Вы здесь

Профилактика: без руля и без ветрил

В Москве прошло совещание, направленное на усовершенствование национальной стратегии по борьбе с неинфекционными заболеваниями (НИЗ) в России. В его работе приняли участие представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Европейского бюро ВОЗ, Всемирного банка, Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Росздрава, руководящие административные работники в сфере здравоохранения из Канады, Великобритании, Финляндии.

Еще в октябре 2006 г. была достигнута договоренность между Минздравсоцразвития России и Европейским бюро ВОЗ о совместной деятельности по разработке стратегии профилактики и контроля НИЗ в России. Координатором этой деятельности стал Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Рано умирать...

Для того чтобы разработать стратегию профилактики неинфекционных заболеваний, предназначенную конкретно для России, решено было: первое - обобщить отечественный опыт работы по НИЗ, примером которого служит международная программа CINDI, она осуществляется в российских регионах уже 20 лет; второе - использовать европейский опыт по стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями и программу Всемирного банка «Рано умирать».

Открыл совещание заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Руслан Хальфин. Его выступление было ориентировано в основном на зарубежных гостей. Р.Хальфин рассказал о реализации Национального проекта «Здоровье». Он отметил, что вся система отечественного здравоохранения, начиная с советских времен, была построена именно на профилактике заболеваний - инфекционных и неинфекционных. Необходимо и сейчас повышать ее роль.

Вполне понятно, что разработка национальной стратегии по борьбе с НИЗ происходит, конечно, неспроста: низкая рождаемость и высокая смертность привели Россию к тяжелому демографическому кризису. Ожидаемая продолжительность жизни населения нашей страны невысокая: у мужчин она составляет 65 лет, у женщин - 72,6 года, что в среднем на 14 лет ниже, чем в странах Европейского союза. Главные причины смертности в РФ - неинфекционные заболевания и травмы, в целом же показатели смертности в 3-5 раз выше, чем в странах ЕС. Ведущими факторами риска в России считаются артериальная гипертония, гиперхолестеринемия и курение. Они являются причинами 75% смертей от неинфекционных заболеваний.

Как сказал в своем докладе директор ГНИЦ профилактической медицины академик РАМН Рафаэль Оганов, существует целый ряд стран гораздо беднее России, но смертность там значительно ниже.

- Вывод очевиден, - отметил академик. - Большинство мальчиков, которые родятся сегодня, не доживут до пенсии. На фоне Европы мы выглядим очень плохо. И я бы сделал особый упор на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, которые во многом зависят от образа жизни человека. Это повлияет уже и на профилактику других неинфекционных болезней. Россия в 2005 г. потеряла от сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и диабета 11 млрд долл.

Дальше - больше: по оценке экспертов ВОЗ, недополученный национальный доход из-за высокой смертности от болезней сердца, инсульта и диабета за период 2005-2015 г. составит в России 303 млрд долл. В то время как, по прогнозу ВОЗ, ежегодное сокращение на 2% уровня смертности от хронических заболеваний в течение десятилетнего периода с 2005 по 2015 г. могло бы принести нашей стране экономическую выгоду в 20 млрд долл.

Но, наверное, такой статистикой уже никого не удивишь, как, впрочем, и тем, что потребность в профилактической помощи населению назрела давно, о чем говорилось и говорится во многих документах и резолюциях, принятых в России за последние 10 лет. Однако совершенно непонятно: каким же образом следует осуществлять профилактику? Определенной структуры, которая могла бы ею управлять, в стране не существует.

К «зонтичной модели»

Основными направлениями действий были признаны следующие: необходимо наконец признать, что борьба за снижение смертности населения - проблема не только здравоохранения. Это социальная проблема, касающаяся всего общества, всего государства. Соответственно, и пути решения должны быть общегосударственными. Во-первых. Во-вторых, в системе здравоохранения задачи профилактики и контроля НИЗ должны играть первостепенную роль. В-третьих, для реализации профилактических программ, как на федеральном, так и на региональном уровне, необходима законодательная и административная база. Задачи профилактики НИЗ не могут быть реализованы без законодательной и финансовой поддержки государства. И в-четвертых, нужно пересмотреть систему подготовки кадров для работы в области профилактики неинфекционных заболеваний.

В проекте документа, подготовленном для совещания рабочей группой, состоящей из представителей ГНИЦ профилактической медицины, Минздравсоцразвития России, а также представителя ВОЗ в Москве, говорилось о том, что в России необходимо создать такую систему, при которой бы осуществлялось четкое взаимодействие клинической медицины и общественного здравоохранения. Специфика модели управления в РФ отличается централизацией уровня принятия решений в государстве, во всех секторах, и в самой отрасли здравоохранения. У нас в стране, отмечается в проекте документа, в силу исторически сложившихся условий общественные структуры и нарождающиеся частно-государственные пока еще не имеют заметного влияния на общественное сознание, и такую ситуацию необходимо исправлять.

Министерству здравоохранения и социального развития РФ было рекомендовано рассмотреть возможность создания в своей структуре Департамента по профилактике и контролю неинфекционных болезней, травм и отравлений. А также продумать создание так называемой зонтичной модели управления профилактикой, которая являлась бы противовесом по отношению к существующим тенденциям вертикализации профилактических программ по каждому отдельному фактору риска.

В течение последних лет стало ясно, что работа учреждений здравоохранения первичного звена сконцентрирована в основном на лечебных функциях, а центры медицинской профилактики и кабинеты профилактики в поликлиниках, которые должны быть, существуют далеко не в каждом регионе. И получается, что в российском здравоохранении отсутствует структура, нацеленная исключительно на координацию профилактики и контроля неинфекционных заболеваний.

В идеале, как подчеркивалось на совещании, профилактическая деятельность должна касаться всех медицинских работников независимо от специальности. Люди должны получать от медицинского персонала полную информацию о своем здоровье, так как именно врач должен быть источником, предоставляющим подобную информацию.

Еще в 1974-1976 гг. в нашей стране были разработаны две крупные кооперативные программы, выполнявшиеся в ряде центров страны, координировали которые ВКНЦ АМН СССР. («Многофакторная профилактика ишемической болезни сердца» и «Борьба с артериальной гипертонией на промышленных предприятиях»). Анализ результатов этих акций после 5 лет проведения показал, что благодаря профилактическому вмешательству общая смертность населения снизилась на 20-21%. Прежде всего - за счет уменьшения показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и снижения распространения артериальной гипертонии. В этих крупномасштабных государственных кампаниях по оздоровлению человека работники здравоохранения использовали и медикаментозное, и немедикаментозное профилактические вмешательства, которые оказались одинаково эффективными.

Карельский опыт

Что же касается относительно недавних мероприятий, то в последние 12-13 лет в России (конкретно - в городе Питкяранта Республики Карелия) разрабатывается и проводится коммунальная программа по профилактике неинфекционных заболеваний, то есть международная программа CINDI, начатая по инициативе ВОЗ. Проект осуществляется при тесном российско-финском сотрудничестве. За 10 лет работы, например, распространенность артериальной гипертонии среди мужчин и женщин Питкяранты снизилась на 10%. Программа CINDI, в которой участвуют 20 регионов Российской Федерации, направлена на оказание поддержки мероприятиям по борьбе с курением, нерациональным питанием, злоупотреблением алкоголем, малоподвижным образом жизни и хроническим психосоциальным стрессом.

Опыт Питкяранты интересен тем, что здесь на протяжении всех 10 лет в разработке и практическом осуществлении надзора и контроля в сфере здравоохранения принимают участие Минздрав Республики Карелия, Центральная клиническая больница Питкяранты, Национальный институт общественного здравоохранения Финляндии и участники Северо-Карельского проекта. Исследование факторов риска (с использованием анкет, заполняемых самими респондентами, с исследованием физических параметров и лабораторными тестами) проводится специально обученной группой врачей и медицинских сестер каждые 5 лет. Кроме того, каждые 2 года проводится обследование влияния поведенческих стратегий на состояние здоровья с помощью электронных анкет, заполняемых респондентами.
Благодаря всем этим усилиям была создана обширная база данных, которая позволяла оценить влияние различных факторов риска и связанных с ними поведенческих стратегий среди взрослого населения Питкяранты на развитие хронических заболеваний.

В Карелии, как уже говорилось, за реализацию программы взялись всем миром. Была подведена законодательная и административная база, оказана финансовая поддержка со стороны государства. Одним словом, к солидному мероприятию и подошли солидно, опираясь на международный опыт (Станфордские программы профилактики пяти городов, программу «Канадская инициатива здорового сердца» и т.д.).

Кому готовить кадры?

Сейчас мы видим, что табачные акции, реклама пищевой индустрии не знают границ. На Западе нашли путь поправить ситуацию: изменили законодательство. Но табачные корпорации переориентировались на страны, не имеющие подобной законодательной защиты. Именно поэтому нам крайне важно участвовать и поддерживать международные законодательные инициативы. Одним из примеров международного сотрудничества является создание конвенции по борьбе с табаком, в разработке которой Россия принимала самое активное участие. Или - разработка Хартии по борьбе с ожирением. Документ был подписан в 2006 г. По этой хартии правительства всех стран обязуются разрабатывать законодательные и принимать финансовые меры в политике укрепления здоровья своего народа.

На совещании отмечалось, что наиболее эффективный путь финансирования профилактической деятельности - все-таки целевое обеспечение программ и проектов. Именно такой путь предполагает правильную оценку полученных результатов программы, а также целесообразность использования вложенных в нее средств. Это, подчеркивалось, особенно важно в условиях ограниченного финансирования. С такой целью нужно развивать и финансирование через систему грантов на конкурсной основе. Причем система должна быть открыта и для государственных, и для общественных, и для коммерческих организаций - для всех, кто занимается укреплением здоровья людей и профилактикой заболеваний.

В качестве дополнительного источника финансирования назывались средства страховых компаний. Такого рода средства практически не привлекаются для оплаты профилактических услуг населению.

Совещание лишний раз подтвердило истину о том, что узких мест в профилактической деятельности на сегодняшний момент предостаточно. И одно из множества таких мест - подготовка медицинских работников. Хотя преподавание профилактической дисциплины и осуществляется в некоторых вузах, но единая стандартная система обучения профилактике НИЗ отсутствует. Программы обучения должны содержать не только теоретические аспекты профилактики, но и реальные практические модули, которые медицинские работники смогут применять в ежедневной работе.

Подготовка специалистов, на взгляд организаторов совещания, могла бы осуществляться на базе существующих медицинских вузов либо школ общественного здоровья, которые уже начали создаваться у нас в стране. Также предлагается открыть краткосрочные курсы подготовки профессионалов по укреплению здоровья населения и профилактике. Такие курсы планируется создать во всех регионах России. Обучаться здесь будут врачи, средний медицинский персонал, другие специалисты - учителя, журналисты, администраторы в сфере здравоохранения и социальной защиты.

И наверное, последний важный аспект, о котором говорилось на совещании, это образование самих граждан в области профилактики и укрепления собственного здоровья. Как давно уже известно, спасение населения - дело рук самого населения. Люди должны вовлекаться в профилактические программы, участвовать в мероприятиях по здоровому образу жизни. Естественно, не из-под палки, а с понимаем, насколько это важно для них.

В конце октября в Москве пройдет Российская национальная конференция, где будет представлен уже окончательный вариант документа по стратегии борьбы с НИЗ.

Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru