10 ноября 2024
В творческой биографии киноактрисы -сплошь вторые роли. Но вот ведь, ее ни с кем не спутаешь, органично правдивую, самозабвенную даже в крошечной мизансцене - народную артистку РФ, актрису театра «Современник». К тому же она прекрасный педагог, художественный руководитель детского музыкального театра «Экспромт». А кроме того, исполнитель собственных песен, автор нескольких книг.
- Людмила Ивановна, как бы вы определили свое амплуа?
- Я характерная актриса. Впрочем, один умный профессор, услышав это, хмыкнул: «Вы не характерная, а лирико-характерная».
Никогда не играла красивых ролей. Мои героини - обыкновенные тетки - интеллигентки, деревенские хозяйки, те, что вечно в резиновых сапогах, в телогрейке, с раннего утра на ногах. Как-то подсчитала: у меня много Шур, штук шесть Клавдий, баба Груша, баба Настя... Но я всегда вкладывала в них какой-то романтизм. Даже в свою профсоюзную общественницу Шуру в «Служебном романе». Она ведь тоже хочет помочь людям, хочет любви, «летает». Хотя может ненароком и дров наломать.
Возможно, сказались гены: мои обе бабушки - из крестьян. Прапрадед - мельник на Днепре, слыл за колдуна. Прадед был знахарем, трудился пасечником.
- Действительно, ваша рязановская Шурочка вся пошла на цитаты. А сколько у вас вообще киноролей?
- С кино я подружилась довольно поздно. Первую роль в фильме «Учитель пения» сыграла в 30 лет. Запомнилась картина по Достоевскому «Скверный анекдот». А дальше множество ролей - не первых, но очень интересных... С удовольствием вспоминаю работу в фильмах «Служебный роман», «Самая обаятельная и привлекательная»... Всего у меня семь десятков ролей в кино и на телевидении.
- В вашем репертуаре есть и персонажи-медики? Кстати, если вы не против, несколько слов о контактах с врачевателями.
- Всегда с уважением относилась к медицине. Среди моих подруг - те, кто работал в годы Великой Отечественной в госпиталях. Я и сама играла фронтовых медсестер. Не забыть роль медички из детского барака концлагеря «Освенцим» в фильме «Помни имя свое», где мы вместе с Людмилой Касаткиной не играли - жили в том страшном прошлом.
В 1990 г. довелось исполнить роль главврача психбольницы в фильме «Хищники».
Наш «Современник» многие годы шефствовал над медиками. Мы ездили в роддома, поликлиники. Работники больниц приходили к нам на спектакли. В последнее время такого общения заметно поубавилось. Все спешат, озабочены где-то подработать. В глазах только рубль, доллар. Но ведь так и жизнь может пройти...
Помнится, мы, артисты, нередко бывали как шефы в воинских частях, выступали перед солдатами. Жаль, что и эта традиция сошла на нет.
- А что подвигает человека на актерскую стезю? Ваше мнение об этой непростой профессии.
- Это от Бога. Убеждена: артист - божий человек.
Я с ранних лет мечтала стать актрисой. Хотя была такой зажатый ребенок, очень стеснительный! Вся в комплексах.
Детство мое прошло в Москве, около Ржевского (теперь Рижского) вокзала. Во дворе нашего дома было общежитие консерватории. Папа, один из первых полярников, в 27 лет стал профессором географии Арктического института в Ленинграде. Около Северной земли есть крохотный остров, носящий его имя. Он был научным секретарем спасательной экспедиции на ледоколе «Красин». Отец работал с О.Ю.Шмидтом, руководителем Госплана. Там он познакомился с моей мамой, тогда стенографисткой, и по ее настоянию переехал в Москву, где основал географический факультет при Московском пединституте им. Н.К.Крупской.
Так что с детства меня окружала атмосфера романтики.
- Как оно происходило, приобщение к искусству?
- Мама, заядлая театралка, постоянно водила меня на спектакли. С 5 лет я училась балету и музыке. В хоре пела в Доме ученых. Там же занималась в группе ритмики.
И при этом любила выступать. Была нескладной: если маршировали, шла в другую сторону, не могла поймать мячик. Но когда на уроке ритмики звучали «Времена года» П.И.Чайковского, и музыку надо было как-то выразить, взрослые любовались тем, как это делаю я. Вот тут-то моя стеснительность начисто исчезала.
С мамой я пересмотрела всю киноклассику - «Трактористы», «Учитель», «Истребители», «Светлый путь», «Сердца четырех»...
Мой день рождения совпал с началом войны. До сих пор снится теплушка, в которой я еду в эвакуацию, к отцу на Урал. В городе Миассе он руководил геологической партией, добывал редкий металл - для производства самолетов. Я не раз бывала с ним в тайге. Казалось, вот-вот и встречу бажовскую Хозяйку Медной горы... С тех пор люблю камни. Они мне кажутся живыми.
После войны я поступила в самый лучший, как считаю, институт - в Школу-студию Художественного театра. Моими учителями были замечательные мастера: В.И.Топорков, Н.И.Дорохин, С.С.Пилявская - могу перечислять и перечислять. Я получала стипендию имени Чехова.
- Вы один из ветеранов легендарного «Современника»...
- Студенткой я заболела туберкулезом. И это сказалось при распределении: крупные театры меня не взяли, и я попала в только что созданный гастрольный театр Наталии Сац, которая накануне вернулась из ссылки. Первая роль - Дуняшка из «Касатки» Алексея Толстого. Вот тогда-то я узнала, что такое зрительские аплодисменты.
Два года колесили по Союзу. Я узнала, что мои сокурсники-ефремовцы по ночам готовят спектакли будущего «Современника». Играли фантастически увлеченно. Мне захотелось работать именно в таком - честном, пронзительном, гражданском театре. Не сразу, но я вошла в труппу актеров, которых взяли на зарплату во МХАТ. Так с 1957 г. породнилась с «Современником». И считаю это счастьем.
С 24 лет преподавала в институте, который сама окончила, - Школе-студии МХАТ. В Гнесин-ском училище вела курс музкомедии. По просьбе Марлена Хуциева выпустила курс во ВГИКе. А потом работала в ГИТИСе. Среди моих воспитанников немало состоявшихся артистов.
- Остается время на личную жизнь?
- Мой муж Валерий Миляев - доктор физико-математических наук. Кстати, он один из разработчиков лазерного прибора для лечения туберкулеза. Живем дружной семьей уже 46 лет. Супруг - бард. Вся Москва поет его песню «Приходит время»... Мы вместе пишем и исполняем музыку и стихи. Наши песни пели Анна Герман, Гелена Великано-ва, Мая Кристалинская.
У нас два сына. Иван - выпускник художественно-постановочного факультета школы-студии МХАТ, заслуженный художник России, директор художественной школы. Александр - психолог по образованию, садовник по призванию.
Еще один член семьи - Кузя, чернявая, длинноногая, лидер дворовых собак.
- Никогда не жалели, что выбрали такую дорогу?
- Никогда. Наша профессия нужна людям. Мы можем ободрить. Обрадовать. Взволновать. Помочь решить какие-то проблемы. Окунуться в давнюю юность. Снова пережить любовь. Юрию Лужкову принадлежит интересная мысль: «Когда мы живем тяжело, люди больше ходят в театр... Потому что хотят получить ответы на вопросы, которые никак не могут решить».
В артисты идут не из-за денег. Это миф. Идут за «полетом», чтобы стать властителями дум. Заставить зал смеяться, плакать. Последняя моя роль - графиня в «Пиковой даме». Мне, по натуре достаточно доброй, нелегко сыграть женщину, жесткую, властную, древнюю. Однако признаюсь: интересно стать совсем другим человеком. Вот эту счастливую возможность - повторить чужую судьбу никогда не оценивала в деньгах.
- А что это за детский музыкальный театр «Экспромт»?
- Это мое детище - создала его 18 лет назад. По-соседству с «Современником». Я была депутатом районного совета. Много приходилось заниматься суетливой работой. Но и пользу, надеюсь, приносила людям. Как-то ко мне обратилась пенсионерка, участковый врач Алевтина Владимировна. Посетовала: квартиру обещают, приглашают посмотреть, а потом заселяют других. И так четыре раза. Я отправилась по разным комиссиям. Когда женщина увидела ордер, упала в обморок... Мы потом подружились.
Однажды, сидя на заседании в большом исполкомовском зале, задумалась: в субботу и воскресенье тот пустует... А ведь его можно использовать. Тогдашний председатель исполкома Николай Гончар поддержал меня. И мы на базе факультета ГИТИСа организовали музыкальный театр.
Сегодня к нам в театр приходят трех- и даже двухлетние.
В противовес страшилкам и боевикам - доморощенным и заокеанским, спектакли очень добрые. У нас оловянный солдатик не сгорает, а женится. Все умеют петь и танцевать. Действует студия эстетического воспитания. В бывшем красном уголке тесновато - всего 80 мест. Поэтому занятия, репетиции нередко проходят в моей квартире. Это нормально.
- Несколько слов о репертуаре...
- Для самых маленьких идут мюзиклы «Репка», «Маша и медведь», «Муха-Цокотуха». Стихи мои, музыка молодого композитора Елены Фиштик. Кроме того, «Оловянный солдатик» Андерсена на музыку Грига. «Ёжик в тумане», «Хозяйка Медной горы», бардовский спектакль «Али Баба». Для подростков предназначены взрослые, патриотические спектакли, чеховские рассказы, «Доходное место» осовремененного Островского... Иные подростки появляются - во рту жвачка, в руках банка с пивом, немыслимый ирокез... Через 15 минут они мои. Смотрят во все глазищи, хлопают! У нас маленький театр, но он, думаю, делает большое дело. И честно. Со своими спектаклями мы не раз навещали пациентов детского отделения Онкологического института.
- Вы как-то заметили, что теперь предпочитаете сидячие роли...
- Годы не прибавляют здоровья. Подружилась с палочкой. Приходится выпивать кучу обезболивающих...
Мне нравятся молодые врачи из районной поликлиники: профессионально подкованы, многое знают. В больнице № 6 я встретила замечательного невропатолога Аллу Викторовну Бугун. Очень чуткий, отзывчивый человечек!.. Пришлось перенести несколько операций на суставах. Благодарна профессору В.Абельцову и доктору А.Волкову.
- Ваш совет читателям: как поддерживать жизненный тонус?
- Нередко слышишь: «Люби, береги себя. Посмотри в зеркало: какая ты красивая, умная. Ты этого достойна!». Мои старики меня учили иному: надо полюбить тех, кто рядом, окружение свое. Сделай что-то доброе для других, и это обязательно отзовется - тебе же станет легче. И ты почувствуешь себя здоровее.
Постоянно возвращаюсь к Гоголю. Памятны его слова из письма маменьке: «Живите весело. Отгоняйте от себя все неприятности. Всё пройдет. Всё будет хорошо. И если вам слишком весело станет за обеденным или чайным столом, знайте: это я, невидимый, затесался меж вас».
Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru