26 декабря 2024
Из окон главного корпуса Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова – столица как на ладони. Однако хозяину кабинета, ректору МГУ академику РАН Виктору Садовничему не до красот: привык уходить домой, когда небо над 240-метровым зданием и город внизу сливаются в единое звездное пространство.
– Виктор Антонович, легко ли быть ректором?
– В не столь далекие 90-е университет переживал тяжелейшие дни. Высшая школа была на грани краха. Чиновники пытались рассматривать ее сквозь призму краткосрочной экономической целесообразности. Звучали голоса: в стране слишком много образования и науки… Из-за просрочки уплаты за электричество, телефоны меня трижды вызывали в суд. Вот так, нелегко быть ректором.
– Несколько слов о вашей родословной…
– Моя родина – деревушка Краснопаловка в 120 км от Харькова. Через село, через детство прокатился вал войны. Совсем крохой был. Но до сих пор снится, как фашист бьет прикладом мою маму, которая дала кусок хлеба пленным красноармейцам…
Я рано пристрастился к чтению. «На работу» – пасти коз отправлялся с книжкой за поясом. Однажды мне попалась на глаза брошюра об МГУ. Вот тогда-то зародилась мечта о столичном храме науки. Впрочем, уехать из деревни было непросто – паспорт не давали, а без него куда?.. Вместе с ребятами решил податься в шахтеры.
В Горловке меня определили в забойщики. Донбассу я отдал два года. Дважды попадал в завалы, но – судьба! – повезло. Посылать документы в Москву не решился. Направил их в белорусскую сельхозакадемию. А на другой день начальник участка сообщил, что едет поступать в университет, позвал с собой. Более того, отыскал мое послание на почте. Так на мехмате МГУ появился студент с Украины.
– Как оно проходило – единение с alma mater?
– Разумеется, важны призвание, искра божья. Вряд ли можно рассчитывать на успех без честолюбия, бодрящего желания ни в чем не оказаться последним. Учился легко, увлеченно. Получив красный диплом поступил в аспирантуру. Прошло несколько лет, и я защитил кандидатскую, а затем и докторскую. Почетные звания, общественные должности – у другого закружилась бы голова. Но меня, молодого профессора, звездная болезнь обошла стороной. Захватила иная «звездная» проблема.
…С конца 50-х годов в стране началась подготовка к полету человека в космос. Встал вопрос: какое воздействие окажут огромные перегрузки при старте и спуске с орбиты?
В 1977 г. мне поручили возглавить группу математиков и механиков мехмата, а также специалистов из Центра подготовки космонавтов. Организовали семинар по динамической имитации космического полета. Решили создать тренажер, на котором в реальном режиме времени можно было бы пройти все стадии неизведанного путешествия. И он был сконструирован – мощный комплекс, обеспечивающий 30-кратное ускорение силы тяжести. Результаты практически совпали с теми, что получили позднее в ходе реальных полетов в космос. Впервые в мире удалось сымитировать на земле невесомость. За это научное достижение мне была присуждена Государственная премия СССР.
– Более полувека вашей жизни связаны с Московским университетом. А когда пришло желание встать во главе его?
– Честно признаюсь – никогда не помышлял об этом. Властвовала система назначений, действовал шлагбаум номенклатуры. Однако наступил митинговый 1991-й. Университет был почти парализован. На факультетах, кафедрах шли собрания, диспуты. Всё реальнее обозначалась угроза, что на этой волне к руководству МГУ придет случайный для высшей школы человек, и университет просто пропадет. В те дни впервые поймал себя на мысли: судьба alma mater зависит и от меня, ведь лучше многих знаю вуз, его людей.
Предстояли выборы ректора. Выступая со своей программой, заявил: знаю, что надо университету и как эти знания реализовать. В тайном голосовании 23 марта 1992 г. приняли участие 1200 человек. Большинство назвало ректором мою фамилию. Впрочем, я быстро ощутил, что мой немалый, как мне казалось, опыт администратора мерк перед громадой забот менеджера, человека, которому предстоит сохранить светлый облик университета, у истоков которого стоял Михаил Ломоносов.
Вместе с экономическим шоком мы испытали и шок культурный. Заявила о себе своеобразная «кессонная» болезнь – некомпетентность. Вместе с коллегами я решительно выступил против намерений приватизировать высшую школу. Приватизировать МГУ!.. А кто станет его хозяином и что он захочет? Зачем ему мучиться, кого-то учить: ведь можно столько офисов наделать из университетских аудиторий…
Или другое поползновение – сделать обучение в вузах полностью платным, подменить конкурс знаний конкурсом кошельков. Еще древние заметили: «Тот, кто думает о сегодняшнем дне, заботится о хлебе насущном. Тот же, кто – о завтрашнем дне, вглядывается в молодые лица». А между тем, не секрет – многим не по карману дорога до Москвы, С.-Петербурга, других вузовских столиц страны. В поисках талантливой молодежи сегодня десанты преподавателей МГУ высаживаются в глубинке. Развивается система олимпиад школьников. Уже не первый год проходят фестивали науки… Не забываем: Ломоносов и Шувалов ратовали за то, чтобы принимать в университет «по природным талантам», а не по имущественному или сословному положению.
Давно ли в стране функционировало около 500 общенациональных естественно-научных школ. Гд е они? Деградация вузовской науки чревата для России утратой одного из самых сильных инструментов в конкурентной борьбе на мировом рынке. Обнадеживает, что нынешнее руководство страны осознает это. В высшей школе трудятся десятки тысяч докторов и кандидатов наук. Казалось бы, голод на кадры высшей квалификации вузам не грозит. Однако средний возраст педагогов приблизился к пенсионному. Кто будет работать завтра?
Надо ли делить школы на государственную и частную? Места хватит всем. Но я против искусственного разрушения госсектора, искусственного насаждения частного. У государства не должно быть пасынков. Не приемлю слепого подражания западным образцам, тем же постулатам Бо-лонского процесса, безоглядному увлечению ЕГЭ…
Жизнь заставляет зарабатывать деньги. Однако как ректор я против того, чтобы ведущие университеты занимались коммерцией, сдавая в аренду помещения, играя на бирже ценными бумагами. Коммерцию можно допустить в виде платного обучения зарубежных студентов, участия в борьбе за научные гранты, фонды, стипендии. Что касается платы за учебу для россиян, то это небольшая составляющая в университетском бюджете…
«Не навреди!» – нельзя забывать эту гиппократовскую заповедь, думая о будущем вузовской системы в России.
– Каково, кстати, участие Московского университета в формировании медицинского образования?
– Традиции отечественной науки убеждают: фундаментальность образования – основа всех достижений. При своем рождении Московский университет имел три факультета – философский, юридический и медицинский. Здесь готовили не просто врачей, но людей высочайших моральных качеств, подвижников своего дела. Многие составили золотой фонд медицины. Это М.Мудров, А.Остроумов, Г.Захарьин, И.Сеченов, С.Боткин, Н.Пирогов, Н.Склифосовский, В.Филатов, С.Корсаков, В.Сербский, Ф.Эрисман и другие.
Ныне в стенах МГУ развернута широкая научная деятельность в области здравоохранения. Реализуются новые принципы создания лекарственных препаратов, в том числе направленных на борьбу со старческими заболеваниями. В стадии разработки оригинальные методы неинвазивной диагностики болезней органов дыхания, прототипы вестибулярных протезов для больных людей. Создан медицинский инструмент, оснащенный сенсорной системой, имитирующей осязательные функции человеческого пальца. Проходит испытания в клиниках опытная партия приборов для работы внутри грудной полости, полости суставов, брюшины…
Еще недавно в МГУ не было медицинского факультета. Исправляя историческую несправедливость, ученый совет по инициативе ректора принял решение о создании факультета фундаментальной медицины. Медицина вернулась в университетские стены.
Завершается ввод нового медицинского центра МГУ. На 6 гектарах построены клинический и лабораторный корпуса, оперативный блок, поликлиника – всего 11 корпусов, оснащенных самым современным оборудованием. Перед входом в клинику будет стоять памятник А.Чехову, студенту медицинского факультета Московского университета. Ведь писатель сам говорил, что «медицина – это его законная жена, а литература – любовница»…
Подготовке будущих медиков, без сомнения, поможет и то, что семью суперкомпьютеров МГУ пополнил самый мощный в Восточной Европе суперкомпьютер «Ломоносов» пиковой производительностью 414 Тфлопс. Супертехника позволит создавать лекарства нового поколения, расширить их спектр.
Используя возможности МГУ как междисциплинарного научно-образовательного комплекса здесь первые в России открыли Институт человека.
Не могу не процитировать слова своего давнего и очень интересного собеседника – одного из руководителей компании «Майкрософт»: «Если есть простая задача, мы можем решить ее в Америке. Если есть сложная задача, мы решим ее в Индии. А если есть неразрешимая задача, решить ее можно только в России».
– Непросто держать в руках штурвал высшей школы, несмотря на все цунами последних лет. Без надежного домашнего тыла это было бы, наверное, невозможно?.. Дома, в семье вы тоже лидер?
– Здесь главенствует, скорее, супруга Ада – однокурсница, учились в одной группе. Дети – сын Юрий, дочери Аня и Инна – верны семейной традиции, связали свою жизнь с математикой.
Как ни захватывает государственная, научная, педагогическая работа, заботы администратора, в субботу – воскресенье стараемся вырваться на природу. Люблю посидеть за рулем, прокатиться с ветерком. Так что дорога до дачи не кажется долгой.
Конечно, нелегко. Но шумливое «младое племя» не оставляет места для уныния. В который раз вспоминаю Ивана Бунина:
«Всё ритм и бег. Бесцельное стремленье.
Но страшен миг, когда стремленья нет».
Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru