Вы здесь

В поисках доверия пациента


В последнее время среди населения, да и, чего греха таить, в кругу медицинских работников широко распространено мнение о главенствующей роли диагностических исследований при определении заболеваний. Но позволяют ли сама медицинская наука и технические открытия в медицине говорить о том, что все «таинства» Homo sapiens сегодня полностью подвластны современным диагностическим технологиям? С этого вопроса началась беседа, и не только о диагностике, с Геннадием ХАЙТОМ, главным врачом Ставропольского краевого клинического консультативно-диагностического центра, доктором медицинских наук, профессором, президентом Ассоциации диагностических центров РФ и ближнего зарубежья.

- Наверное, и через 100 лет так утверждать не придется. Сейчас, возможно, человек изучен на
одну сотую процента. Мы знаем, что в экстренных условиях вдруг обнаруживаются такие возможности, о которых никто и не думал. Вдруг просыпается человек после травмы и становится ясно видящим, или еще что-нибудь в этом роде. Очень много вопросов, которые еще предстоит изучить. В настоящее время мы каж дый день, каждый месяц, каждый год приближаемся к тому, чтобы досконально познать физиологи ческие возможности человека.

А если говорить о том, с чего начинается диагностика, так это с первой встречи врача с пациентом. Вот мы с вами увиделись сейчас, я на вас посмотрел, говорю с вами и могу высказать предположение, чем вы больны, то есть я уже занимаюсь диагностическим процессом. Ну, а дальше я должен вас взять за руку, чтобы прощупать пульс, затем нужно послушать сердце и т.д. А инструментальные методы исследования позволяют дополнить, подтвердить или отвергнуть мои предположения об имеющейся патологии. На мой взгляд, самое страшное в современной медицине - это отсутствие времени у врача для личной беседы, возможности выслушать пациента, найти те маленькие-маленькие бугорки, по которым постепенно можно выйти из «болота болезни» пациента.

- Пифагор в свое время сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Наверное, это в полной мере относится и к диагностике, о которой мы говорим.

- Совершенно верно. Врачевание - это, прежде всего, умение найти контакт с пациентом и уметь с ним разговаривать. Врачи, которые думают, что вот у них в руках рентген, компьютерный томограф, МРТ и т.д. и всё у них теперь получится, ошибаются. Самое главное - доверие пациента, а доверие не может быть без того, чтобы не побеседовать, чтобы человек страдающий не проникся мыслью: «Да, врач хочет познать меня, понять мою болезнь, значит, хочет меня вылечить».

- Геннадий Яковлевич, а что надо сделать, чтобы врача освободить от рутины, в том числе и бумажной, и было бы время на такое общение?

- Во-первых, надо больше врачей.

- Хороших и разных, как говорил поэт...

- Да. Мы сегодня занимаем не самые лучшие позиции по количеству врачей: известно, какой у нас дефицит узких специалистов. В поликлиниках их практически нет, не говоря уже о селе. Это первая проблема. Второе - не надо министерскими приказами, внутренними приказами сводить контакт врача с пациентом к двух-трехминутной формальной беседе - быстрее, быстрее, фамилия, имя, следующий... Отсюда и большие огрехи в работе медиков, и обоснованные жалобы пациентов на недостаток внимания врачей. Возникает вопрос: «А во что нам обходится эта медицина»? Вообще сейчас все эти реформаторские министерские усилия сверху - паллиативные, временно приносящие облегчение, а системы как таковой нет. Мы поставили цель, какую-то задачу, но реального решения нет. Вот нацпроект. Накупили оборудования. Добавили зарплату одним, не добавили другим... Аппаратура есть - не хватает врачей. К этому же готовиться надо! Когда мы вводили в Ставропольском крае систему ОМС, мы к ней готовились полтора года, так ведь и ввели, как положено. А что сейчас? - быстрей, скорей, на всех парах... Тем более что власть сейчас у нас не особо обсуждаемая. Ну и что из всей этой спешки вышло? Спалили сумасшедшие деньги, причем всего с 30-процентной отдачей этого оборудования: какая-то аппаратура работает, какая-то - нет, как потом выяснилось. Мы всю жизнь прожили нищими: никто ничего не давал, и когда сказали: «Вот, получайте...», никто и не поверил. Ведь так было! Говорят: «Сколько тебе надо лотов?» - «Давай три» - «Нет, три не могу» - «А сколько можешь?» -«Два» - «Ну давай два».

- Совсем как у Жванецкого -«Диалог на складе».

- Да, или у Райкина. Он говорил: «Зачем нам пианино? - Будем огурцы хранить».

Так вот, дали 2 лота, доктор получил два одинаковых анализатора, а ему и одного - на неделю работы, и всё село уже посмотрел. А у него пара таких. Куда-то исчезли понятия «обсуждение», «гласность». Медики, врачи мало принимают участия и в самой этой реформе, и в этих проектах. Вот и получается, что всё идет «сверху». Но «верх» же не всегда знает, что делается «внизу»! Я почему так говорю? Прошло более 20 лет с момента, когда Е.Чазов создал диагностические центры, и если бы Богу или людям они были неугодны, их бы уже не было. А ведь ни один из центров не закрылся, и все развиваются, и филиалы появляются, потому что в этом есть потребность населения, они пользуются спросом.

- Люди проголосовали ногами...

- Совершенно правильно! И для чего нужно было в каждое ЛПУ ставить такое оборудование? Производство анализов доходит до 80-100 тестов в час. В селе 1000 человек. Десять дней - и всех посмотрели: от новорожденных, до стариков. Ну и что дальше? А дальше всё это оборудование будет стоять. Зачем, спрашивается? А если сделать небольшие межрайонные центры, которые присоединились бы к нам, тогда бы им работы хватало, и не надо столько врачей и другого персонала. А почему сегодня речь не идет о мощных централизованных лабораториях, которые должны обеспечить в первую очередь качество? Никто не против, чтобы общие анализы крови, мочи, все простые исследования выполнять на месте, в больнице. В межрайонной лаборатории должны делать уже несколько иные, более высокого уровня исследования, а уже здесь, в диагностическом центре, мы должны заниматься такими, которые не в состоянии осилить наши коллеги. Я много лет бился, и сейчас наш опыт распространяется в Тульской области, Ярославской, у нас же, в Ставропольском крае не получается.

- По-прежнему нет пророка в своем Отечестве?

- Получается, что так.

- Насколько известно, Виктор Николаевич Мажаров - министр здравоохранения Ставропольского края - с проблемами разбирается достаточно оперативно.

- Это так, но ведь и он не может решить все вопросы. В свое время я писал соответствующую бумагу, но она где-то затерялась. Сегодня появляются казенные, бюджетные, автономные учреждения - всё это надо изучать. Мы уже в течение 8 лет являемся автономной некоммерческой организацией. У нас наработан громадный опыт. Надо этот опыт использовать, распространять, а никому ничего не надо. Я через Ассоциацию диагностических центров не могу добиться аудиенции у заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ В.Скворцовой. И концепцию свою направляли туда, и говорили о межрайонных диагностических центрах... Да что толку!

Сейчас существуют центры высокотехнологичной медицинской помощи. Туда же из ЦРБ не направишь. А почему не сделать так: в ЛПУ поставили диагноз -правильный, неправильный - не сразу же в Москву ехать. Промежуточное звено с нашими возможностями прекрасно бы работало в этом случае: и диагноз уточнить, и ответственность - всё было бы на нас. Почему-то эта прослойка на региональном уровне вообще выпадает. В итоге лишний раз гоняют людей и не в ближний путь. А ведь на амбулаторном этапе это гораздо проще и дешевле делать - сколько стоит обследование в поликлинике и сколько стоит пребывание больного в стационаре! То, что мы предлагаем, разгрузило бы койки в московских стационарах, куда люди едут обследоваться из регионов.

Сейчас требуется серьезный подход к реформе здравоохранения, чтобы каждое лечебное учреждение, которое уже находится в этой системе, не выпало из нее. У нас уже это было - новый хозяйственный механизм был, когда отдавали деньги поликлиникам. Из этого ничего не получилось, и всё вернулось на круги своя. И чтобы этого снова не получилось, нужен серьезный объективный контроль за своевременным качественным оказанием медицинской помощи со стороны Министерства здравоохранения, фонда ОМС. А такого контроля пока нет...

Беседу вел
Рубен КАЗАРЯН,
соб. корр. «МГ».
Ставрополь.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru