Вы здесь

Кто он, успешный студент?

Как считает профессор кафедры нормальной физиологии Московского государственного медико-стоматологического университета Виталий ДЕГТЯРЕВ, успеваемость студентов зависит от многих факторов: мотивации, типологических свойств личности, наконец, от половых признаков, что в обучении, как правило, не учитывается.

Хорошо сдать сессию или просто «не завалить»?

- Самое интересное заключается в том, что способности в человеке могут быть заложены, но реализуются они далеко не всегда, - говорит профессор. - Для того чтобы способности реализовывались и могли быть успешно использованы, нужно упорно работать над их развитием и совершенствованием. Талант, как известно, - сплошная работа.

В своих исследованиях ученые МГМСУ обратились к другому вопросу: показать взаимосвязь успешности обучения и индивидуально-типологических свойств студентов. Ведь успешность обучения -это один из показателей адаптации молодых людей к учебной деятельности в вузе. В исследовании, проводимом в Московском государственном медико-стоматологическом университете, приняли участие около 370 человек. Студентов разделили на две группы по половой принадлежности. Тестирование проходило в середине второго семестра: это спокойное время, когда зимняя сессия осталась позади, а до весенней еще далековато. Критерием успеваемости служила средняя экзаменационная оценка студента за три прошедшие сессии. Если говорить о мотивациях учебной деятельности, то учеба в основном строится таким образом: либо обязательно добиться успеха, то есть сдать экзамены как можно лучше, либо просто не завалить сессию. Большинством юношей и девушек движет именно такая мотивация.

Ученые пытались выявить основные индивидуально-типологические и личностные характеристики своих студентов путем психологического тестирования по методикам Айзенка, Кеттела, Спилбергера. Результаты тестирования сопоставлялись с показателями успешности обучения.

Оказалось, что хорошо успевающих женщин гораздо больше, чем мужчин - 61 и 43% соответственно. Удовлетворительные оценки получали в большинстве случаев мужчины (35%) по сравнению с женщинами (18%). Отличная успеваемость была зарегистрирована примерно в 22% случаев в обеих группах студентов.

- Мы посмотрели, как обучаются студенты лечебного и стоматологического факультетов, и увидели, что есть разница, - рассказывает В.Дегтярев. - Причем год на год не приходится. В разные периоды времени по-разному происходит и распределение критериев «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Этот вопрос у нас вызвал особый интерес, поэтому во главу угла мы поставили следующий тезис: успешность обучения зависит от индивидуально-типологических характеристик человека. Нам как физиологам понятно, что движущей силой любого поведения является мотивация, на основе которой это поведение осуществляется. И в
первую очередь важно было выяснить, каким образом распределяются студенты в зависимости от доминирующих мотиваций.

Что же увидели исследователи? Оказалось, что у большинства учащихся университета преобладает мотивация избегания неудач. У меньшей части студентов главной является мотивация достижения успеха. Стало понятно, что учиться хорошо и приобретать новые знания можно лишь тогда, когда есть соответствующая потребность в соответствующей мотивации, которая становится своего рода основой для организации адекватной учебной деятельности. По одной из гипотез, исследователи стремились понять и то, как влияет уровень интеллекта на успешность учебной деятельности. Но пришли к выводу, что не существует каких-то особых влияний, то есть практически все студенты достаточно интеллектуально развиты, и что интеллект в учебном процессе - не главное, несмотря на то, что условно юношей и девушек можно разделить на людей с высоким, средним и низким уровнем интеллекта (по определенному тесту).

Для этих целей ученые использовали хорошо известный 16-факторный личностный тест Кеттела. Тест выявил незначительные различия в женской и мужской группах студентов. Больше всего оказалось студентов со средним уровнем интеллекта (68 и 64% соответственно), значительно меньше - с высоким (16 и 19%), и примерно столько же - с низким (16 и 17%). Причем независимо от уровня интеллекта большая часть студентов имела хорошие показатели успешности обучения. В группах студентов с высоким уровнем интеллекта исследователи отмечали как удовлетворительные показатели, так и отличные. Примерно такие же результаты обнаружены и в группах с низким уровнем интеллекта. В данной группе у женщин отличные оценки встречаются в 53% случаев, в то время как в группе с высокими показателями интеллектуальных способностей отличные оценки имеют лишь 22% студенток.

Экстраверт или интроверт?

Профессор В.Дегтярев, помимо мотивации, определил типологические особенности студентов. Каждого человека можно охарактеризовать как экстраверта или интроверта по тесту Айзенка. Подход английского ученого к дифференцированию людей на определенные типы является для физиологов очень важным. Айзенк применил собственную классификацию: он исследовал характер направленности личности во вне и внутрь, то есть экстраверсию и интроверсию. И сопоставлял эти характеристики с уровнем эмоциональной подвижности. Айзенк пришел к определенным результатам. Например, у интровертов активно работает кора больших полушарий, и им нет необходимости дополнительно ее стимулировать. Интроверту внутренних отношений вполне достаточно. Он замкнутый, общение у него происходит в основном только внутри семьи.

Экстраверт совсем другой. Он, напротив, нуждается во внешних стимулах, чтобы кора головного мозга достигла оптимального функционального состояния. Экстраверт вынужден общаться с окружающими много, часто, энергично. Иначе говоря, один человек - общительный, дружелюбный, друг, товарищ и брат всего человечества, как говорится, а другой - замкнутый, ему никто не нужен.

Еще одна типологическая характеристика - нейротизм, или эмоциональность. Уровень нейротизма зависит от работы лимбических структур мозга. Студенты с высоким уровнем нейротизма эмоциональны, тревожны, волнуются на экзаменах.

Ученые группы В.Дегтярева задались вопросом: каким образом данные свойства отражаются на успешности обучения студентов? Пришлось применять достаточно сложные методы статистического анализа, которые помогли увидеть следующую картину: оказалось, что независимо от характера доминирующей мотивации, независимо от половой принадлежности лучше всего учатся студенты-интроверты с низким уровнем тревожности и эмоциональности.

- Но могут ли и экстраверты хорошо учиться? Конечно, - поясняет профессор. - И даже отлично. Вопрос заключается в другом: какой ценой даются успехи? Пока я не готов ответить на этот вопрос. Нет еще экспериментальных данных для того, чтобы сравнить физиологические затраты на получение результатов у студентов разных групп. Это задача наших дальнейших исследований. Но, тем не менее, мы полагаем, что группе интровертов с низким уровнем тревожности и низким уровнем эмоциональной подвижности все-таки несколько легче даются успехи в обучении, нежели другим группам студентов, с иными личностными свойствами.

Студенты по-разному воспринимают общение с преподавателем. Некоторые идут на хороший, прямой контакт, на открытую беседу, и не только на темы учебного процесса. А некоторые студенты смотрят на преподавателя настороженно, ожидая от него известного прессинга, подвоха, каких-то неприятных вопросов. Подобное отношение во многом определяется свойством тревожности. Оно, безусловно, есть у всех людей, и каждый из нас, по утверждению Виталия Дегтярева, воспринимает индифферентный раздражитель как угрожающий. И в зависимости от того, как представлено это свойство -тревожность и как оно выражено у молодого человека, формируется его реакция на общение с преподавателем.

Исследователи хотели посмотреть, каким образом взаимодействует тревожность с основными индивидуальными типологическими характеристиками студента, со свойствами экстраверсии, интро-версии и эмоциональной подвижности, и каким образом это отражается на результатах обучения. И вновь подтвердилось, что лучше всего учатся студенты-интроверты с низким уровнем тревожности. Это, как правило, люди с хорошим уровнем активации коры головного мозга и хорошей эмоциональной устойчивостью.

Из всего вышесказанного выходит, что хорошо сдают экзамены студенты-интроверты с низкими значениями нейротизма: юноши, ориентированные на достижение успеха, и девушки, которым «лишь бы сдать». По всей вероятности, у таких студентов оптимально соотношение активности коры больших полушарий мозга и его лимбической системы.

Но и эмоциональный интроверт тоже может успешно учиться, если им является юноша, избегающий «хвостов», или девушка, настроенная получать только хорошие оценки. Такие студенты, отмечают исследователи, не сильно волнуются во время сессии, потому что эмоции у них вызывает не сдача экзамена, а сам процесс приобретения знаний. Но и экстраверту путь к успеху, что называется, не заказан. Успешный экстраверт - это молодой человек, стремящийся к успеху, или девушка, всячески избегающая неудач. Этим студентам, независимо от пола, присущ высокий уровень нейротизма. Ученые высказывают предположения, что у студентов такого типа эмоциональное напряжение, которое царит на экзамене, по всей вероятности, стимулирует кору головного мозга, восполняя характерный для экстравертов низкий уровень активации.

Адаптация к учебе и здоровье

- Вопрос, какими физиологическими затратами обусловлена адаптация студентов к учебному процессу, далеко не праздный, - отмечает профессор Дегтярев. - Давно проводятся исследования, каким образом влияет обучение в вузе на здоровье студентов, на процессы привыкания организма к новым условиям существования и учебы. Российский университет дружбы народов провел уже 12 международных конференций, посвященных этой проблеме. Проводятся многочисленные исследования и в других высших учебных заведениях нашей страны и за рубежом. Исследования показывают, что очень напряженными для студентов оказываются первые два года. Этот период отмечается ростом заболеваемости, нередко приводит к срывам нервной деятельности, то есть молодой человек очень напряженно адаптируется к годам обучения в вузе. Его нервная система «успокаивается» лишь к концу второго курса.
 
По словам профессора, некоторые закономерности, полученные в ходе проведенных исследований, могут найти реализацию в практической деятельности: в учебном процессе, в качестве методического аспекта. К примеру, можно будет подбирать специальные приемы работы с экстравертами и интровертами, с людьми тревожными и низкотревожными, эмоциональными и неэмоциональными.

Что-то в вузе уже реализовано. Скажем, со студентов сняли процесс эмоциональной перегрузки в период контроля за ними преподавателя. То есть преподаватель, который занимался со студентами, был практически отстранен от процесса контроля за счет включения компьютеров. Это привело к тому, что сразу же исчезли жалобы студентов на субъективное к ним отношение.

- Обучение студентов должно состоять из двух этапов, - рассказывает профессор Дегтярев. - На первом этапе студент должен самостоятельно или с минимальным участием преподавателя освоить базовую информацию по изучаемому предмету. Второй - это уже процесс овладения данной информацией, когда полученные сведения можно использовать для понимания логики развивающихся событий. Но в медицине, и в частности в физиологии, таким интегральным этапом является понимание механизмов управления различными функциями. Каким образом управляется работа сердца и в целом система кровообращения; каким образом происходит изменение процессов деятельности пищеварения или мозговой, интеллектуальной деятельности?
Вот на таком этапе и нужен преподаватель, который мог бы грамотно сформулировать учащимся ситуационную задачу. И на примере этой задачи рассказать студенту, как взаимодействуют между собой различные функциональные системы, чтобы организм мог выполнить какую-то целостную функцию.

Некоторый шаг вперед, как рассказывает профессор, уже сделан. На кафедре разработали специальный курс для студентов лечебного факультета - «Динамика функциональных состояний организма при различных видах деятельности». И на примере эмоционально-напряженной деятельности, физически-напряженной и монотонной деятельности преподаватели попытались вместе со студентами провести комплексный анализ изменений работы организма и различных его систем при выполнении различных манипуляций.
- Если подвести итог нашей беседы, то можно сказать о том, что в целом анализ полученных нами данных с позиций взаимодействия индивидуально-типологических характеристик экстраверсии-интроверсии и нейротизма создает основу для того, чтобы понять механизмы успешной целенаправленной деятельности наших студентов в эмоционально значимой для них
ситуации, - заключает профессор Дегтярев.

Так что же все-таки главное в учебе? Получается, что если факторы успеха выстроить в порядке убывания, то на этот вопрос можно ответить следующим образом: мотивация - половая принадлежность - типологические свойства - другие свойства личности (интеллект).

Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru