Вы здесь

Александр СУВОРОВ: Не стоит оплакивать себя заживо

Если верно, что имя человека как-то отражается на его судьбе, то мой собеседник - Александр Васильевич Суворов, пожалуй, может служить подтверждением этому. Нет, в отличие от своего знаменитого тезки-полководца он не одерживал побед на поле брани. Однако прекрасно, лучше многих освоил трудную «науку побеждать». Потеряв в детстве зрение и слух, Александр не сломился, сумел утвердить себя нужным обществу человеком. Об этом, о мужестве человека, ученого - беседа корреспондента «МГ» с действительным членом Международной академии информатизации при ООН, доктором психологических наук, ведущим научным сотрудником Московского городского психолого-педагогического университета А.Суворовым. Нашим помощником при разговоре был Олег Гуров, «духовный сын» профессора: не выпуская из своей руки ладонь старшего, он нажатием пальцев переводил вопросы журналиста, используя дактильный (пальцевой) алфавит.

Строчки биографии... Родился 3 июня 1953 г. в столице Киргизии Фрунзе (теперь Бишкек). Отец служил в милиции. Мама почти 40 лет проработала электротехником, а затем инженером на железной дороге. Дед и его семья погибли в период коллективизации от голода. Так что родители - из детдомовцев. Уже заимев детей, поздновато узнали, что являются родственниками, троюродными братом и сестрой. Медики предполагают, что это стало причиной нездоровья младшего поколения.

Первенец - Александр вырос слепоглухим. Младшая сестра страдала бронхиальной астмой, диабетом, погибла от онкологического заболевания. Брат оказался умственно отсталым.

Саша Суворов ослеп в 3-летнем возрасте. В 9 лет лишился слуха. Если бы не мамина самоотверженность, не встречи с умными и добрыми людьми... Хотя, как признается, чувств обиды, одиночества, ощущения «кровавого равнодушия» было предостаточно...

И всё же ему повезло. Специалисты НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР решили доказать - слепоглухие ребята, если им помочь, способны к полной социальной адаптации. Их поддержали крупные ученые. В феврале 1971 г. Александр и еще трое воспитанников только что открытого Загорского детдома стали студентами МГУ им. М.В.Ломоносова. С тех пор он называет своими духовными родителями доктора психологических наук Александра Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Ильенкова, академика Алексея Леонтьева.

В 1977 г. необычный выпускник факультета психологии приступил к работе в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР - ныне Психологический институт Российской академии образования.

- Ваши кандидатская, а затем и докторская посвящены проблемам саморазвития личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. Обе диссертации касались проблематики педагогической антропологии. Что стоит за этим термином?

- Принципы комплексного учения о человеке как о воспитателе и воспитуемом одновременно, а именно об этом идет речь, заложил еще в позапрошлом веке Константин Ушинский. Подвергнутое остракизму, это направление науки было наново возрождено в наши дни академиком Борисом Бим-Бадом. Горжусь, что могу называть его своим другом и учителем. Сегодня немало любителей порассуждать о человечности как о некоей жертвенности со стороны общества по отношению к больным людям. От самих инвалидов человечности не ждут: что с них взять, ведь за ними приходится ухаживать. Инвалиды вроде того ослика, на которого не стоит обижаться, если он лягнет.

Однако инвалид - тоже человек, со всеми его правами и обязанностями. Человечность важно оборонять от всякого рода спекулянтов, нелюдей. И вот как раз этому я стараюсь научить студентов Московского городского психолого-педагогического университета, где преподаю ныне. Веду спецкурс «Совместная педагогика» на факультете специальной и клинической психологии. Он посвящен проблемам совместного воспитания детей-инвалидов и детей относительно здоровых, обучению их взаимопомощи и взаимопониманию.

Предпочитаю обходиться без нотаций. Какие-то ошибки неизбежны. Такова жизнь. И всё же... Воспитывая детей, важно прежде всего ориентироваться на ребенка, на его собственные темпы развития, учиться у него, а не навязывать ему, как прокрустово ложе, всякие готовые методики. Главные методисты - сами дети.

- Каковы они - слагаемые суворовской «науки побеждать»?

- Началом стал обычный пионерлагерь в Ленинградской области. Именно здесь еще в 80-е годы убедился: общение детей-инвалидов, тех же слепоглухих из Загорска, со здоровыми ребятами дает добрые результаты. Позднее в роли научного консультанта я побывал в самых разных регионах страны.

Однажды пригласили коллеги из Туапсе - посетить палаточный лагерь «Тропа». Предстояло совершить восхождение в горы. Почему бы и нет?.. Тогда-то я близко сдружился со своим Олегом. В экспедиции он стал проводником: шел, не отпуская моей руки. На следующее лето снова побывал в лагере. Два подростка несли длинную палку, за которую я держался как за поручень. И всё обошлось. Лишь при подъеме слегка подвернул ногу...

В чем беда нынешнего детства? Мальчишкам и девчонкам поголовно не хватает мудрости старших, внимания и терпения взрослых. Те заняты собой, своими заботами. Особенно тяжело сиротам, бомжатам, ребятам, обделенным физическим и психологическим здоровьем. Учитель из Туапсе Юрий Устинов справедливо сетовал: дети засыпают и просыпаются под телевизор, под звуки новомодной техники, но только не под ласковый голос родителей.

Я выступил одним из авторов и научных руководителей «школ взаимной человечности», где маленьким россиянам с трудной судьбой - с нарушениями слуха и зрения, болезнями опорно-двигательного аппарата, с различными соматическими заболеваниями - помогают вырваться из резервации отчуждения, не чувствовать себя изгоями. Не устаю твердить: время детства проходит безвозвратно. Особенно нелегко тем, кто болен. Врачи врачами, но ребенок должен учиться, готовиться к тому, чтобы жить со своим недугом. И здесь во весь рост встают не только физические, но и психологические проблемы. Обеспечить сохранность интеллекта, особенно «трудного» ребенка - задача, в решении которой велика роль всего общества.

Я просто дружу с детворой. По тому, как доверительно общаются со мной ребята, чувствую - они отогреваются. Не скрою: обрадовался и возгордился, услышав свое прозвище - «Детская вешалка». Считаю это самым почетным из моих званий.

- Ваш вклад в педагогику отмечен особыми наградами...

- Несколько лет назад мне вручили золотую медаль имени Льва Толстого. А совсем недавно в Доме-музее Николая Островского - орден Буратино, учрежденный энтузиастами Калининградской области. Орден из янтаря, красив сам по себе. Но главное - в ином. Как было озвучено, это награда за верность идеалам детства, доброту, за создание «Школы взаимной человечности».

- Слепоглухота не помешала вам - писателю и поэту стать автором ряда педагогических бестселлеров...

- Олег Смолин, познав с детства слепоту, сумел стать доктором философских наук, депутатом Госдумы РФ (о нем уже рассказывала «МГ»). Он точно подметил: «Знание без воспитания и культуры - меч в руках сумасшедшего».

Не мыслю своей жизни без книг. И как читатель, и как автор. Сейчас заканчиваю очередное свое произведение «Философия процесса, Или педагогика «Тропы», о детской экспедиции в Туапсе. Читаю периодику, которая издается по Брайлю. Всегда под рукой книги - «Как любить детей» Януша Корчака, «Педагогическая поэма» Макаренко. Ценю творчество Владислава Крапивина: оно помогает понимать детей. Время от времени возвращаюсь к работам наставника философа Ильенкова.

В юности зачитывался Некрасовым, Маяковским. Открытием для меня стала поэзия Твардовского. Люблю сказки, фантастику. Они будят воображение. По-настоящему увлекся «Розой мира» Даниила Андреева, книгой о судьбах человека и человечества, полной фантастики и глубоких философских раздумий. Из музыки предпочитаю вальсы и польки Иоганна Штрауса.

- А как удается слушать музыку?

- Мальчишкой, еще не потеряв слуха, я мог часами слушать духовой оркестр, что играл в городском парке. Родители думали, что растет второй Чайковский. В 6 лет мне купили баян. Но подступила глухота. Инструмент перешел к младшей сестре. А я до сих пор не расстаюсь с губной гармошкой. Музыка по-прежнему влечет к себе. Я наслаждаюсь ею, прижимая к ушам музыкальные колонки, включив их на полную громкость. Жаль, конечно, что квартирные условия не очень-то приспособлены для этого.

- Взаимоотношения с медициной?

- Давно осознал: врачи не всемогущи. Но они порой делают, казалось бы, невозможное. Благодарен Екатерине Щербаковой, доценту из 55-й московской клинической больницы. Еще будучи студенткой, она организовала консилиум авторитетных медиков. Диагноз был суров - генетическая болезнь спинного мозга, атаксия Фридрейха. Недуг вызывает демиелинизацию проводящих нервных путей, потерю чувствительности. Маячит угроза паралича. Подлечивание в клинике помогает поддерживать статус-кво.
 
Благодарен профессору из 55-й больницы Адаму Иванокову, другим врачам клиники. Спасибо доктору медицинских наук Виктории Кушковой. Опытный вертеброневролог, она просто спасает меня своим массажем позвоночника.

К сожалению, - и об этом тоже не могу умолчать, - сегодняшнюю медицину разъедает как ржавчина коммерциализация. Отсюда черствость, особенно к инвалидам. Давний эпизод, но вот ведь - гвоздем в голове. Как-то мне пришлось обратиться в местную поликлинику: простудился, захворала мама. Прибывший участковый прописала мне лекарство, а к маме даже не подошла: вызов неправильно оформлен... До сих пор помню мамино: «Это не врач!»

Вот и в 55-й больнице, куда я собираюсь в очередной раз лечь и где, казалось бы, ко мне должны уже привыкнуть, возникают неприятные коллизии. Медперсонал порой словно бы забывает, что перед ними слепой и глухой пациент. Приносят завтрак и даже не прикоснутся, чтобы дать понять, привлечь внимание. Это обижает.

- Какие качества цените в людях? Что не прощаете?

- Я достаточно капризный человек. И «каприз» мой заключался в том, что всегда претендовал, был нацелен на человеческие пределы, а не какие-то ограниченные, инвалидные. В этом смысле мы с полководцем Суворовым на одной стороне баррикад...

Не приемлю бездушия, в любых формах. Как и агрессивности. Она обусловлена глупостью человека. Не по мне, когда навязывают чужое мнение. И напротив - ценю отзывчивость, готовность прийти на помощь, не посягая на волю тех, кому помогаешь. Если говорить о врачах, то я уважаю таких, кто видит не сумму анализов, а пациента.

- Окажись перед вами золотая рыбка, о чем бы вы ее попросили?

- Пожалуй, чтобы мне до последнего мига удалось избежать прозябания. Чтобы была возможность заниматься творчеством. До самого конца. Хочу, чтобы мой духовный сын Олег - студент 4-го курса МГППУ, спокойно доучился, удачно определился бы со своей профессиональной судьбой и имел в жизни, пусть скромный, но все-таки достаток.

Ну а третье желание - чтобы от моей жизни была польза и после смерти. Чтобы мой опыт был востребован и потом, позже. Чтобы люди помнили: в любом случае время надо использовать для жизни. Сколько бы его ни оставалось!.. Никогда не надо заранее оплакивать себя.

- Извините за возможную некорректность: вы не думали о создании собственной семьи?

- Слишком много примеров загубленной любви. Конечно, хотел бы иметь своих детей, но боюсь, что могут быть нездоровыми: браков лиц с наследственной инвалидностью лучше не допускать. Ныне создание семьи превратилось в эксперимент с непредсказуемым концом. Я не решился экспериментировать.

- Любимый афоризм?

- Мне дороги строки Твардовского: «Жесткие сроки – отличные сроки. Если иных нам уже не дано».

Беседу вел Михаил ГЛУХОВСКИЙ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru