Вы здесь

Не такие как все

Когда юный Моцарт в 7-летнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет 14:
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу... Стихи...
- Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку...
- Нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был Гёте.
Мы много говорим о болезнях и пограничных состояниях у детей и мало касаемся вопросов здоровья здоровых. Более того, как показывает практика, нередко особенности ребенка воспринимаются врачами как отклонения от нормы. Сегодня речь пойдет о здоровье здоровых, о многообразии вариантов развития, о детях, которые не «такие как все». Наш собеседник - заведующий кафедрой поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования профессор Валерий ДОСКИН.

 


Валерий Анатольевич, история донесла до нас немало удивительных фактов, повествующих о юных талантах. Так, выдающийся отечественный хирург Николай Иванович Пирогов в 14 лет поступил в университет, а в 20 лет уже стал профессором. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой свое первое литературное произведение написал в возрасте 11 лет (это был очерк о Московском Кремле). Да и сейчас то и дело на телевидении, в печати появляются сообщения о вундеркиндах. Если судить по количеству сюжетов и публикаций, то таких детей несть числа. А что говорят по этому поводу ученые?

- Ученые считают, что способные учащиеся составляют 15% всех школьников, а высокоодаренные -всего 3-5%.

- Но почему же тогда среди взрослых процент талантливых людей не столь велик? Что происходит?

- В основе любой одаренности лежит комплекс самых различных человеческих качеств. И конечно, ни один талант не проявит себя в должной мере, если ребенок не будет обладать усидчивостью и большой трудоспособностью.

По оценке психологов, интеллектуальный потенциал ребенка во многом предопределен наследственностью, однако ценные личностные качества можно и нужно развивать с помощью различных тренировок.

Ученые, исследовавшие вундеркиндов, утверждают, что электрическая активность мозга у юных гениев значительно выше, чем у обычных детей. А вот австралийские исследователи, кажется, обнаружили в мозгу «зону гениальности». У большинства людей эта зона как бы заблокирована, а у людей с высоким творческим потенциалом она функционирует в полную силу. Предполагается, что в дальнейшем можно будет стимулировать активность «зоны гениальности». Это может перевернуть мир, сделав всех желающих гениальными.

- Есть такая теория, согласно которой талантливые дети чаще рождаются у 40-летних мужчин. Так, 41% гениев рождались от отцов в возрасте 35-40 лет, 30% гениев были зачаты мужчинами в возрасте старше 40 лет. По версии некоторых исследователей, здоровье малыша во многом зависит от матери, а умственные способности наследуются от отца.

- Версия не лишена оснований. Но пока это не более чем версия.

Хочу особо подчеркнуть, талантливые дети, как никто другой, нуждаются в бережной поддержке и постоянной помощи. Если этого не происходит, то мы встречаемся с нелепыми ситуациями. Так, по информации европейской ассоциации «Еврота-лант», до 30% детей, исключенных из школы за неуспеваемость, - одаренные.

Известно, что Пушкин огорчал своих учителей полным незнанием математики. Бетховен за всю жизнь не смог выучить таблицу умножения, Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии за неуспеваемость, а Чехов оставлен на второй год в 3-м классе за отставание в словесности. Шаляпина не приняли в церковный хор, а Горького приняли, зато ему отказали в приеме на филфак Казанского университета.

- Очевидно, тому есть какое-то объяснение...

- Многие исследователи утверждают, что у человека всего пять основных способностей: академическая (способность активно учиться и приобретать знания), интеллектуальная (умение решать трудные и сложные задачи, требующие однозначных ответов), творческая (способность создавать уникальные произведения, делать изобретения и открытия), сенсомоторная (скоро-
стно-силовые способности, сочетающиеся с пространственной координацией и тонкой и точной моторикой), коммуникативная (способность к продуктивному человеческому общению). Но не всегда все их можно обнаружить у одного человека. Это общие наклонности, на их основе формируются более специальные, частные, например музыкальные.

- Безусловно, мы все разные, каждый человек уникален. Но, пожалуй, только для матери ее ребенок самый лучший, самый замечательный, самый-самый. Остальное окружение: медики, педагоги, социальные работники подходят к нему с общим аршином.

- К счастью, маленькие гении часто оказываются в центре общественного внимания, а их успехи и рекорды вызывают всеобщее восхищение.
Немало различных сообщений о малолетних композиторах и поэтах, певцах и музыкантах можно встретить в Книге рекордов «Левша». Вот только некоторые из них. Восьмилетний рязанский мальчик Василий П. в 1877 г. открыл школу и стал ее директором. Сам он грамотой овладел в 6 лет, научившись читать, писать и считать у своего отца - простого крестьянина. В этой школе грамоте учились дети из окрестных деревень. Плата за учебу была вполне умеренная: рубль за занятия с октября до Пасхи. К 1892 г., к своему 23-летию, Василий обучил 87 человек.

Уже в наше время Тарасик Черниенко из С.-Петербурга в 4 месяца говорил «мама» и «ам». В 1 год и 2 месяца сначала невнятно, а потом по слогам стал читать слова.

В 80-е годы прошлого столетия английская пресса с гордостью сообщала о двухлетнем вундеркинде Энтони Маккуоне. Малыш мог цитировать Шекспира, знал латинские названия многих растений и животных, определял автомобили 200 различных марок и хорошо играл в шахматы.

Многие страны очень бережно относятся к своим маленьким гениям. В США давно созданы специальные школы для одаренных детей. В них, как в инкубаторе, выращивают вундеркиндов. В недавние времена в Польше существовало специальное конструкторское бюро, где рассматривались все полезные изобретения талантливых детей, а в Венгрии, в Министерстве промышленности был создан отдел с названием «Банк способных». Он открывал молодые таланты, вел их учет, всячески помогал вундеркиндам. Уже на первых этапах своей работы банк сумел собрать 400 юных дарований.

 В 90-е годы прошлого столетия и у нас в стране предпринимались попытки создать неправительственную организацию, которая должна была объединить семьи и педагогов, ученых и психологов с целью выявления одаренных детей, а самое главное, создание условий для полного раскрытия их дарований. Кое-какие усилия предпринимаются и сейчас. Насколько это важно, попытаюсь подтвердить хрестоматийным примером американского психолога Розенталя. Он объявил учителям средней школы сфальсифицированные результаты исследования способностей учеников одного из классов. Среди тех, кого он назвал самыми способными, многие, напротив, имели невысокие результаты по тестам. Однако через год исследователь обнаружил, что те, кому он создал репутацию самых способных, действительно стали лучшими учениками в классе.

- Что же случилось?

- Ничего особенного - просто изменилось отношение к ним: в них поверили, дали расправить крылья, и они полетели.

- К сожалению, школа, да и окружение зачастую подавляют личность ребенка, нивелируют его индивидуальность, причесывая всех под одну гребенку. Возьмем, скажем, леворуких детей. Говорят, левши более таланливы, эмоциональны. Но их нередко пытаются «привести к общему знаменателю», переучить. Родители и даже педагоги порой относятся к леворукости, как к патологии, и стремятся «вылечить» ее, заставляя ребенка работать только правой рукой. Дети, пишущие левой рукой, почти всегда привлекают к себе внимание окружающих и нередко становятся мишенью злых насмешек. Откуда такое неприятие?

- Во многих европейских языках слова «правый» и «правильный» имеют общий корень и позитивную окраску. Тогда как слово «левый» обозначает массу негативных понятий: «левые (нечестные) доходы», «пойти н
алево» (загулять, изменить), «встать с левой ноги» (в плохом настроении) и т.п. Даже Иисус в картине Страшного суда в Евангелии от Матфея всех «плохишей» ставит от себя по левую руку, проклинает их и посылает в ад жариться на костре.
В древности считалось, что за правым плечом у человека находится ангел, за левым - дьявол. Отсюда, наверное, и пошла неприязнь ко всему «левому», в том числе и к левшам.

В современном обществе насчитывается 7-15% леворуких и отмечается устойчивая тенденция к возрастанию их числа. По мнению канадских ученых, вероятность рождения левши во многом зависит от возраста матери. Так, у матерей 30-35 лет рождается на 25% больше левшей, у 35-39-летних - на 70%, а у 40-летних и старше - на 128%.

Леворукость может быть врожденной (иногда наследственной) и приобретенной - вследствие нарушения функции мозга или правой руки. Различают явную и скрытую левору-кость, при последней человек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользоваться преимущественно правой рукой.

Как показывают специальные исследования, леворукость - это вариант нормы и левши имеют ряд индивидуальных качеств, которые обусловливают особенности их поведения и обучения. Они проявляют способности к занятиям музыкой и рисованию, их отличает повышенная эмоциональность, впечатлительность и ранимость. Для леворуких детей характерны признаки «зеркального» мышления: при письме они перевертывают справа налево отдельные буквы и слоги, переносят их из конца в начало слова и упорно читают слова справа налево. У левшей, как правило, прекрасно развита зрительная память. История сохранила для нас многочисленные примеры: известный римский полководец Александр Македонский, обладавший феноменальной памятью, был левшой. Он, как утверждают историки, знал в лицо каждого своего воина, хотя его войско насчитывало десятки тысяч солдат. Левшам свойственны сильные волевые качества. Благодаря этому и высокому интеллекту они нередко становятся знаменитыми государственными деятелями и полководцами. Яркий пример тому - карьера Джорджа Буша и Билла Клинтона. Левшами были Микеланджело, Леонардо да Винчи, Моцарт, Бетховен, Пикассо, Чарли Чаплин и многие другие известные деятели науки и искусства. Очень много левшей становится выдающимися спортсменами - боксерами, фехтовальщиками, волейболистами, теннисистами. Кстати, мужчин-левшей всегда больше, чем женщин. Статистика утверждает, что леворукие мужчины японского и китайского происхождения имеют более высокий интеллект, чем право-рукие, тогда как у женщин наблюдается обратная тенденция. Позволю себе еще маленькое отступление. В семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки. Между прочим, животные тоже могут быт левшами. Оказывается, 50% животных отдают предпочтение левой лапе.

Однако среди левшей гораздо больше, чем среди правшей, неврастеников и заик. А детям-левшам намного труднее учиться в школе. Двоечников в их среде в 2-3 раза больше, чем среди правшей. К тому же левши больше рискуют заболеть бронхиальной астмой, сахарным диабетом и раком молочной железы. И вообще левши, утверждает статистика, чаще получают бытовые травмы, попадают в дорожно-транспортные происшествия и живут намного меньше правшей.

- Так, может, все же стоит их переучивать?

- Процесс формирования доминантности руки завершается к 5 годам, а до этого возраста необходимо внимательно наблюдать за леворуким ребенком и направлять тактику его моторного (двигательного) воспитания.

На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к полутора годам одна становится более пассивной по сравнению с другой. Совершенно очевидно, что недопустимо переучивать левшу в правшу такими варварскими методами, как привязывание левой руки, удары по ней и т.п. Насильственные или жестокие способы перевоспитания левшей обычно приводят к выраженным невротическим расстройствам. Если бы замечательного лесковского Левшу в детстве переучили в правшу, он вряд ли сумел бы подковать блоху. Однако существуют и вполне приемлемые приемы такого переучивания. Плавание, гимнастика, спортивные игры и другие виды спорта способствуют более совершенному развитию всех двигательных функций растущего организма.

Ну а если, несмотря на осторожные попытки научить ребенка пользоваться преимущественно правой рукой, он остается упорным левшой, от переучивания необходимо отказаться. Оно принесет только вред.

Чтобы особая и ценная одаренность левшей могла успешно развиваться, необходимо создать все условия для того, чтобы им было удобно жить в нашем «праворуком» мире. На мой взгляд, эту информацию педиатры должны доносить до родителей, имеющих таких детей, и педагогов.

Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru