Вы здесь

Новые подходы к решению старых проблем

Как в Липецкой области выстраивается система охраны здоровья, ориентированная на общественно значимый результат.

В       октябре минувшего года Указом Президента Российской Федерации В.Путина временно исполняющим обязанности главы администрации Липецкой области был назначен Игорь АРТАМОНОВ. Корреспондент «Медицинской газеты» Галина ПАПЫРИНА получила возможность обсудить с руководителем области актуальные на-правления региональной поли-тики в сфере охраны здоровья населения в рамках реализации Национального проекта «Здравоохранение»

 

– Игорь Георгиевич, как вам, человеку, пришедшему в госуправление из банковскогобизнеса, удаётся управляться с такой непростой отраслью, как здравоохранение?

 

– Всегда считал, что эффективное управление любой системой, даже такой сложной, как региональная система охраны здоровья населения, зависит от того, насколько менеджеру удаётся грамотно вычленить базовые проблемы. Такой подход действует и в финансово-кредитной сфере, и, как показывает практика, в здравоохранении. Он позволяет сосредоточить ресурсы на направлениях, обеспечивающих получение максимального общественного значимого результата.

 

Именно к этому мы стремимся в своей деятельности.

 

Сразу по вступлении в должность я дал поручение провести оценку удовлетворённости населения медицинским обслуживанием. Оказалось, что на фоне в целом неплохой результативности лечебной сети области с точки зрения отраслевых индикаторов эффективности, количество граждан, высказывающих нарекания в адрес медиков, достигало 60%.

 

Так мы определили мегазадачу – повышение уровня удовлетворённости населения медицинским обслуживанием. Разложив цель на составляющие, удалось выйти на ряд взаимосвязанных базовых проблем: недостаточную эффективность первичного звена здравоохранения, в первую очередь в виде сохраняющейся очерёдности на получение медицинских услуг; лекарственное обеспечение льготных категорий граждан; дефицит медицинских кадров. Эти задачи стали основой для целого комплекса мероприятий, которые мы сейчас реализуем.

 

– Первичная медико-санитарная помощь – это основа отечественного здравоохранения. Что конкретно было предпринято в этой связи новой администрацией Липецкой области?

 

– Первичное звено здравоохранения обладает наибольшим потенциалом воздействия на состояние общественного здоровья и уровень удовлетворённости населения медицинским обслуживанием. Исходя из этого, на этапе формирования областного бюджета на этот год было принято решение в дополнение к мероприятиям Национального проекта «Здравоохранение» реализовать перечень неотложных мероприятий, направленных на интенсивное укрепление материально-технической базы «первички». Неотложность их была продиктована многочисленными нареканиями населения на неудовлетворительное состояние диагностической базы поликлиник. Дело дошло до того, что целый ряд крупных медицинских организаций не располагал самым необходимым оснащением. О какой удовлетворённости медицинским обслуживанием можно было рассуждать?!

 

Всё это формировало негативный информационный фон, когда речь заходила о работе здравоохранения области.

 

Для преодоления этой проблемы из областного бюджета были выделены около полумиллиарда рублей, за счёт которых с начала нынешнего года закуплены для поликлиник городов и районов области два десятка рентгеновских аппаратов, маммографов, флюорографов, полтора десятка УЗ-аппаратов, четыре десятка разнообразных эндоскопов, десятки единиц иного медицинского оборудования. В дополнение проводятся капитальные ремонты и реконструкции в нескольких десятках медицинских организаций. Всё это обеспечит не только существенный рост качества и доступности первичной медико-санитарной помощи, но и создаст необходимые условия для эффективного проведения всероссийской диспансеризации взрослого населения в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 27.06.2019.

 

Дополнительный импульс был придан развитию бережливого производства в первичном звене. После Общероссийского образовательного семинара-совещания по вопросу организации первичной медико-санитарной помощи на принципах бережливого производства, проведённого Минздравом России в апреле 2017 г. в Ярославле, целый ряд поликлиник области инициативно включился в этот проект. Было организовано профильное обучение, впервые реализованы организационно-планировочные решения. Однако этому бесспорно полезному начинанию не хватало ни динамики, ни организационно-методического единства, ни позитивного восприятия идей бережливого производства в сознании врачей и медсестёр.

 

Новой администрацией области бережливое производство как система, ориентированная на повышение удовлетворённости потребителей медицинских услуг, снижение трудопотерь медицинского персонала, повышение качества и производительности труда, была возведена в ранг приоритетной задачи. Из областного бюджета было выделено дополнительное финансирование на разработку и создание современных организационно-планировочных решений, внутренней навигации, с поручением Президента страны до конца следующего года бережливые технологии будут внедрены во всех без исключения поликлиниках и поликлинических отделениях области.

 

Усилия наших медиков на данном направлении возглавили специалисты Государственной корпорации «Росатом», благодаря которым мы впервые в практике липецкого здравоохранения приступили к внедрению комплексного решения «Бережливый стационар». Для обеспечения эффективного практического внедрения инноваций в строгом соответствии с методическими рекомендациями Минздрава России начал работу региональный центр первичной медико-санитарной помощи. Совместно с Национальным институтом качества Росздравнадзора продолжены работы по использованию системы добровольной сертификации качества и безопасности на всех уровнях медицинской деятельности.

 

Претерпевает качественные изменения содержание работы персонала медицинских регистратур, дежурных администраторов и рядовых медицинских работников. В их практику повсеместно внедряются так называемые скрипты, или сценарии, содержащие описание последовательных действий в зависимости от ситуации, возникающей в процессе исполнения должностных обязанностей. Касается ли данная деятельность ответов на наиболее распространённые вопросы или таких специальных направлений, как профилактика абортов, везде скрипты привносят стандарты и упорядоченность в работу медицинского персонала, сокращая количество жалоб и обращений граждан.

 

Не забываем мы и о развитии инфраструктуры первичного звена здравоохранения. В рамках национального проекта модернизируем действующую сеть фельдшерско-акушерских пунктов и      отделений общей врачебной практики. Мы поставили перед собой задачу за два года обеспечить создание новых и осуществить замену пришедших в негодность фельдшерско-акушерских пунктов более чем в двух десятках сельских поселений. Кроме того, рассчитываем совместно с федеральным центром решить задачу, связанную со строительством многопрофильных поликлиник в двух районах области, подобных той, которая сегодня возводится на территории Усманского муниципального района в соответствии с решением Минздрава России.

 

Укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения в сочетании с внедрением технологий бережливого производства эффективно влияют не только на повышение удовлетворённости населения медицинским обслуживанием, которая, к слову, по состоянию на 1 июля текущего года выросла до 68%. Сокращается очерёдность получения диагностических и лечебно-профилактических услуг.

 

– Да, масштаб преобразований захватывает. Вместе с тем вы отметили, что деятельность администрации Липецкой области не исчерпывается только заботой о первичном звене здравоохранения. Как решается региональной властью задача обеспечения необходимой доступности льготных лекарств?

 

– С первых дней в должности руководителя области я столкнулся с немалым количеством жалоб граждан на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях. Известная часть объяснялась организационными причинами. Мы улучшили персональный учёт льготников, ускорили перераспределение лекарственных препаратов внутри сети предприятия «Липецкфармация», усилили контроль за своевременностью и   качеством заявок на льготные медикаменты от лечебной сети.

 

Однако есть и другие причины жалоб, например, дисбаланс финансирования льготного лекарственного обеспечения, возникающий вследствие реализации права граждан на отказ от получения набора социальных услуг и его замену ежемесячной денежной компенсацией, или «монетизацию». В такой ситуации сохраняют за собой право на льготное лекарственное обеспечение в основном лица, страдающие тяжёлыми заболеваниями, предъявляющими повышенные требования к финансовому обеспечению лекарственной терапии. Мы провели социологические исследования причин отказов льготников от положенных им лекарственных средств. Как оказалось, кому-то лекарств требуется меньше, чем размер ежемесячной выплаты, кого-то не устраивает предлагаемый ассортимент медикаментов и есть желание их приобретать исключительно под торговыми наименованиями, а не международными непатентованными наименованиями, кто-то желает просто поправить своё материальное положение, а кому-то они вообще не нужны. Причины разные, а итог один – отсутствие реальной солидарной ответственности граждан за льготное лекарственное обеспечение, сродни той, которую они несут в рамках обязательного медицинского страхования. Это подрывает финансовую устойчивость системы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, формируя дефицит финансирования, а также ограничивает их права на получение качественного и доступного лечения.

 

В этой связи я согласен с заявлением директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Е.Максимкиной, заявившей на страницах «Российской газеты» в июне текущего года о том, что «нарушение солидарного принципа из-за монетизации льгот приводит к выведению большей части средств из системы лекарственного обеспечения».

 

Понятно, что в таких обстоятельствах область прилагает дополнительные усилия, чтобы обеспечить необходимый уровень доступности льготного лекарственного обеспечения. Только в этом году на данную цель нами дважды выделялись дополнительные ассигнования. Представляется актуальным рассмотрение возможности замены «монетизации» льготного лекарственного обеспечения обязательным лекарственным страхованием.

 

– Вы определили дефицит медицинских кадров как одну из стратегических проблем липецкого здравоохранения. Как с         этим обстоит дело в областных лечебных учреждениях?

 

– На территории Липецкой области на сегодняшний день действует целый комплекс мер социальной поддержки медиков, утверждённых региональным законодательством. Это и социальные выплаты на строительство и приобретение жилья, и разнообразные единовременные компенсационные выплаты, и поощрительные выплаты в сфере здравоохранения, и областные стипендии для студентов-«целевиков»...

 

Все эти меры направлены на поэтапное сокращение дефицита медицинских кадров. В этом году мы приняли закон о полном возмещении расходов на аренду жилья для всех врачей наиболее дефицитных специальностей, вдвое увеличены единовременные выплаты для среднего медперсонала, впервые устраивающегося на работу в фельдшерско-акушерский пункт или службу скорой помощи. До определённой степени это сыграло свою положительную роль, стабилизировав численность врачей. Однако на сегодняшний день убыль врачебных кадров возобновилась. Следует признать, что действующие меры социальной поддержки перестали быть эффективным инструментом повышения уровня укомплектованности медицинским кадрами регионального здравоохранения. В этой связи мы планируем провести их ревизию, в том числе благодаря дифференцированной индексации.

 

В условиях сохраняющегося дефицита прежде всего врачебных кадров мы кардинально пересмотрели роль и место главных специалистов Управления здравоохранения области. В их активной систематической работе с врачами и медсёстрами, занятыми в медицинских организациях первого и второго уровней, мы видим значительные резервы повышения эффективности деятельности лечебной сети региона.

 

Именно с целью активизации деятельности главных специалистов администрация области инициировала в этом году областную профилактическую акцию «Здоровое долголетие», в рамках которой многопрофильные бригады, укомплектованные исключительно главными, а не рядовыми областными специалистами, по утверждённому графику оказывают консультативно-методическую помощь здравоохранению муниципальных районов области.

 

 

Причём в своей деятельности главные специалисты делают упор не только на работе с диспансерными больными под угрозой преждевременной смертности, но и на наставничестве и обучении медицинских работников на местах.

 

Рассуждая об инициативах в сфере кадрового менеджмента в здравоохранении, не могу не остановиться на федеральных программах «Земский доктор» и «Земский фельдшер». За период реализации первой программы с 2012 по 2017 г. в области для работы в сельских населённых пунктах были привлечены 311 врачей, или более 90% от запланированного количества. Однако за последние два года популярность этих программ среди медработников резко снизилась. Конечно, мы пытаемся оживить интерес врачей, проводя масштабные информационные кампании, работая напрямую с медицинскими вузами страны и органами исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации. Однако результат скромный. Опросив медицинское сообщество, поняли, что главная причина – недостаточное материальное стимулирование. Действующие размеры единовременных компенсационных выплат не мотивируют врачей и фельдшеров переходить на работу в сельское здравоохранение.

 

Считаю возможным решением проблемы кратное, не менее чем в 2 раза, увеличение размеров единовременных компенсационных выплат врачам и фельдшерам, участвующим в федеральных программах «Земский доктор» и «Земский фельдшер».

 

И, как в случае с льготным лекарственным обеспечением, предлагаю сложившуюся ситуацию с «Земским доктором» и «Земским фельдшером» во взаимодействии с экспертным сообществом обсудить на страницах «Медицинской газеты».

 

– В заключение нашего интервью раскройте секрет, как вам удаётся сохранять удивительную работоспособность при нынешней нагрузке?

 

– Беру на вооружение опыт умных людей. В общении с коллегами я советую им знакомиться с современной литературой по различным вопросам теории управления. В одной из таких книг приведены замечательные слова: «Есть тысяча и один способ потратить день зря, и ни одного, чтобы вернуть этот день». Исходя из этих соображений, стараюсь максимально наполнять каждый день рациональным и полезным содержанием. А вообще, придерживаюсь здорового образа жизни и систематически занимаюсь физической культурой. Вот и весь секрет.

 

– Прекрасные рекомендации! Уверена, что ваши идеи, высказанные сегодня, найдут своих сторонников и будут реализованы в ещё больших масштабах. А мы приглашаем наших читателей к дискуссии на страницах «МГ».

Липецк.

 

 

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru