Вы здесь

Перемены отодвигаются на целых два года

На страницах « Медицинской газеты» неоднократно обсуждались вопросы введения новых систем оплаты труда в учреждениях здравоохранения, медицинского образования и науки.

Известна позиция Профсоюза работников здравоохранения РФ, которую высказывало его руководство на стадии утверждения нормативно-правовой базы новых условий исчисления заработной платы на федеральном уровне, в субъектах РФ и муниципальных образованиях. И всегда отраслевой профсоюз отстаивал необходимость формирования системы гарантий в структуре и размерах заработной платы при разграничении полномочий органов управления разных уровней и норм действующего законодательства о самостоятельности учреждений при решении этих вопросов, а также гарантии ее финансового обеспечения.

Каковы первые итоги реализации новых условий оплаты труда, можно ли говорить о результатах этой реформы для работников, для населения - об этом мы попросили высказаться председателя Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаила КУЗЬМЕНКО.

- В настоящее время в новых условиях оплаты труда работников работают все учреждения здравоохранения, специального образования и науки федерального подчинения, а также значительная часть учреждений здравоохранения 50 субъектов РФ и муниципальных образований.

- И каковы, Михаил Михайлович, первые результаты? Их ведь с нетерпением ожидали все.

- Да, работники рассчитывали на существенное повышение уровня заработной платы; руководители учреждений - на формирование новых реальных механизмов повышения мотивации работников к качественному труду; население связывало с этим надежды на увеличение объемов и повышение качества оказываемых услуг. И это неудивительно, ведь новая система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, призванная теснее увязать размер заработной платы с качеством и результатами работы, является, по сути, составной частью реформирования бюджетной сферы в целом и здравоохранения в частности.

Именно поэтому с января этого года одним из важнейших направлений деятельности Профсоюза работников здравоохранения РФ стал мониторинг состояния финансирования учреждений здравоохранения, оплаты труда работников, в том числе введения и реализации новых условий формирования заработной платы. Его предварительные итоги были рассмотрены в июне на заседании президиума отраслевого профсоюза.

Анализ представленных региональными профсоюзными организациями материалов позволяет сделать ряд выводов. В значительной степени они обусловлены рядом объективных условий и обстоятельств, связанных с практически одновременным существенным повышением минимального размера оплаты труда, нарастанием финансово-экономического кризиса, вызвавшего проблемы с наполняемостью бюджетов разных уровней.

Назовем основные: это недостаточный объем (отсутствие) дополнительного финансирования на введение новых условий оплаты труда, а также на реализацию МРОТ; уменьшение фонда стимулирующих выплат вследствие перераспределения финансовых средств для его реализации; отсутствие механизма индексации заработной платы; низкие размеры минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам, рекомендованные на федеральном уровне и утвержденные в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

К числу проблем правового характера необходимо отнести включение в величину МРОТ выплат компенсационного и стимулирующего характера; минимизацию государственных гарантий по структуре и размерам составных частей заработной платы; отсутствие утвержденных на федеральном уровне минимальных окладов (базовых) по профессиональным квалификационным группам.

- Это как-то повлияло в целом на обстановку в медицинских коллективах?

- Разумеется. В значительной части учреждений отмечаются негативные ситуации, основными из которых являются крайне незначительный размер повышения заработной платы для основной части специалистов. Произошло разное ее повышение для различных категорий работников, выравнивание уровня оплаты труда низкоквалифицированных и высококвалифицированных работников. По существу были ущемлены права работников, осуществляющих равную по профессиональным и квалификационным признакам деятельность в разных условиях, в первую очередь во вредных и опасных условиях труда, в ночное время, в местностях с особыми климатическими условиями. В некоторых учреждениях допускаются нарушения норм Трудового кодекса в части формирования должностных окладов с учетом специфики и сложности деятельности, квалификации работника, снизились размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, необязательность выплат за квалификационную категорию и стаж работы дискредитирует роль в повышении квалификации специалистов и закреплении их на местах.

- Какие еще проблемы высветило введение новых систем оплаты труда?

- В условиях недостаточного финансирования и самостоятельности учреждений в распределении имеющегося фонда оплаты труда произошло сокращение вакантных, а в ряде случаев занятых должностей при сохранении или несоответствующем уменьшении объемов работ. Иногда и незаинтересованность руководителей в укомплектовании имеющихся вакантных должностей (с целью повышения заработной платы конкретных работников) приводит к существенному увеличению нагрузки.

До какой степени можно наращивать интенсификацию труда медицинских работников, где предел этого процесса - вот что, по нашему мнению, сегодня должно стать предметом для рассмотрения и руководителей органов управления, и учреждений здравоохранения, и отраслевого профсоюза. Именно поэтому мы обратились в Минздравсоцразвития России - необходима разработка соответствующих рекомендаций для руководителей органов управления здравоохранением и учреждений, а также пересмотра типовых норм труда и штатных нормативов.

- А как реагирует на ситуацию штаб отрасли, правительство?

- Реализация новых условий оплаты труда находится под постоянным контролем и Правительства РФ, и Минздравсоцразвития России. Так, положение в этой сфере в Саратовской и Владимирской областях было рассмотрено на заседании РТК; до конца 2009 г. планируется изучить обстановку еще по ряду регионов.

В ноябре - декабре на заседании РТК будут представлены обобщенные результаты мониторинга, проводимого Минздравсоцразвития России и соответствующими отраслевыми профсоюзами.

Для подготовки данных материалов специалисты министерства выезжали в Омскую, Тверскую, Владимирскую, Иркутскую, Брянскую, Пензенскую области, Краснодарский край. Представители ЦК профсоюза в составе бригады приняли участие в изучении ситуации в Пензенской области и Краснодарском крае. В ходе ее работы обращалось внимание на необходимость активизации деятельности организаций профсоюза на всех уровнях. В первую очередь это касалось отстаивания и защиты интересов конкретных работников при разработке критериев установления выплат стимулирующего и компенсационного характера с учетом специфики деятельности, отражения зависимости заработной платы работников от исполнения ими конкретных функциональных обязанностей при заключении трудовых договоров с работодателями. Проблемы в этой части есть, что свидетельствует о необходимости активизации обучения как руководителей учреждений здравоохранения, так и профсоюзного актива. Думаю, сегодня это основная задача и ЦК профсоюза, и региональных организаций, и Минздравсоцразвития России, органов управления здравоохранением на местах. Ибо в условиях практически полной самостоятельности учреждений в формировании систем оплаты труда исключить субъективизм в оценке деятельности каждого работника можно только при активном участии в этом процессе двух сторон социального партнерства. Должна быть повышена также и информированность работников о механизмах и условиях установления их заработной платы, в первую очередь ее стимулирующей части. «Прозрачность» этого должна быть максимальной.

- А на более высоком уровне?

- Рассматривая необходимость повышения активности первичных профсоюзных организаций в сфере формирования новых условий оплаты труда как одного из важнейших условий их успешной реализации, ЦК профсоюза продолжает отстаивать на федеральном уровне необходимость внесения соответствующих изменений в действующую нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы оплаты труда. Основными из них (еще раз подчеркну) являются утверждение Правительством РФ базовых окладов по ПКГ; ускорение разработки Минздравсоцраз-вития России приказа о мерах компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда; внесение изменений в Федеральный закон о МРОТ в части его статуса и структуры; обеспечение финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета для его реализации, чтобы обеспечить действенную дифференциацию оплаты труда работников с разным уровнем подготовки и квалификации, и ряд других.

- Как вы оцениваете сегодняшний размер заработной платы? Как сказались первые этапы реализации новых условий оплаты труда в здравоохранении?

- В целом по отрасли, по данным Росстата, за первое полугодие размер среднемесячной заработной платы составил 15 310 руб., что выше показателя за I квартал на 4,6% и на 12 % больше показателя за 2008 г. Но по регионам ситуация неоднородна. Так, анализируя данные за первое полугодие этого года по сравнению с 2008 г. в целом, видим, что в значительной части регионов Центрального, Южного, Приволжского федеральных округов средний уровень зарплаты не достигает даже 10 тыс. руб. Существенно различается по регионам и величина роста заработной платы - от 2 до 24%. К сожалению, в 3 регионах - Вологодская область, Республика Ингушетия, Ханты-Мансийский автономный округ - Росстат фиксирует снижение среднемесячной заработной платы. Еще более пестрая картина в муниципальных образованиях и учреждениях и, как я уже отмечал, по категориям работников.

- Какие будут дальнейшие действия отраслевого профсоюза в отстаивании интересов работников здравоохранения?

- Речь идет о наиболее сложной проблеме сегодняшнего дня – о перспективе повышения заработной платы в 2010 г. и последующие 2 года. В ходе рассмотрения в рамках РТК Основных направлений бюджетной политики на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг., ЦК профсоюза, в том числе совместно с Ассоциацией профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, при активной поддержке ФНПР, отстаивал позицию о необходимости индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Однако законопроектом «О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.», одобренным Правительством РФ и внесенным на рассмотрение Госдумы РФ, не предусматривается проведение индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, а также оказание необходимой финансовой поддержки бюджетам субъектов на компенсацию потерь в доходах работников региональных и муниципальных учреждений в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

В этой связи Ассоциация профсоюзов направила обращения председателю Государственной Думы РФ Б.Грызлову, во все комитеты и парламентские фракции Госдумы РФ с обоснованием необходимости принятия в рамках рассмотрения проекта федерального бюджета соответствующего решения о выделении необходимых бюджетных ассигнований на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы. А отказ от индексации хотя бы на уровне не ниже реальной инфляции противоречит трудовому законодательству и, по мнению совета ассоциации, приведет к нарастанию в 2010 г. негативных социально-экономических последствий. Проходящие в настоящее время в общероссийских профсоюзах образования, здравоохранения и культуры отчетно-выборные собрания и конференции показывают крайне негативное отношение работников бюджетных учреждений к намерению Правительства РФ не проводить в 2010 г. индексацию заработной платы. Решение власти заморозить заработную плату, как выяснилось, уже минимум на два года затормозит проведение модернизации бюджетной сферы, а также резко снизит эффективность мер по изменению принципов оплаты труда в бюджетных учреждениях путем введения новых систем.

В названном проекте федерального закона также не предусмотрено дальнейшее повышение МРОТ. ФНПР направлены соответствующие обращения председателю Госдумы и председателю Правительства РФ о повышении его величины с 1 января 2010 г, а также о необходимости разработки федерального закона о механизме индексации МРОТ.

В полной мере оценивая сложность нынешней экономической ситуации, мы считаем, что именно в это кризисное для значительной части населения время необходимо в первую очередь укрепление социальной сферы как основы гарантии получения гражданами социальных услуг, предусмотренных Конституцией страны. А фиксация крайне низкого, кризисного уровня зарплат работников этой отрасли на фоне прогнозируемой инфляции не будет способствовать закреплению специалистов и повышению качества оказываемых услуг.

Представляется, что понимание этого должно стать основным посылом при рассмотрении депутатами Государственной Думы проекта федерального бюджета на предстоящие 3 года. Мы рассчитаем на конструктивность депутатов и поддержку наших требований всем гражданским обществом.

Беседу вела Галина ПАПЫРИНА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru