10 ноября 2024
В российских медицинских вузах начался новый учебный год. Накануне Дня знаний мы встретились с ректором Ярославской государственной медицинской академии профессором Алексеем Павловым. Наш разговор начался с самой злободневной темы для российской высшей школы - об итогах приема на основе единого государственного экзамена.
- В прошлом году академия приложила много усилий по адаптации к приему по результатам ЕГЭ и поэтому в целом оказалась готова к непростой приемной кампании - 2009, - говорит профессор А.Павлов. - По сравнению с прошлым годом наибольшие изменения правил приема связаны с новой процедурой зачисления, идущей по довольно сложной схеме, в три «волны». 25 июля закончился прием документов, и мы сформировали по каждому факультету пофамильный ранжированный список абитуриентов, исходя из результатов ЕГЭ с максимумом в 300 баллов (3 экзамена по 100 баллов). В ходе приема от абитуриентов на равных правах принимались как копии, так и подлинники документов о среднем образовании. К началу зачисления последних было около 30%, поскольку большинство абитуриентов подавали документы сразу в несколько вузов или внутри вуза - на несколько факультетов, а кто-то выжидал и держал аттестату себя дома. Хотя по сравнению с 2008 г. количество заявлений возросло в 2 раза, абсолютное число абитуриентов, сразу представивших в приемную комиссию подлинники
документов об образовании, практически не изменилось.
На первом этапе зачисления 4 августа на всех 3 факультетах (лечебный, педиатрический и фармацевтический) было заполнено 75-80% от 415 бюджетных мест. Зачисление шло в строго регламентированном законом порядке: победители и призеры олимпиад, утвержденных Минобрнауки России; абитуриенты, поступающие вне конкурса и на места по целевому приему. Оставшиеся места были переданы на общий конкурс. Хотел бы отдельно сказать несколько слов о целевом приеме, который мы ведем по договорам с 11 регионами, по их заказам мы набираем студентов на 55% бюджетных мест. Руководители регионального здравоохранения отбирают и направляют для поступления наиболее подходящих, по их мнению, абитуриентов с целью последующего закрепления выпускников за определенными лечебными учреждениями. Удачным и логичным нововведением в действующие федеральные правила приема в вузы явилось закрепление нормы, обязывающей абитуриентов, участвующих в конкурсе на целевые места, предъявлять при подаче документов только подлинники аттестатов и свидетельств о сдаче ЕГЭ. Поэтому целевой прием завершился в первую «волну».
- Алексей Владимирович, что вы скажете об абитуриентах, которые имеют право на поступление вне конкурса?
- Список лиц данной категории достаточно большой. В первую очередь, это дети-сироты и дети-инвалиды. В прессе много разговоров о том, что абитуриенты-льготники существенно влияют на итоги конкурсного зачисления, отбирая места у ребят с более высокими баллами ЕГЭ. На себе мы это не почувствовали: в 2009 г. вне конкурса на все факультеты зачислено всего 16 человек - 3,8% от плана приема. Это даже меньше, чем год назад.
Продолжая рассказ о дальнейшей процедуре зачисления, хотел бы отметить, что теперь центр тяжести перемещается на общий конкурс. К примеру, на лечебном факультете по результатам первой «волны» из 230 оказалось занято 183 места. В рамках второй «волны» 5 августа мы опубликовали список следующих 47 абитуриентов, рекомендованных к зачислению уже с меньшим количеством баллов. Из них через неделю, 13 августа, осталось 23 места, не подкрепленных подлинниками документов об образовании - они пошли на «третью» волну в рамках нового списка рекомендованных. А окончательный прием завершился 21 августа, к этому моменту все вакантные ранее места на всех факультетах оказались заполненными, то есть план приема по госбюджету успешно выполнен.
Итак, процесс зачисления получается сложным и многоэтапным со своими достоинствами и недостатками. О последних много говорится в прессе. Хотел бы остановиться на плюсах. Впервые в полной мере мы ощутили реальную конкуренцию между вузами за наиболее сильных абитуриентов, «голосующих» подлинниками и высокими проходными баллами. Результаты этого «голосования» - новый и достаточно объективный индикатор авторитета и востребованности вуза. В 2009 г. у нас возрос проходной балл: так, по общему конкурсу на лечебном и педиатрическом факультетах он на заключительном этапе составил 197 (иными словами, средний балл по каждому из 3 экзаменов был не менее 65) - вполне приличный результат. Это существенно выше, чем в 2008 г., когда аналогичные показатели колебались в диапазоне 150-167 баллов. А на вопрос, будут ли лучше учиться эти студенты, можно будет ответить не ранее чем через год.
- Насколько отличаются студенты, поступившие по ЕГЭ, от тех, кто сдавал вступительные экзамены в вузе?
- Думаю, различия не так уж сильны, ведь ЕГЭ - не более чем одна из форм заключительного контроля знаний, и на процент ребят с нормальной школьной подготовкой он существенно не влияет. Представьте, ЕГЭ отменят и вернут прежние другие формы вступительных экзаменов. Разве изменится от этого общий уровень подготовки выпускников? Вопрос в другом - в какой степени полученные в школе знания, оцениваемые с помощью процедуры ЕГЭ, соответствуют требованиям, необходимым для успешной учебы в вузе? К сожалению, система тестирования, лежащая в основе идеологии ЕГЭ, не позволяет оценить целостность восприятия абитуриентом того или иного предмета. У школьника с младых ногтей развивается фрагментарное мышление и не вырабатываются навыки усвоения дисциплины как единой области знаний. В последние годы на этот момент всё чаще обращают внимание педагоги, работающие с первокурсниками на теоретических кафедрах. А ведь в принципе всё медицинское образование рассчитано на восприятие человеческого организма как целостной системы. Поэтому с первых шагов в стенах академии перед преподавателями встает дополнительная непростая задача - не просто научить, но и объединить раздробленные знания вчерашних школьников воедино. К сожалению, в рамках доминирующих подходов к оценке школьных знаний системность восприятия предмета непроверяема и не входит в число приоритетов общего среднего образования.
- Как это преодолеть?
- Здесь достаточно высокую эффективность и полезность демонстрируют различные варианты довузовского образования, успешно развивающиеся в академии на протяжении последних 30 лет. У нас есть специальные медико-биологические классы не только в Ярославской области, но и в соседних регионах. Но сейчас мы стоим перед новой проблемой: вследствие введения новых правил приема с каждым годом количество желающих идти учиться в эти классы уменьшается, потому что на зачисление это (в отличие от прошлых лет) напрямую не влияет... С другой стороны, получив углубленные и более системные знания в таких классах, их выпускники при наличии высоких баллов ЕГЭ могут с успехом поступать (и поступают) не только к нам, но и в другие медицинские вузы. Иными словами, несмотря на дополнительные усилия в области профессиональной ориентации школьников, подготовить абитуриентов адресно для своего вуза становится с каждым годом всё сложнее.
К счастью, в качестве реальной альтернативы ЕГЭ в этом году уверенно заявило о себе олимпиадное движение. Победители и призеры 120 олимпиад, официально включенных в реестр Министерства образования и науки РФ, имеют право на поступление в вузы без вступительных испытаний. ЯГМА наряду с Ярославским и Нижегородским государственными университетами, наверное, единственный из медицинских вузов, вошедших в 2009 г. в число учредителей одной из таких олимпиад «Будущие исследователи - будущее науки». Хотя число студентов, зачисленных по ее результатам в нашу академию, оказалось относительно небольшим: 19 из 45 победителей и призеров по химии и биологии (остальные предпочли другие вузы), мы считаем это вполне нормальным - в любом случае высшая школа получила подготовленных и профессионально ориентированных студентов. Поскольку победители и призеры олимпиад, как правило, учатся в медико-биологических классах, у их выпускников всё же появляются дополнительные шансы для поступления в вуз.
Еще одна перспективная точка приложения наработанного потенциала довузовской подготовки - целевой прием. Если раньше медико-биологические классы и целевой прием существовали относительно автономно, новые реалии требуют сделать эту связь максимально прочной и эффективной. Алгоритм будущей работы представляется нам следующим: главные врачи больниц в максимально короткие сроки рекомендуют перспективных ребят органам управления здравоохранением для заключения договоров на целевую подготовку, а мы начинаем с ними активно заниматься в тех же медико-биологических классах или на подготовительных курсах. Думаю, это позволит повысить качество студентов-целевиков и их ответственность за возвращение после окончания вуза на работу в свой регион.
- Но как этого добиться на практике при отсутствии распределения?
- Конечно, 100% не возвратится, но 75% «целевиков», направляющихся после окончания академии на малую родину, для нас вполне реальный показатель. Более жесткое закрепление гарантий такого возвращения будет возможно, когда за каждым студентом, поступающим по целевому приему, будут следовать деньги от заказчика (как это происходит, например, на Московском факультете Российского государственного медицинского университета). В регионах также появляются проблески такого подхода. Например, два года назад мы выиграли конкурс на муниципальный заказ Департамента здравоохранения администрации Вологды на целевую коммерческую подготовку 10 студентов. Наряду с традиционным зачислением абитуриентов представители департамента встретились и с ребятами-вологжанами, которые на свои деньги уже учились на 2-3-м курсах, оценили их уровень подготовки и с некоторыми переоформили договоры на себя. Есть и другие муниципальные образования, которые планируют реализовать данную схему подготовки врачей, но пока это, к сожалению, редкость, особенно в условиях финансового кризиса. Во главе таких органов местного самоуправления обычно стоят врачи по образованию - люди, лучше других понимающие, что медицинские кадры на селе другим путем не закрепишь.
- В чем вы видите недостатки нынешнего порядка приема в медицинские вузы?
- Минусы больше организационные или связанные с недостаточной проработанностью отдельных положений действующих правил приема. Существенно возросли количество заявлений и, соответственно, нагрузка на приемную комиссию; впервые за последние годы появились очереди абитуриентов при подаче документов - все эти моменты мы обязательно учтем в будущем году. К сожалению, из-за резкого преобладания копий документов об образовании значительная часть работы по обработке документов шла вхолостую. Кроме того, избыток копий существенно тормозил включение в списки рекомендованных к зачислению ребят, сделавших свой выбор и подавших в приемную комиссию подлинники аттестатов, имеющих достаточно высокие баллы, это вызывало напряженность среди абитуриентов и их родителей. На мой взгляд, интервал между «волнами» в 7 дней явно избыточен: опыт показывает, что люди принимают решение и приходят в приемную комиссию в течение первых 3-4 дней. В идеале без всякого ущерба для результатов приема вполне достаточно ограничиться двумя «волнами» зачисления. При этом процесс поступления должен завершаться в начале августа, чтобы и у родителей, и у абитуриентов, и у приемной комиссии было больше времени для отдыха, а у вуза в целом - для подготовки к новому учебному году.
- Как складывается в вашем вузе ситуация с клиническими базами? Ведь это больной вопрос для нашего высшего медицинского образования...
- Собственных клиник, как и у большинства медицинских вузов России, у нас нет. Наши кафедры базируются в 36 лечебных учреждениях города и области, с которыми академией на ближайшие 5 лет заключены договоры о совместной деятельности и безвозмездном пользовании учебными площадями. При тесном взаимодействии с Минздравсоцразвития России советом ректоров медицинских вузов создана рабочая группа, которая разрабатывает обновленную нормативную базу взаимоотношений между вузами и лечебными учреждениям с учетом современных социально-экономических реалий и изменившихся норм действующего законодательства. Безусловно, это вопрос, который надо решать именно на таком уровне, а не только благодаря хорошим отношениям между вузами и больницами. Но и последние для нас тоже очень ценны: 95% всех врачей области - наши выпускники, которые работают на всех уровнях и конечно же питают добрые чувства к alma mater. В успешное решение ряда непростых вопросов по клиническим базам существенный вклад внес президент ЯГМА, член Общественной палаты РФ, академик РАМН Ю.Новиков. По двухлетнему опыту нашей академии, новая система управления вузами (ректор - президент) демонстрирует свою реальную эффективность, когда, с одной стороны, имеется четкое разграничение функций ректора и президента, а с другой - тесное конструктивное взаимодействие между ними, направленное на решение задач развития.
В рамках разговора о клинических базах не могу не остановиться еще на одном моменте. В этом году наш вуз проходил плановое лицензирование. Один из вопросов, который при этом возник, - расчет предельного контингента обучающихся (по действующей лицензии - 5 тыс. человек). Сегодняшний стандарт для медицинских вузов - 17,6 м2 учебных площадей на человека, в то время как в вузах немедицинского профиля всего 10 м2. Это можно было бы понять, если бы в расчет шли те площади клинических баз, где будущие врачи встречаются и работают с больными - палаты, операционные, перевязочные. Наверное, в 90-е годы, когда вводился этот стандарт расчетов, именно так и было. Сегодняшний парадокс состоит в том, что и на территории больниц при лицензировании учитываются только кабинеты и аудитории, где проводится обучение в классической форме. Рядом с нами расположен педагогический вуз, студенты которого изучают ту же историю, философию, физику, химию. Получается, в рамках единого подхода к учету площадей мы находимся с ними далеко не в равных условиях при лицензировании. Кроме того, справедливое решение этого назревшего вопроса сможет автоматически уменьшить объем проблем по согласованию учебных площадей, возникающих при заключении договоров академии с лечебными учреждениями.
В целом, несмотря на всю сложность и важность задач, успешного решения которых требует от нас время, мы встречам 65-й год существования аlma мater с оптимизмом и уверенностью в собственных силах. Заслуженными подарками коллективу вуза к юбилею (который мы планируем отметить в середине ноября) явились только что полученные академией лицензия на ведение образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации на 2009-2014 гг. Впереди - большие планы, интересные дела. Жизнь продолжается.
Беседу вел Фёдор СМИРНОВ, спец. корр. «МГ».
Ярославль.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru