Почему стандарты безопасности всегда «написаны кровью»?
Можно ли было в России избежать больших потерь среди меди-цинских работников во время эпидемии COVID-19? Теоретически, можно. Почему же этого не произошло? Потому что в стране не оказа-лось запаса средств индивидуальной защиты, не проявили себя в должной мере клинические эпидемиологи, не была заранее прорабо-тана правильная маршрутизация потоков пациентов в столь неорди-нарной ситуации. Одно дело, когда ты разворачиваешь инфекционный госпиталь «в чистом поле» и другое - когда перепрофилируешь под него многопрофильную больницу, возможно, единственную в регионе. Таким образом, в самом начале эпидемии ошибок было наделано не-мало.
Обеспечение безопасности медицинских работников при оказа-нии помощи в условиях инфекционной эпидемии не должно строиться по принципу «Спасайся, кто может и как может». Об этом шла речь на онлайн-совещании разных организаций, которые так или иначе могут и должны быть причастны к данной теме.
Чтобы никогда больше не повторить подобного, Министерством здравоохранения должна быть разработана методология обеспечения безопасности медицинской деятельности в периоды инфекционных вспышек и на основе этой методологии утверждён федеральный стандарт. Речь не только про СИЗы и «красные зоны»: организация работы всей системы здравоохранения в такие периоды должна быть прописана пошагово.
Такое предложение высказал Комитет Госдумы по охране здоро-вья. По мнению депутатов, необходимо подготовить максимально полный свод регламентов для органов управления здравоохранением и медицинских организаций: как проводить перепрофилирование и переоснащение медицинских учреждений, каковы полномочия клини-ческих эпидемиологов, как выстроить взаимосвязь всех министерств и ведомств по своевременному решению оперативных задач. Не менее важны алгоритмы действий для каждого сотрудника медицинского учреждения - от главного врача до охранника - в каждой возможной штатной и нештатной ситуации, возникающей в этот период.
Председатель Комитета Дмитрий Морозов сравнил это со сводом правил обеспечения безопасности полётов в авиации. Он, кстати, напомнил, что во всех высокорисковых сферах деятельности правила безопасности «написаны кровью». В данном случае - «кровью» тех, кто работает на ликвидации вспышки коронавирусной инфекции. А так хотелось бы этого избежать во время последующих эпидемий!
В Минздраве назвали идею депутатов позитивной инициативой.
- Если ваше предложение будет структурировано и приобретёт какие-то формы, и если мы сможем его реализовать, это будет боль-шое достижение. Мы готовы к конструктивному диалогу, - заверила участников дискуссии заместитель министра здравоохранения Татья-на Семёнова.
При этом, как было подчёркнуто, Минздрав ещё в самом начале эпидемии постарался на «запрос системы» ответить быстро, сообраз-но минимальному набору мер безопасности: сделаны распоряжения обеспечить медиков средствами индивидуальной зашиты; даны ин-струкции по правильному использованию СИЗ; портал непрерывного медицинского образования оперативно дополнили информацией для врачей, которые перепрофилируются для работы в инфекционных госпиталях; материалы по психологической поддержке врачей и мед-сестёр размещены в открытом доступе; проработаны меры морально-го и материального стимулирования, чтобы у медработников, по вы-ражению замминистра, была «гармония ощущений».
Ах да, ещё Минздрав ведёт мониторинг врачей и медсестёр, по-гибших в результате заражения SARS-CoV-2. Это важно, поскольку необходимо реализовать Указ Президента России о страховании мед-работников на случай заболевания и смерти от коронавируса, связан-ных с исполнением профессиональных обязанностей.
- По данным нашего регистра, на пятницу 22 мая число под-тверждённых случаев смерти медработников по это причине составило 101. Сейчас более тысячи комиссий работают в регионах, чтобы в результате расследования подтвердить либо опровергнуть случаи за-болевания и смерти медработников от COVID-19. По данным Фонда социального страхования, на 25 мая состоялись страховые выплаты 823-м медработникам на сумму 56,6 млн. рублей по поводу заболева-ния коронавирусной инфекцией. А в целом в Фонд поступило уже более 5 тысяч обращений по поводу страховых выплат. По каждому из них ведётся расследование, - сообщила начальник Департамента об-щественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ Людмила Летникова.
Ни депутаты, ни представители врачебного сообщества не стали комментировать реплику про тысячу комиссий, устанавливающих истинные причины заражения и смерти медиков в каждом конкретном случае. Зато они весьма убедительно пояснили чиновникам, чем именно обусловлена их обеспокоенность темой безопасности медра-ботников, и в чём конкретно заключаются роли целого ряда министерств и надзорных ведомств в решении данной задачи.
- На встрече с министрами здравоохранения регионов и глав-ными врачами больниц я почувствовал, что есть некое напряжение. Существует разница между тем, что мы им транслируем - а ведь де-лается действительно очень много, - и тем, с чем они сталкиваются на практике. Наглядный пример: невозможно в рамках 44-ФЗ купить ме-дицинские маски, так как цены на эти изделия выросли в несколько раз, а главный врач, по закону, обязан ориентироваться при госзакупках на цены прошлого года, - задал тон разговору Дмитрий Морозов.
В свою очередь депутат Николай Говорин предложил централизовать обеспечение субъектов РФ средствами индивидуальной защиты для медработников. Это позволит избежать ситуаций, когда регионы вынуждены в спешке приобретать СИЗы по неадекватным ценам и сомнительного качества.
Разговор продолжил Президент Нацмедпалаты Леонид Рошаль: «Коль скоро даже в инфекционных госпиталях врачи, которые обес-печены СИЗами, заболевают и погибают, значит, не всё так хорошо, как в докладе Минздрава. Особенно если мы выйдем за пределы Москвы и направимся вглубь страны: там вопрос обеспеченности ме-диков средствами защиты всё ещё стоит очень остро».
По мнению Л.Рошаля, обратить внимание необходимо не только на работу специализированных «ковидных» отделений, но также на обеспечение безопасности медицинских учреждений, оказывающих экстренную помощь «нековидным» больным при травме, отравлениях, хирургической патологии и т.д.
- Когда к нам поступают пациенты по экстренным показаниям, мы не знаем, они здоровы в смысле COVID-19 или бессимптомные носители коронавируса? Иными словами, в условиях инфекционных вспышек все лечебные учреждения должны работать по организаци-онным принципам инфекционных госпиталей с делением на «красные» и «зелёные» зоны, с определённой маршрутизацией пациентов. Но сегодня у нас нет такого документа, где всё это было бы прописано, - подчеркнул Президент НМП.
Ещё один член Комитета по охране здоровья Леонид Огуль счи-тает крайне важным заняться подготовкой клинических эпидемиологов для учреждений здравоохранения. Он подчёркнул, что неплохо бы вспомнить лучшее из советского прошлого, в частности, систему гражданской обороны: обязательно проводить тренинги для медиков по правильному использованию СИЗ, порядку развёртывания мобили-зационных госпиталей, а также создать неприкосновенный запас средств индивидуальной защиты для системы здравоохранения - то, чего не было в начале эпидемии COVID-19 и чего нет до сих пор.
Последнее, кстати, подтвердила заместитель руководителя Росздравнадзора Ирина Серёгина:
- По данным на 26 мая (возможно, сейчас ситуация уже измени-лась - ред.), в ряде регионов страны оставался только недельный запас средств индивидуальной защиты медработников: это Московская, Костромская, Архангельская, Новосибирская область, Свердловская области, Севастополь, Республики Марий Эл и Татарстан. А ряд регионов вообще не предоставляют такую информацию, в их числе Смоленская Томская, Сахалинская, Мурманская, Псковская области, Республика Дагестан и Москва.
По мнению представителя Росздравнадзора, в работе по формированию федерального стандарта обеспечения инфекционной без-опасности медиков и учреждений здравоохранения должны также участвовать Роструд и Роспотребнадзор, поскольку затрагиваются ас-пекты трудового права и охраны труда, а также соблюдение санитарных норм и правил.
Итак, все участники обсуждения единодушны во мнении: федеральный стандарт безопасности должен быть прописан. Заняться этим следовало бы поручить исследовательским институтам, подведомственным Минздраву и Роспотребнадзору. Причём, хотелось бы получить готовый результат до того, как страна и система здраво-охранения столкнутся с очередной инфекционной вспышкой.
Елена БУШ,
обозреватель «МГ»