Вы здесь

У истории есть имена

Развитие нейрохирургии в НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского
 
Сто лет назад решением Мосздравотдела на базе бывшего Странноприимного дома графа Николая Шереметева был организован Институт травматологии и неотложной помощи им. Николая Склифосовского, ныне НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения Москвы. Там оказывается скорая, неотложная и плановая помощь при различных заболеваниях и травмах. В связи с юбилеем главный специалист­нейрохирург Минздрава России академик РАН Владимир Крылов ответил на вопросы внештатного корреспондента «МГ» Дмитрия Елиферова о становлении нейрохирургического отделения знаменитого института.
 
– Владимир Викторович, почему институт получил имя Н.В.Склифосовского, который никогда там не работал?

– Институт назван московским правительством в честь Николая Васильевича за заслуги профессора в развитии здравоохранения Москвы, его общественную и гражданскую позицию. Известно, что Н.Склифосовский был одним из инициаторов создания клинического городка Императорского Московского университета на Девичьем поле. Подготовленный им проект многопрофильной клиники основывался на опыте передовых зарубежных клиник, в которых он проходил стажировку. Он организовал и возглавил факультетскую хирургическую клинику на Девичьем поле, Общество хирургов им. Н.И.Пирогова. Кроме того, профессор Склифосовский был известен своими трудами по хирургии, травматологии и военно­полевой хирургии, что созвучно тем задачам, которые должны были решаться вновь созданным медучреждением. Поэтому вполне логично, что институт носит его имя.

– Какие нейрохирургические операции и кем изначально там выполнялись?

– Первые операции при черепно­мозговой травме выполняли хирурги. В старых операционных журналах можно встретить описания первичной хирургической обработки при вдавленных переломах костей свода черепа или травматических внутричерепных гематомах, ушибленных ранах головы, которые выполняли профессора Сергей Юдин, Борис Розанов и многие другие.

– Когда, почему и кем было создано нейрохирургическое отделение? Кто там работал? Как общие хирурги становились нейрохирургами?

– Отделение неотложной нейрохирургии имеет богатую историю. Оно было открыто в 1960 г. Организации отделения предшествовал стремительный рост числа пострадавших от черепно­мозговой травмы в Москве, высокая летальность при подобных повреждениях и необходимость организации лечебно­методической помощи врачам в других стационарах Москвы при травме центральной нервной системы. Первым руководителем отделения был профессор Вячеслав Лебедев, ученик профессора А.Бусалова. Сам Лебедев активно занимался хирургией органов брюшной полости и грудной хирургией. Однако когда ему предложили организовать новое отделение нейрохирургии в институте и возглавить его, Вячеслав Васильевич без промедления дал согласие. Из общей хирургии в нейрохирургию – таков путь был у большинства врачей­нейрохирургов, которые начинали работать в новом отделении института. Становление новой специальности всегда происходило путём селекции специалистов из смежных областей медицины – неврологии, травматологии или хирургии, и прохождения врачами квалификационных циклов. Среди таких новорождённых нейрохирургов было много романтиков. Во многом с них и начиналась новая нейрохирургия. Ординатура по нейрохирургии появилась в институте только с 1982 г.

– Как вы, ленинградец, оказались в НИИ им. Н.В.Склифосовского? Кто обучал вас нейрохирургии

– Это интересная история. Моя alma mater – 1­й Ленинградский государственный медицинский институт им. И.П.Павлова. Во время практики после 2­го курса меня направили в нейрохирургическое отделение, сказав, что там много тяжёлых больных и нужна мужская помощь. Надо, значит, надо. Работа захватила. Было интересно всё. Но всё было другое, всё отличалось от того, что мы видели раньше в хирургических отделениях, отличались пациенты, другими были методы обследования, нейрохирурги мыслили другими категориями. Операции на мозге, когда я наблюдал за работой нейрохирургов в операционной, казались чем­то непостижимым. Ну а практика закончилась тем, что я стал ассистировать во время нейрохирургических операций. Буквально через две недели после практики в газете прочёл о Фёдоре Андреевиче Сербиненко и его методе закрытия травматических каротидно­кавернозных соустий разделяемым баллон­катетером. За эти работы он был удостоен Государственной премии СССР. Я подумал – только познакомился со специальностью, а «нашим» уже Госпремию дают. И, начиная с 3­го курса института, пошёл в Ленинградский нейрохирургический институт им. А.Л.Поленова, директором его тогда был Вениамин Михайлович Угрюмов. На моё удивление, он меня сразу принял, много меня расспрашивал, почему я решил стать нейрохирургом, сам рассказывал про нейрохирургию и напутствовал: прежде всего изу­чать неотложную нейрохирургию и много читать. А дальше, как у многих студентов: студенческие научные общества, ночные дежурства в больницах скорой помощи, библиотеки. Занимался научной работой по черепно­мозговой травме и нейроонкологии, поэтому хорошо знал работы профессора В.Лебедева. К 6­му курсу никем кроме как нейрохирургом себя не представлял. После окончания института распределение получил в Москву (по месту жительства родителей). Приехал в институт Н.В.Склифосовского к профессору В.Лебедеву и после собеседования стал работать в отделении неотложной нейрохирургии. Это было в 1983 г. В.Лебедев – мой учитель в специальности и в жизни. Человек незаурядного организаторского таланта, основоположник целого направления в медицине – неотложной нейрохирургии. Стратегические принципы, разработанные им в нашей специальности, остаются незыблемыми.

– Каково значение отделения нейрохирургии в Институте Н.В.Склифосовского? Почему число нейрохирургических коек выросло с 6 до 96? Какую роль оно сыграло в формировании других отделений в институте (нейрореанимация, нейрофизиология)?

– Я бы сказал, что организация отделения неотложной нейрохирургии сыграла судьбоносное значение в развитии института им. Н.В.Склифосовского. Благодаря новым идеям и начинаниям, возникавшим в отделении нейрохирургии, менялся и облик учреждения. Например, в отделении был установлен ангиографический аппарат для диагностики внутричерепных кровоизлияний – это послужило толчком к организации рентгенэндоваскулярного отделения. Там была установлена барокамера для лечения острой ишемии головного мозга – позже это послужило толчком к организации отделения гипербарической оксигенации. Были созданы лаборатория нейрофизиологии, затем отделение реанимации для нейрохирургических больных, центр радиохирургии. В конечном итоге был сформирован целый отдел нейрохирургии. Сейчас в институте 5 операционных для нейрохирургических пациентов, одна из которых гибридная. Коечный фонд составляет 96 коек и 18 коек отделения нейрореанимации. В течение года выполнятся более 5 тыс. операций при травмах и заболеваниях центральной и периферической нервной системы. Подобные преобразования стали возможными благодаря высоким стандартам работы и обучения, которые были заложены сразу же с момента организации службы. Благодаря многопрофильности института на протяжении многих лет формировались так называемые мультидисциплинарные операционные бригады, состоящие из хирургов, нейрохирургов, травматологов, сосудистых хирургов, кардиохирургов, рентгенэндоваскулярных хирургов, челюстно­лицевых и пластических хирургов и многих других специалистов в зависимости от тех задач, которые необходимо было решать в операционной. Такая практика позволяла обеспечивать радикальность и наибольшую безопасность сложных оперативных вмешательств.

У этой истории, конечно, есть свои имена. Руководителем отделения неотложной нейрохирургии со дня его образования по 1994 г. был профессор В.Лебедев, с 1994 по 2017 г. руководителем отделения был ваш покорный слуга, а с 2017-­го по настоящее время отделение возглавляет член-­корреспондент РАН Андрей Гринь. Надо отдать должное нашим директорам, которые, поддерживая развитие отделения, укрепляли позицию института. Например, член­корреспондент РАН Александр Ермолов, когда был директором, инициировал создание отделения нейрореанимации, академик РАН Могели Хубутия помогал в создании центра радиохирургии, член­корреспондент РАН Сергей Петриков – в организации системы нейромониторинга для тяжёлых больных и гибридных операционных. В настоящее время в отделении трудится большой коллектив нейрохирургов, создана современная школа нейрохирургии.

– Институт Н.В.Склифо­совского – это учебно­научно­образовательный «кластер». Какие имеются возможности для обучения, в том числе нейрохирургии? Какая научная работа проводится?

– Институт является лечебным, научным и крупным учебно­образовательным медицинским центром. Идёт подготовка врачей в ординатуре по основным клиническим дисциплинам – хирургии, травматологии, нейрохирургии, сосудистой хирургии, кардиологии, лучевой диагностике и другим специальностям. Кроме того, отделение нейрохирургии является одной из основных баз кафедры фундаментальной нейрохирургии факультета дополнительного образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова. Каждый день в операционную и отделение нейрореанимации приходят врачи из регионов, которые знакомятся с опытом работы института. Лаборатории являются базой для проведения мастер­классов по инновационным технологиям в нейрохирургии, график занятий расписан на несколько лет вперёд. Институт им. Н.В.Склифосовского превратился в очень серьёзную университетскую клинику, являясь базовым медицинским учреждением для многих кафедр московских медицинских вузов. Объединение клиники, науки и образования лежит в основе работы института.

– Почему в скоропомощном институте выполняются плановые операции, в том числе при опухолях ЦНС? С какого момента здесь возникла нейроонкология? Каких успехов смогла добиться?

– Для надёжной неотложной хирургии плановая хирургическая помощь просто необходима. В плановой операционной отрабатываются основные хирургические навыки, которые привносятся в неотложную хирургию. Это повышает качество экстренных операций и создаёт условия для их безопасности. Нейроонкология является неотъемлемой частью хирургической деятельности отделения нейрохирургии, так как в институте созданы все условия для комплексного лечения пациентов с первичными и вторичными опухолями центральной нервной системы, включая оснащение операционных, наличие гибридной операционной, нейрореанимации и центра радиохирургии. В течение года выполняется около 500 операций по поводу опухолей центральной нервной системы. В центре радиохирургии лечение проходят более 900 больных, из них 90% – это пациенты с первичными или вторичными опухолями головного мозга, 5­6% из которых первоначально были оперированы «открыто», а радиохирургия является у них вторым этапом лечения. Проблемами нейроонкологии в отделении занимались всегда, но в последние несколько лет, в соответствии с организацией онкологической помощи в Москве, отделение является одним из ведущих по оказанию помощи при нейроонкологии.

– Вы почти четверть века были главным нейрохирургом Москвы. Изменились ли за последние 20 лет количество и структура нейрохирургических вмешательств в столице?

– Работа главного нейрохирурга Департамента здравоохранения Москвы – это постоянная ежедневная забота о развитии службы. Сначала главным нейрохирургом Москвы был мой учитель В.Лебедев, затем он передал мне свои позиции, а сейчас эту должность занимает мой ученик член­корреспондент РАН А.Гринь. Все мы продолжатели школы нейрохирургии института им. Н.В.Склифосовского. Основными задачами главного специалиста являются совершенствование нейрохирургической помощи, модернизация операционных, подготовка кадров, организационно­методическая помощь отделениям. Развивалась и росла Москва, поэтому изменялась и нейрохирургическая служба. В системе Департамента здравоохранения 19 отделений нейрохирургии в 15 стационарах, работает около 220 нейрохирургов. Количество нейрохирургических коек сократилось за последние 10 лет с 1000 до 621. В течение года оперируется более 16 тыс. пациентов с различной нейрохирургической патологией. Работа отделений стала более интенсивной, более динамичной, повысилась хирургическая активность. Благодаря серьёзному переоснащению стационаров и операционных (операционные микроскопы, хирургический инструментарий, нейронавигация, видеоэндоскопия, операционный ультразвук, нейромониторинг и др.) стало возможным выполнять сложные хирургические вмешательства с высокой степенью точности и безопасности. Возросли возможности нейрохирургии, изменилась система обучения специалистов с упором на освоение конкретных мануальных навыков и определённых видов операций, поменялся и профиль самого нейрохирурга, повысилась его самооценка. 20 лет назад нейрохирурги были совсем другими. Сегодня 35­40­летний нейрохирург, прошедший серьёзную селекцию и подготовку, является уникальным специалистом, носителем исключительных знаний и способностей. Таких нейрохирургов надо ценить и беречь.

Многие принципы лечения в нейрохирургии, разработанные в отделении, активно внедряются в практику стационаров по всей стране, наши ученики работают во всех без исключения федеральных округах РФ.

– Какие задачи нейрохирургического отделения вам представляются первоочередными? Каковы перспективы развития института и его нейрохирургической службы?

– Развитие отделения неразрывно связано с вектором развития института и нейрохирургии в нашей стране. Перед нами стоит задача своевременного оказания помощи всем пациентам с нейрохирургической патологией, увеличения пропускной возможности операционных и совершенствования нейрореанимационной помощи, в том числе увеличения числа нейрореанимационных коек. Требуют расширения возможности нейрохирургической помощи пациентам с фармакорезистентными формами эпилепсии не только в институте, но и в Москве. Это социально значимая проблема, решение которой давно назрело. Необходимо дальнейшее развитие так называемой функциональной нейрохирургии.

Без сомнения, у нейрохирургии института им. Н.В.Склифосовского большое будущее. Благодаря предстоящей глобальной реконструкции учреждения, открытию новых лечебных корпусов и переоснащению, совершенствованию организации помощи больным и пострадавшим появятся ещё большие возможности в развитии нашей специальности.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru