Вы здесь

Путь один – в гору

Платежи на неработающее население в Оренбуржье давно осуществляются из средств бюджета области. Нельзя не отметить, что Оренбургская область – одна из немногих, которой до сих пор удавалось вносить эти платежи в достаточно полновесном объеме. Правительство области всегда выполняло принятые на себя обязательства по платежам на неработающее население. Эти средства и по сей день являются большей частью бюджета фонда ОМС. Сегодня корреспондент «МГ» Алексей ПАПЫРИН беседует с заместителем исполнительного директора Оренбургского областного фонда ОМС Геннадием БАШМАЛУХОМ.

- Геннадий Яковлевич, удается ли сбалансировать территориальную программу ОМС по доходам и расходам?

- Если говорить о балансе доходов и расходов фонда ОМС на реализацию программы обязательного медицинского страхования, то именно благодаря ему система ОМС в Оренбургской области является финансово устойчивой.

Мы берем на себя обязательства только в тех объемах, которые обеспечены финансовыми средствами. Иначе работать не получится. Представьте, что мы утвердим программу ОМС в желаемой (но, к сожалению, пока недостижимой) сумме, а на конец года исполним ее процентов на 80. Такой подход мы считаем недопустимым, ведь каждый хозяйствующий субъект (а в нашем случае это лечебно-профилактическое учреждение) начинает работу с планирования, и сценарные условия для осуществления своих непосредственных функций должны быть известны ему заранее.

Балансировка доходов и расходов на территориальную программу ОМС осуществляется путем изменения стоимости медицинской помощи, при этом сохраняются гарантированные государством в рамках программы ОМС ее виды и объемы. И вот здесь мы уже говорим о другом балансе, которого в последние годы достичь не удается. Это баланс между необходимым объемом финансовых ресурсов, вернее сказать, нормативным объемом, утверждаемым Правительством РФ ежегодно, и реальными финансовыми возможностями системы ОМС. На сегодняшний день мы должны констатировать, что дефицит обеспечения Программы ОМС в Оренбургской области составляет порядка 18%.

- Отражаются ли на системе ОМС проблемы, которые существуют в отечественном здравоохранении?

- Система ОМС достаточно мобильна и развивается динамично. Из года в год через систему ОМС вводятся различные новшества - как в систему здравоохранения России в целом, так и в развитие здравоохранения области, в частности.

Например, был опыт по лекарственному обеспечению льготной категории граждан, который позволил вскрыть ряд проблем, требующих решения в оперативном порядке. В настоящее время через ОМС реализуются другие проекты, имеющие социальную направленность: осуществляются выплаты специалистам участковой службы, проводится диспансеризация детей-сирот и работающих граждан. Таким образом, через систему ОМС «обкатываются» самые разные направления, решаются первоочередные задачи в сфере развития здравоохранения. При этом ОМС обеспечивает финансово-экономическую устойчивость лечебных учреждений, осуществляет контроль по защите прав застрахованных и т.д.

Поэтому считаю, что система ОМС и российская медицина - это единый организм, а значит нельзя давать оценку по их развитию в разрыве друг от друга.

- Много ли застрахованных в Оренбуржье отправляются на лечение в другие субъекты РФ?

- В соответствии с действующим законодательством застрахованные при возникновении необходимости могут получить медицинскую помощь в любом регионе России, а не только там, где выдан полис.

Так, в прошлом году было зарегистрировано около 70 тыс. случаев оказания медпомощи иногородним гражданам в больницах и поликлиниках Оренбургской области и более 97 тыс. случаев оказания медицинской помощи оренбуржцам за пределами нашей области. Соответственно Оренбургский областной фонд ОМС оплатил счета других фондов на сумму 79,3 млн руб. и получил от них 80,7 млн руб.
 
С 2011 г. система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации будет работать в рамках нового Федерального закона об обязательном медицинском страховании в РФ.

– Каково ваше мнение о нем?

– Начнем с того, что принятие Закона об ОМС в РФ, в котором были бы четко сформулированы задачи и ответственность всех участников медицинского страхования, необходимо, поскольку Закон РФ № 1499-1 от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан в РФ» давно морально устарел и по многим позициям существовал в отрыве от реально складывающейся действительности. Может быть, именно потому, что принятие нового закона предполагает значительные перемены, его рассмотрение и происходило с таким трудом. Только поправки к закону – это более сотни страниц печатного текста, и от чтения к чтению они менялись, порой принципиально.

Что касается прав застрахованных, то проектом закона предусматривается не только их защита, но и ответственность. В частности, предполагается возложение ответственности на застрахованных в самостоятельном выборе страховой организации. При этом на выбранную застрахованным лицом организацию, которая осуществляет медицинское страхование, возложена ответственность по защите его прав на предоставление качественной медицинской помощи. Будем надеяться, что при таком положении, когда две стороны заинтересованы друг в друге, реализация защиты прав застрахованных станет более перспективной и эффективной.

– Оренбургская область – один из крупных субъектов РФ. Удается ли учитывать в тарифах ОМС тот факт, что больницы часто работают как межрегиональные и высокотехнологичные центры?

– За счет средств ОМС оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой ОМС, которая является составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Финансовое обеспечение программы осуществляется бюджетами всех уровней – федерального, регионального (областного), муниципального и бюджета фонда ОМС. Базовая программа обязательного медицинского страхования предусматривает первичную медико-санитарную, специализированную медицинскую помощь, за исключением высокотехнологичной. На сегодняшний день финансовые обязательства по поддержке межрегиональных и высокотехнологичных направлений в здравоохранении являются обязательствами бюджета.

– Как известно, тарифы ОМС возмещают расходы лечебных учреждений по пяти статьям. В то же время сейчас много говорится об одноканальном финансировании. Насколько долгим может быть путь к нему в Оренбургской области?

– Действительно, говорится много. Уже никто не станет спорить об очевидных преимуществах одноканальной модели финансирования системы здравоохранения. В соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ», с 2013 г. ее реализация будет обязательной.

Пока же, по данным Федерального фонда ОМС, в 2010 г. поэтапный переход на одноканальное финансирование осуществляется в 25 субъектах РФ. Не во всех случаях это полноценная одноканальная модель. Кто-то расширяет тариф на оплату медицинской помощи по ОМС, кто-то включает в территориальные программы ОМС виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу ОМС. Количество учреждений также колеблется от нескольких до полного перечня работающих в системе ОМС. В общем, каждый идет своим путем, пробует.

С 2008 г. пробуем и мы. Пока только на учреждениях, находящихся в подчинении субъекта, то есть на областных больницах. А вот с 2011 г. планируем переход на преимущественно одноканальную модель финансирования муниципального здравоохранения.

Вкратце скажу, как это будет выглядеть у нас в области.

На начальном этапе перехода будут сохранены разделения обязательств между бюджетами субъекта, муниципальных образований и фонда ОМС по оплате тех или иных видов помощи, предусмотренных Федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на текущий год. Другими словами, на бюджетном финансировании пока останутся социально значимые виды помощи, скорая медицинская помощь, высокотехнологичная, специализированная санитарно-авиационная помощь и т.д.

Сейчас будем осуществлять только передачу обязательств по возмещению расходов ЛПУ, ранее не включаемых в тариф на медицинские услуги в рамках программы ОМС: прочие выплаты, услуги связи, транспортные услуги, работы и услуги по содержанию имущества (за исключением расходов на капитальный ремонт), расходы на арендную плату за пользование имуществом, прочие работы и услуги, уплата налогов, приобретение основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу, материальные запасы, необходимые для обеспечения деятельности учреждений здравоохранения при выполнении территориальной программы ОМС.

Главным на сегодняшний день вопросом остается вопрос о механизме передачи средств муниципальных бюджетов в бюджет фонда ОМС. Мы пытаемся найти оптимальный вариант для всех участников отношений в системе ОМС.

Немаловажную роль в принятии решения играет также готовность органов местного самоуправления к переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения через фонд ОМС. Ведь исходя из того, что в системе ОМС области применяется единая методика расчета планов-заданий (в расчете на численность), действуют единые тарифы, а также в связи с тем, что дополнительные статьи затрат будут включены в тариф, необходимым становится применение также единого, равного для всех подхода для определения суммы финансовых средств, передаваемой из бюджетов муниципальных образований в бюджет фонда.

На сегодняшний день объемы этих средств в расчете на душу населения отличаются в разы, а это значит, что каким-то муниципальным образованиям придется значительно увеличить расходы на здравоохранение. Есть основания думать, что не все органы местного самоуправления к этому готовы.

Таким образом, к одноканальной модели мы движемся, и, вероятнее всего, в следующем году большинство лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе ОМС нашей области, смогут оценить ее эффективность.

– Геннадий Яковлевич, когда страховые компании и территориальные фонды ОМС все-таки станут адвокатами застрахованных? Оцените уровень информированности граждан о своих правах в системе ОМС.

– Система ОМС на территории РФ и области функционирует уже 17 лет, поэтому можно утверждать, что граждане информированы о своих правах и из средств массовой информации, из Интернета и других источников. Но даже если по каким-то причинам кто-то не усваивает такую подачу, то в краткой форме права застрахованных изложены на оборотной стороне полиса.

На мой взгляд, ярким показателем информированности граждан о своих правах является тот факт, что в последние годы возросла их активность по защите своих прав. Причем сохраняется тенденция к ее росту.

С каждым годом всё больше граждан обращаются в суд с исковыми заявлениями по возмещению морального и материального вреда, причиненного в результате некачественного оказания медицинской помощи. Также увеличилось количество обращений граждан по другим вопросам, связанным с оказанием медицинских услуг, решение которых возможно в досудебном порядке.

Юридическая служба фонда оказывает непосредственное содействие по защите интересов граждан в суде. Специалистами фонда по экспертизе качества медицинской помощи активно проводится работа по обращениям граждан, что позволяет защитить интересы застрахованных в досудебном порядке. Таким образом, информированность граждан позволяет не только защищать интересы застрахованных в случае нарушения их прав на доступную и качественную медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, но и позволяет выявлять проблемные места в существующей модели страховой медицины.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru