14 ноября 2024
Заслуживает восхищения энергичность, поразительная работоспособность, человечность и верность профессии этой замечательной и всенародно любимой актрисы. С блеском сыгравшая роль Дездемоны в вышедшем на экраны в 1956 г. фильме «Отелло», удостоенном премии Каннского кинофестиваля, получившая на нем титул «Мисс шарм», И.Скобцева и сегодня работает над образами новых киногероинь. А главное - ее горячо волнует судьба отечественной кинематографии. Она была неравнодушным участником недавно прошедшего и памятного своим напряжением съезда Союза кинематографии.
- Переживаемый сегодня кризис коснулся всего мира и нашей страны, в том числе и культуры, - говорит Ирина Константиновна. - Ведь рынок продиктовал новое отношение к искусству, которое меня не совсем устраивает. Я снялась в 80 фильмах, 20 лет преподавала студентам - неужели моя жизнь потрачена зря? Ведь даже отрицательную роль я пыталась сделать зовущей к добру. Сейчас же это не приветствуется. Не говоря уже о таких понятиях, как Родина, патриотизм. Они девальвируются людьми, считающими, что демократия связана с уничтожением общечеловеческих ценностей.
Моя позиция во всех спорных ситуациях была простой: в любых дебатах должны преобладать открытость и честность, нельзя игнорировать разные мнения, идти стенкой на стенку. Что, как ни печально, показал недавний съезд кинематографистов. Тут уж не до высокого творчества...
Некоторые сегодняшние фильмы показывают путь, по которому идут отдельные мастера. Когда я увидела картину одного сегодня модного режиссера, мне стало страшно. Ее определили как метафору на нашу жизнь, но с этим я не могу согласиться. После ее просмотра не хочется жить, думаешь: Боже мой, что творится!..
Именно поэтому для меня так важны вопросы, обсуждающиеся на встречах создателей кино.
- Они волнуют и нас - зрителей, особенно старшего поколения, не забывших еще шедевров советского кино. Ирина Константиновна, я помню, какое впечатление на меня, тогдашнего 10-классника, произвела ваша игра в фильме «Отелло».
- Я училась в школе-студии МХАТ, когда кинорежиссер Сергей Юткевич приступил к работе над этой картиной. Его ассистентка пришла к нам на экзаменационный спектакль «Беда от нежного сердца» Лопе де Вега. Играли в паре с Галей Волчек. Посмотрела, пригласила. Я тогда даже не знала, где «Мосфильм» находится. Сначала хотели дать маленькую, второстепенную роль, но когда отснятую пленку показали С.Юткевичу, тот сказал: «Нет - нет, я ее хочу попробовать на роль Дездемоны». После выхода картины на экран нас пригласили на Каннский кинофестиваль.
- Что вам прежде всего хотелось показать в этой женщине?
- Дездемона у Шекспира - объект борьбы добра и зла, счастья и несчастья, любви и зависти. Она стала жертвой конфликта Отелло и Яго. Яго понимал, что, разрушив веру Отелло в Дездемону, он его повергнет, уничтожит. Иногда я спорила с С.Юткевичем по поводу того, что всё внимание направлено на эти два мужских персонажа. А роль Дездемоны считается второстепенной.
- И вдруг в вашем исполнении она стала женщиной, которая...
- Борется за свою любовь, она посмела полюбить черного мавра, пошла против отца. Отелло закрывает Дездемону бурнусом, в последний раз целует ее и поражает себя, они оба погибают - любовь все-таки восторжествовала. Отелло понял, что она ему была верна, честна в любых поступках.
- В этом фильме вы играли вместе со своим будущим супругом, выдающимся советским кинорежиссером и актером Сергеем Бондарчуком. Что бы вы особо выделили в его характере?
- Сергей Фёдорович принадлежал к числу людей, одержимых одной-единственной идеей, которую пронес сквозь всю свою жизнь. Сыграв в 11 лет в школьном спектакле роль старика, впоследствии говорил с юмором: «Я понял, что родился артистом». Этому отдавал все свои знания и опыт. Имел и представление о том, что хотел снимать. Обратите внимание, что как артист он сыграл Курчатова и других современников, но снимал только произведения классиков: Т.Шевченко, Л.Толстого, А.Чехова. Как-то сказал, что если бы за всю жизнь снял только «Войну и мир», то и этого было бы достаточно.
Серёжа был разносторонне образован. Его родители, как и многие украинцы, очень музыкальные, хорошо поющие, знающие стихи Т.Шевченко. В числе родственников были и любители рисования, живописи. А его отец, будучи председателем колхоза, после выхода на пенсию стал писать сценарии. Художественная жилка в семье Сергея Фёдоровича была заложена основательно.
Одержимость, конечно, бывает разная. Я слышала, что когда к великому французскому ученому Луи Пастеру как-то пришел больной и попросил его вылечить, тот возмутился, что его пытаются отвлечь от исследований - так он был одержим своей работой. Сергей Фёдорович никогда не был одержим стремлением к власти, даже будучи секретарем Союза кинематографистов. Очень любил молодых талантливых людей и ненавидел серость. Преподавая во ВГИКе, загорался, когда студенты его понимали - на занятиях возникал фейерверк. В нем были огромная внутренняя сила, магнетизм.
Расскажу об одном случае. После выхода «Отелло» нас пригласили принять участие в праздничном концерте в честь 8 Марта в Доме культуры железнодорожников у трех вокзалов в Москве, чтобы мы сыграли отрывок из этого произведения. В гри-мерке видим плачущую возле арфы народную артистку СССР Ольгу Андровскую из МХАТа. На вопрос о причине слез она нам поведала, что «зал очень тяжелый, они все галдят, когда запела, потребовали «Мучу»!» (была тогда популярной эта аргентинская песня). Стало понятно: праздник - в зале подвыпившие. А нам предстояло играть сцену из «Отелло»!.. Сергей Фёдорович пошел к администратору и сказал ему, что вместо заявленного прочтет рассказ А.Чехова. При этом попросил осветителей направить свет только на его фигуру. А я наблюдала из-за кулис. В зале был душно, слышался непрерывный гул голосов. Сергей Фёдорович вышел на сцену тихо, медленными шагами. Подойдя к микрофону, выдержал паузу и произнес: «Тоска», повесть Чехова». И начал своим бондарчуковским голосом... Поначалу еще что-то слышалось из зала. А потом все 12 минут зрители слушали, затаив дыхание, и когда он окончил, через паузу тишины - буря аплодисментов.
Какая же должна быть харизма, темперамент и внутренняя сущность у человека, чтобы покорить непослушный зал!
Вашим читателям-медикам хочу напомнить, что Сергей Фёдорович потрясающе сыграл роль доктора Дымова в чеховской «Попрыгунье». Супруга этого персонажа, вечно искавшая талантливых и гениальных, не заметила, что рядом с ней был великий человек, хотя был простым доктором, лечившим людей. А погиб, спасая мальчика.
- Ирина Константиновна, а как вы сами относитесь к медицине, есть ли среди ваших друзей врачи?
- Во время эвакуации в годы войны мы сначала жили в городке Новоузенске, а потом полтора года в Самаре, в одной квартире со светилой тогдашней медицины Сергеем Ивановичем Спасокукоцким, одним из первых лауреатов Сталинской премии. Какой это был человек! Несмотря на солидный возраст, он продолжал оперировать. Среди моих самых близких подруг в классе была и Нелли Коган - дочка того самого «врага народа» из «дела врачей».
Медикам я очень благодарна за то, что они спасли жизнь Сергея Фёдоровича во время работы над «Войной и миром». Он вышел из просмотрового зала, где монтировался фильм. В этот момент у него остановилось сердце. Было зафиксировано, что в состоянии клинической смерти он находился 4 минуты. Примчались две «скорые», и две молодые женщины сумели вернуть его к жизни. По дороге в больницу он уже был в сознании. Как же не благодарить за это людей в белых халатах!
- А что бы вы им пожелали?
- Как и представителям других профессий - творческого роста. Ведь те, кому это дано, - действительно таланты, гении.Что касается в целом состояния нашего здравоохранения сегодня, то нужно всем много думать и делать всё для того, чтобы наша медицина приблизилась к требуемым нормам. Это, кстати, касается и медицины, и образования, и защиты государства, и человека. У каждого из нас должны быть свои и адвокат, и доктор обязательно! Сегодня без них просто не обойтись.
- Вы ведь и сейчас продолжаете работать?
- Только что снялась в интересной роли в фильме по произведению Д.Мамина-Сибиряка «Золото» у молодого режиссера Евгения Мармонтова. Для меня это был В.Шекспир на уральской земле. Съемки проходили в 120 км от Екатеринбурга. Трагическая роль женщины, которую могли бы сыграть на сцене Вера Пашенная, Елена Гоголева, в кино - Нонна Мордюкова. Поинтересовалась, почему выбор пал именно на меня - они видели мою Ильиничну в «Тихом Доне», поэтому и пригласили. Играла в паре с Серёжей Безруковым. Роль была физически трудной: и в дождь, и в грязь моя героиня таскала по ночам валуны на строительство церкви. Отсняли всё, но пока на монтажные работы нет денег. Надеюсь, найдутся.
Киноработы последних лет - картины «Зависть богов», «Наследницы», «Женская логика». Как видите, снимаюсь.
- Остается ли у вас время на хобби?
- Коллекционирую книги о кино, театре, актерах и актерской профессии. Сейчас, правда, из трех тысяч оставила себе самые любимые мемуары, остальные подарила детям.
- А чем в последнее время вас радуют ваши замечательные дети - кинорежиссер Фёдор Бондарчук, актриса театра и кино Елена Бондарчук и внуки?
- Алёна несколько дней назад с успехом сыграла в спектакле «Трамвай «Желание» Т.Уильямса. Роль сложная, трагическая, но ей, слава богу, передался темперамент Сергея Фёдоровича. У Феди вышла вторая серия фильма «Обитаемый остров». Что касается сына Алёны - Кости, то он выпускник Юридической академии. Но обрел и вторую специальность - Фёдор пригласил племянника сыграть роль солдатика-художника в «Девятой роте». Этот образ он с него и писал - Костя прекрасно рисует и за свои работы получил премию Кафки в Праге. Потом он снялся в фильме «Жара», были и другие работы. Второй мой внук - Серёжа готовится к учебе в вузе.
* * *
Хочется пожелать народной артистке РСФСР и ее талантливым детям и внукам новых успехов в их труде и здоровья!
Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru