительно бороться и кто это должен делать?

На эти и многие другие вопросы мы попросили ответить главного детского офтальмолога Минздравсоцразвития России, заместителя директора по научной работе Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РФ Людмилу КАТАРГИНУ.

– Главное, что хотелось бы сказать: состояние здоровья наших детей вызывает большую тревогу у врачей, организаторов здравоохранения и, конечно, родителей. Нарушения зрения и заболевания глаз – лишь часть большой проблемы. В школу зачастую приходят дети уже с целым комплексом нарушений физического состояния, врожденными и приобретенными заболеваниями глаз и организма в целом, с нарушением осанки. Добавьте сюда воздействие плохой экологической среды, нарушений питания и образа жизни, наследственный фактор. Всё это может приводить к нарушению зрения. Есть и другие причины зрительных расстройств у детей: многочасовые просмотры мультфильмов, участие в компьютерных играх, раннее обучение чтению и письму, дополнительные факультативные занятия, плохая полиграфия печатных материалов. Сегодня всё больше детей используют и новейшие источники информатики – Интернет, электронные книги, тексты в мобильных телефонах. Эти и многие другие факторы в значительной степени влияют на состояние детского зрения еще до поступления в школу.

В период школьного обучения эти проблемы обостряются, что вызывает серьезную тревогу. Увеличивается удельный вес аномалий рефракций, приводящих к снижению зрительной работоспособности и в перспективе – к ограничениям в выборе профессии.

Широкое использование компьютеров в учебном процессе, возрастание информационного потока при несоблюдении элементарных требований гигиены зрения приводит к реальным нарушениям работы аккомодационного и глазодвигательного аппарата, снижению возможности участия школьника в активной социальной деятельности и профессиональной подготовке. Печально, что высокая осложненная близорукость является одной из причин, из-за которых сегодня 30% юношей являются негодными или ограниченно годными к военной службе.

– Людмила Анатольевна, какой наиболее часто встречающийся дефект зрения начинает развиваться в школьные годы?

– Близорукость – ею в среднем страдает каждый третий-четвертый житель России, стран Европы и США. Если в младших классах она встречается у 6-8% школьников, то к окончанию учебы, к 17 годам, их число возрастает до 25-30%, а у тех, кто занимается в лицеях и гимназиях, достигает 50%. Частота миопии выше в северных регионах России. Причем наряду с возрастанием частоты миопии увеличивается и ее степень, достигая 6,0 дптр и более у 10-12% лиц, страдающих близорукостью.

Возникновение и прогрессирование миопии приводит к ограничению в выборе профессии, службы в армии, к развитию у значительной части больных тяжелых инвалидизирующих осложнений (дистрофия и отслоение сетчатки). Осложненная близорукость – вторая и третья причина инвалидизации по зрению в России. Нетрудоспособность наступает в зрелом возрасте (40-50 лет), в среднем на 10 лет раньше, чем при глаукоме, катаракте и диабете.

И тут важно знать, что условия для возникновения упомянутых осложнений закладываются гораздо раньше – в период активного прогрессирования близорукости, увеличения ее степени, размеров глазного яблока, а именно у детей и подростков. Это значит, что профилактика развития, прогрессирования миопии и ее осложнений должна проводиться в период их обучения в школе. Роль офтальмологов, обследующих учащихся, трудно переоценить.

– Какие еще состояния, связанные с нарушением рефракции, при своевременном выявлении поддаются профилактике еще в дошкольном периоде и в годы учебы ребенка в школе?

– Астигматизм, дальнозоркость, анизометропия. Если их не лечить, может наступить декомпенсация: косоглазие и (или) амблиопия – стойкое, некорректируемое снижение зрения. Раннее выявление этих недугов, очковая коррекция, в ряде случаев аппаратное тренировочное лечение позволяют предотвратить развитие таких осложнений.
 
– А насколько важна в профилактике нарушений зрения в образовательных учреждениях борьба с глазным травматизмом?

– По частоте случаев глазной травматизм у школьников сопоставим с производственным у взрослых, а при неправильной организации быта и учебы может существенно превысить эти показатели. Среди огромного количества причин травм у школьников – попадание в глаз пулек из травматического и другого оружия, удары острыми предметами во время игр, на уроках труда и рисования. Зрение у детей может пострадать и из-за спортивных травм – ударов хоккейной клюшкой, мячом, при падении на твердые предметы и т.д. Очень опасны и последствия контактов с самодельными взрывными устройствами.

Для предотвращения, профилактики глазного травматизма у школьников нужны правильная организация их труда и отдыха, контроль и большая разъяснительная работа. Если все-таки травмирование глаз, к сожалению, произошло, необходимо срочное обследование подростка специалистом-офтальмологом.

– Учебный год уже начался. Влияют ли на зрение условия, в которых проходят занятия?

– Безусловно, необходимо строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм: правильная освещенность класса и рабочего места школьника, по возможности ограничение зрительной нагрузки, проведение физкульт-пауз, подвижных игр на переменах и др. Необходимо бороться с гиподинамией и «комнатным» образом жизни школьников – увлечением компьютерными играми, просмотром бесконечных телепередач.
 
– Для столь серьезной заботы об охране зрения подростков мало усилий школьных врачей, офтальмологов из ЦРБ. Как идет выполнение государственных программ?

– Следует подчеркнуть, что охрана здоровья детей является государственной задачей и занимает приоритетные позиции во всех мероприятиях и решениях, связанных с охраной здоровья населения. В настоящее время в рамках Национального проекта «Здоровье» и Государственной программы развития здравоохранения МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца подготовлена и одобрена подпрограмма «Совершенствование оказания медицинской помощи населению РФ с нарушением зрения». Профильной комиссией по детской офтальмологии совместно с Минздравсоцразвития России подготовлен приказ «Порядок оказания медицинской помощи детям с заболеваниями глаз и орбиты», предусматривающий восстановление системы диспансеризации школьников, организацию офтальмологической службы различного уровня и внедрения доказательно эффективных методик.

В рамках этих документов предусмотрены организация кабинетов охраны здоровья детей (на базе районных поликлиник), обеспечение их кадрами и оснащение оборудованием. Общее руководство и контроль за деятельностью этих подразделений возложено на главных детских офтальмологов регионов. МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца как головное учреждение Минздравсоцразвития России проводит активную методическую работу в этом направлении. Для реализации поставленных задач работают и профильные комиссии по офтальмологии при экспертном совете министерства. В их состав входят ведущие специалисты страны и главные офтальмологи всех регионов РФ.

Однако только усилий государства недостаточно для сохранения хорошего зрения у детей. В этом основная роль принадлежит родителям и школьным работникам. Зачастую соблюдение простых рекомендаций позволяет сохранять зрительное здоровье.

– Интересно, что же это за рекомендации?

– Их можно разделить на несколько групп, связанных с чтением, соблюдением режима дня, рациональным питанием, рекомендациями врача, увлечением компьютером и просмотром телепрограмм.
 
– Рекомендации по двум последним направлениям мне кажутся наиболее значимыми.

– Общая продолжительность просмотра телепередач детьми до 7 лет не должна превышать 30-40 минут в день, а в среднем возрасте – 1,5-2 часа. Телевизор рекомендуется смотреть при естественном или искусственном освещении с расстояния не менее 2,5-3 м. Что касается продолжительности непрерывной работы с компьютером, то она не должна превышать для учащихся 1-4-х классов 15 минут, 5-7-х классов – 20 минут, 8-9-х классов – 25 минут, для 10-11-х классов – на первом часу занятий – 30 минут, на втором – 20 минут.

Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще чем 2 раза в неделю. Общая продолжительность не должна превышать 60 минут для учащихся 2-5-х классов и 90 минут для 6-11-классников.

Всего 10 минут рекомендуется проводить в развивающих играх с компьютером дошкольникам 5 лет и 15 минут – детям 6 лет. И такие занятия советуем устраивать лишь раз в день и не больше 3 раз в неделю. Ну, а если родители детей, которым исполнилось 8-9 лет, страдают близорукостью, то этим школьникам пользоваться компьютером вообще противопоказано. Понятно, что современная жизнь диктует нам свои условия, которые входят в противоречие с рекомендациями офтальмолога, но факт остается фактом, что у детей группы риска (а к ней принадлежит большинство школьников) при несоблюдении вышеизложенных рекомендаций резко возрастает риск развития разнообразных зрительных расстройств, компьютерного зрительного синдрома, утомляемости, снижения работоспособности и др. Частично компенсировать всё это можно активными занятиями физкультурой, правильным образом жизни, учебы, питания, своевременным обращением к офтальмологу.

– Сколько ценных рекомендаций и всего лишь по одному направлению. Что бы вы хотели сказать нашим читателям медикам-профессионалам в заключение?

– Состояние зрения детей в значительной степени определяется нашим вниманием. Не забывайте делать ежегодные проверки, это поможет своевременному выявлению даже мелких сбоев в их зрительной системе и принятию необходимых профилактических, а если потребуется, и лечебных мер. Педагогам, родителям и школьным врачам следует повнимательнее присматриваться к каждому школьнику. Если ребенок щурится, глядя вдаль, старается сесть поближе к телевизору, низко наклоняется над столом, читая вслух, часто спотыкается, постоянно склоняет голову набок, жалуется на усталость глаз, трет их, а они слезятся или краснеют, значит, его необходимо направить к офтальмологу. Чем раньше, тем лучше. Школьный год только начался, и своевременная и квалифицированная поддержка сохранения здорового зрения подростков поможет им хорошо видеть и став взрослыми.

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru