Вы здесь

Смерть у воды

Он прославился как художественный и театральный критик, один из основатетелей художественного объединения «Мир искусства», а главное - как организатор выставок русского искусства, концертов русских артистов за рубежом.
 
В начале ХХ века в С.-Петербурге в Таврическом дворце Дягилев организовал выставку русских портретов XVIII-XIX веков, в 1909 г. показал несколько русских балетных спекталей в Париже. Это положило начало знаменитым дягилевским Русским сезонам. В течение почти 20 лет европейцы знакомились с творчеством ведущих артистов русского балета. Европа и Америка узнали о русском балете после балетных спектаклей, поставленных за границей при участии Дягилева.

С чего началась его предпринимательская деятельность? Вероятнее всего, с того, что в июле 1899 г. директором императорских театров был назначен князь С.Волконский. 10 сентября 1899 г. Дягилев стал при нем чиновником особых поручений. Сергею Павловичу поручили редактировать «Ежегодник императорских театров». Позднее Дягилев так вспоминал об этом эпизоде из своей жизни: «С 1899 года по 1901 год я был чиновником особых поручений при директоре императорских театров. Я был молод и полон идей. Я издавал в течение одного года «Ежегодник императорских театров» (это было прекрасно)».

В 1899-1900 гг. он организует две первые выставки «Мира искусства». Помимо организации выставок, Дягилев и его единомышленники в 1899-1904 гг. выпускали ежемесячный литературно-художественный журнал «Мир искусства». Соратник Дягилева, танцовщик и балетмейстер С.Лифарь в книге, посвященной Сергею Павловичу, писал: «В 1904 году «Мир искусства» прекратил свое существование. Главною причиной прекращения журнала обычно считаются затруднения материального характера. Денежные затруднения «Мира искусства» начались уже в самом конце первого года суще-ствовния журнала, когда издатели журнала - княгиня М.К.Тенишева и Савва Мамонтов - отказались от дальнейшего издания и материальной поддержки «Мира искусства». С 1906 г. Дягилев начал знакомить Европу с русским искусством: живописью, музыкой, оперой. И конечно, с русским балетом, показанным впервые во время парижского сезона 1909 г.

В жизни Сергея Павловича были балетные сезоны, когда он покрывал все свои затраты, были и такие годы, когда он оказывался на грани разорения. Помогали ему свести концы с концами меценаты Коко Шанель, Миси Серт. Умение находить спонсоров для своих идей ему было не занимать. По современным понятиям Сергей Павлович был удачным импресарио, знающим цель и умеющим ее достигнуть.

После его смерти русские балетные сезоны фактически прекратились. Балетная труппа разделилась на две части: часть уехала в Монте-Карло, другая часть осталась в Париже с С.Лифарем, который организовал гастроли труппы в США. Но это были годы Великой депрессии, залы пустовали, организаторы кое-как пытались свести концы с концами. Лифарь продал за 10 тыс. долл. реквизит труппы: костюмы, эскизы, декорации, всего 250 предметов. Вряд ли можно осуждать его за это, вероятно, у него просто не было другого выхода. Да, бесценное наследие было продано за небольшую сумму. Но при этом Лифарь много лет хранил у себя редкие книги из библиотеки Дягилева, письма Пушкина. В 1975 г. он продал на аукционе библиотеку, собранную Дягилевым. Он предлагал купить ее Советскому Союзу, но не нашел поддержки своей инциативы в Министерстве культуры СССР. Несколько редких книг из коллекции Сергея Павловича он подарил советским музеям. За право поставить балет на сцене Большого театра он готов был подарить Советскому Союзу 13 писем Пушкина, но его желание так и осталось неосуществленным.

Смерть Сергея Павловича Дягилева была неожиданной для всех. Закончились лондонские гастроли труппы. Дягилев прощается с ней на лето. Вместе с секретарем Б.Кохно он едет отдыхать в Венецию. Дягилев любил Венецию, но боялся воды. Когда он плыл на пароходе на гастроли в Америку, то его привязывали к креслу ремнями. Существует легенда о том, что цыганка нагадала ему, что он умрет на воде. От поездки в сырой климат его отговаривал лечащий врач. Но Дягилев был человеком упрямым...

 Сергей Павлович страдал фурункулезом. Фурункул прорвался внутрь, начался сепсис. Два дня он промучился в агонии.

В своих воспоминаниях Лифарь подробно рассказал об обстоятельствах смерти Сергея Павловича. По словам Лифаря, он приехал в Венецию 8 августа 1929 г. Не встретив на вокзале Дягилева, он поехал в гостиницу. «В первую минуту я даже не узнал его - такая страшная перемена произошла в нем за те две с половиной недели, что я не видел его: белый-белый, старый, слабый, неряшливый». По словам Дягилева, сильная боль в спине беспокоила его уже 6-е сутки. Он не мог ни спать, ни двигаться, ни есть. Лифарь вспоминал: «Доктор внимательно осматривает всего Сергея Павловича, выслушивает его рассказ о страданиях и не находит ничего серьезного (ревматизм, остатки фурункулов и переутомление), шутит и хлопает по голому телу Сергея Павловича, говорит, что необходимо долечить фурункулы, делать массаж ног, а главное - отдохнуть в полном покое». Лифарь делал больному массаж ног, подавал лекарства и т.д, но ему становилось всё хуже.

12 августа Дягилев слег и больше не вставал. Температура поднималась день ото дня. В его разговорах с Лифарем он всё больше говорил о смерти. 19 августа Дягилев умер. Лифарь вспоминал: «Когда все вошли в комнату, то ахнули - так красив и свеж был Сергей Павлович, как будто он и не умирал и как будто не было этих ужасных дней и ночей. Сергея Павловича обложили цветами, положили под постель лед, открыли вентиляторы, чтобы разредить невыносимую тропическую жару венецианского лета».

Андрей ВУКОЛОВ.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru