10 ноября 2024
В Комитете Госдумы РФ по охране здоровья состоялось расширенное заседание, на котором обсудили предложенную Минздравсоцразвития России Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020 г. С основным докладом выступила заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ В.Скворцова. Она коснулась основных положений концепции.
Как сообщила В.Скворцова, эффективное функционирование системы здравоохранения зависит не только от самой ее организации, но и от нескольких обеспечивающих блоков. Это подготовка качественных медицинских кадров, развитие инфраструктуры и оснащенности лечебно-профилактических учреждений, информатизация и другие передовые технологии и, безусловно, финансовое и информативно-правовое обеспечение.
Основными целями Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. являются: снижение общего индекса смертности, а также младенческой и материнской смертности, формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение потребления табака и алкоголя, повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной бесплатно населению Российской Федерации.
Впервые в истории нашей страны государство берет на себя обязательство по поводу формирования здорового образа жизни и активно выделяет на это средства. Особенно значима массовая профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний, основанная на популяционных стратегиях. Уже с 2009 г. выделены средства -3,8 млрд руб., которые правительство закрепило за развитием мер по формированию здорового образа жизни. К концу 2020 г. предполагается увеличить потенциал общественного здоровья на 10%, индекс здорового образа жизни - на 25% и при этом снизить потребление табака и алкоголя в нашей стране примерно в 2 раза.
Программа госгарантий является залогом абсолютного социального равенства в стране, поскольку она вводит понятие единого подушевого финансового норматива и на работающее население, и на неработающее. Впервые создается федеральный финансовый фонд, который специально предназначен для выравнивания финансовых ситуаций между регионами. Безусловно, залогом качественной медицинской помощи является стандартизация ее на основе стандартов и порядков, то есть алгоритма проведения в действие медицинской помощи. На базе этих документов создается список жизненно важных лекарственных средств. Формируется регистр больных, который включает критерий качества.
2009-2010 гг. - годы реализации концепции. Важно отметить, что уже в 2009 г. реализация основных специализированных программ в рамках Национального проекта «Здоровье» позволит создать межрайонные специализированные медицинские центры для неотложной патологии. Будет возможность сократить коечный фонд региональных учреждений муниципальных уровней и перепрофилировать их в учреждения для долечивания, восстановительного лечения, реабилитации и медико-социальной помощи и ухода. Кроме того, уже на этом этапе начинается создание в каждом субъекте головных высококвалифицированных учреждений для основных социально значимых заболеваний. На примере сосудистой программы это региональный центр, который имеет на себе целый куст межрайонных специализированных отделений.
Основной комплекс мер будет осуществляться по совершенствованию системы в 2010-2015 гг. Приоритетное направление - сохранение и укрепление первичной медико-санитарной помощи. Сейчас имеется дефицит врачей в первичном звене - 49 тыс., не хватает более 80 тыс. медицинских сестер.
Поэтому главная задача - обеспечить первичное медико-санитарное звено кадрами. Уже разработана программа, согласно которой норма времени приема на одного больного взрослого - 20 минут, ребенка - 40 минут. Это значит, что в нормальных условиях качественно будут работать врачи и средний медперсонал и можно будет разукрупнить участки.
В удаленных районах страны, в сельской местности будет и дальше развиваться система общей врачебной практики. Особое направление - это укрепление системы стационара на дому и активного патронажа. Акценты должны быть смещены в сторону профилактической деятельности первичного звена и максимально стимулировать развитие оздоровительных мероприятий, диспансеризации, скринин-говых осмотров, вакцинации и т.д. Важно, чтобы любой гражданин Российской Федерации имел возможность получения профилактических услуг.
В стационарном звене главное - интенсификация работы койки. Это будет возможно, если внедрять стационарозамещающие технологии в первичное звено и создавать сеть отделений и учреждений для долечивания, реабилитации. Ни в одну из предыдущих концепций развития здравоохранения этот этап не входил. Планируется расширять сеть дневных стационаров восстановительного лечения и реабилитации для работающего населения. Уже подготовлен и сдан в правительство отдельный документ- концепция государственного лекарственного обеспечения.
Особо сложный вопрос - полный дисбаланс в кадровой системе. Надо создать кадровый профиль каждого субъекта РФ и, правильно построив процесс планирования, устранить три имеющиеся на сегодняшний день проблемы.
Первая. Врач - медсестра. У нас соотношение 1 : 1,09. В норме соотношение не должно быть ниже 1 : 3, а для некоторых уровней системы здравоохранения - 1 : 7 и 1 : 8, если говорить о патронаже и реабилитации. Вторая. У нас все кадры оседают в стационаре, и надо привлечь их в первичное звено. Третья. Существенный перекос в численности разных медицинских специалистов. Например, необоснованно завышенное количество гинекологов, некоторых других врачей при нехватке тех же общих хирургов и т.д.
Особо важный момент - это совершенствование нормативно-правовой базы, которая бы определяла профессиональную деятельность и медицинских и фармацевтических кадров, врача и особенно медицинской сестры.
«Белое пятно» - юридические отношения между вузом, клиникой и научно-исследовательской базой, где в обязательном порядке тоже должны проходить обучение специалисты. В настоящее время вместе с Министерством образования и науки готовится новое поколение стандартов обучения в медицинских вузах. Уже со следующего года выходим на систему, когда их выпускники будут иметь право работать в отрасли по специальности, не проходя интернатуры. Состоится переход от лицензирования лечебно-профилактических учреждений к лицензированию специалистов.
Больной вопрос - управленческие кадры. Наши главные врачи очень часто ничего не понимают ни в экономических вопросах, ни в юридических. Поэтому медицинский менеджмент - это наша большая забота, чем мы с нашими международными партнерами должны постоянно заниматься.
Безусловно, остро назрел вопрос создания системы реализации лучшего, что есть в науке. Это не только центры высоких медицинских технологий, но и государственно-частное партнерство, и формирование нормального цивилизованного рынка, малый и средний бизнес, который тоже должен принимать самое активное участие в этом важнейшем деле.
* * *
На заседаниях комитета обсуждение концепции протекало остро, участники его высказали немало замечаний.
О.Борзова, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья с удовлетворением отметила раздел, связанный с формированием здорового образа жизни. В нижней палате парламента создан подкомитет по формированию здорового образа жизни, и депутаты проводят большую работу в этом направлении. В концепции также нашел отражение отказ от единого социального налога, но она считает целесообразным при доработке документа изложить ее более системно, обобщенно, что отражало бы основополагающие моменты перспективного развития здравоохранения в РФ, более четко назвать перспективную модель здравоохранения. Необходимо вынести многие моменты механизмов реализации концепции в нормативно-правовые акты Минздравсоцразвития России, федеральных органов, конкретизировать возможность участия государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.
В своем выступлении первый проректор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова И.Денисов заметил, что сейчас ахиллесова пята отечественного здравоохранения - управленческие кадры. До тех пор пока руководить здравоохранением будет вчерашний хирург без надлежащей подготовки, толку не будет. Сегодняшний администратор-бюджетник не знает рыночных механизмов, он не может цивилизованно заработать деньги. В концепции надо прописать единое положение о клинической больнице, о центрах практической подготовки студентов. И.Денисов высказал мнение, что наши соратники, врачи, ученые, преподаватели, да и студенты не поймут, почему в документе очень слабо отражены социально-бытовые проблемы, вопросы охраны здоровья медиков.
По мнению О.Щепина, директора Национального НИИ общественного здоровья РАМН, в концепции неправильно сформулирована цель - остановить убыль населения РФ. Это задача не медицины, а государства, правительства, она отрасли не под силу. Что является целью здравоохранения? Доступность и качество медпомощи. Если они обеспечены, то вся система работает нормально, если нет, то систему надо менять.
Доступна ли помощь сегодня? Нет. Половина населения не может получить ее в связи с дороговизной. Поэтому вопрос ставится так: нужна концепция развития здравоохранения, а не концепция развития страны.
В обсуждаемом документе приведено два показателя: потенциал общественного здоровья и индекс здоровья человека. Кто может сказать, что это такое? Никто в нашем институте не мог дать ответа. Прежде чем обнародовать концепцию, надо сделать ее понятной.
Украшением концепции является раздел, связанный с рядом профилактических направлений. Но сколько это стоит и кто будет платить?
В концепции отмечено, что должна быть саморегулируемая система медицинской помощи. Однако в других странах ее регулирует государство. Мы же больше и больше вопросов пытаемся возложить на население, передать медицину в частные руки, частные учреждения. Это, конечно, неправильно, потому что доходными медучреждения никогда не сделать, в этом ошибка экономических подходов к здравоохранению. Нет ни одной страны в мире, которая бы видела здравоохранение доходным. Оно всегда -затратная часть бюджета, и к этому надо быть морально готовым.
Активно вступили в дискуссию и депутаты. Н.Герасименко, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья напомнил, что в ряде высокоразвитых стран сейчас активно реализуется понятие «здоровая старость». Человек должен не просто дожить до 75 лет, а дожить без серьезных заболеваний, это и надо увязать со здоровым образом жизни.
Если мы в здравоохранении принимаем программу государственных гарантий и конкретизируем, что по Конституции положено населению бесплатно, выделяем финансовые ресурсы на это, то должны определить и круг учреждений, которые и должны обеспечить реализацию государственных гарантий. Что касается вопроса о системах здравоохранения, то ни в одной стране мира нет трех систем, только в России: государственная, муниципальная и частная. Надо определить национальную систему здравоохранения.
А.Чухраев, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, сказал, что надо более четко просчитать финансовые ресурсы концепции, которые предполагается использовать на реализацию. Те цифры, которые приводились, пока не убедили, потому что нет методики их формирования.
О том, что некоторые термины концепции требуют пояснения, говорил заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья С.Колесников. На его взгляд, они должны быть понятны простому человеку, потому что документ мы создаем не только для профессионалов. Депутат считает, что не очень ясно отражена возможность равной доступности пациента ко всем медицинским учреждениям независимо от форм собственности. Это должно быть прописано, поскольку требует изменения финансовых потоков. В Конституции записано равенство всех форм собственности, и это обязывает обеспечить равный доступ их к финансам. Пациент должен приносить деньги, если хочет доплатить за услугу. Софинансирова-ние гражданина при оказании гарантированной государством медицинской услуги - это один из принципов организации здравоохранения. Сегодня 50-60% фактической стоимости медицинской услуги оплачивается, а мы на это закрываем глаза...
Советник председателя Счетной палаты В.Гришин считает, что цель концепции предстоит несколько скорректировать. В частности, записать принципы отечественного здравоохранения, которые потеряны и о которых совсем не упоминается. Говоря о доступности медпомощи, надо не забывать о ее финансировании, о плановом характере здравоохранения.
В заключение В.Скворцова ответила на затронутые вопросы и поблагодарила выступавших за высказанные предложения. Окончательное решение Комитета Госдумы РФ по охране здоровья будет принято на очередном его заседании, о чем мы обязательно сообщим.
Валентина ЗАЙЦЕВА.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru