Вы здесь

Врачи всего мира - к нам?

Когда из уст руководителя отрасли, правда уже бывшего, слышишь признание в том, что отечественные врачи имеют недостаточную профессиональную подготовку, значит, в самом деле, проблема есть. Решать ее М.Зурабов предлагал способом довольно оригинальным. «К нам со всего мира готовы приехать врачи, и мы готовы их принять, учитывая, что нормальная зарплата врача для Европы 6-7 тыс. евро» (цитирую по «МГ» № 72 от 26.09.07). В следующем номере «МГ» читаем: «Прежде всего, это низкий уровень образовательной подготовки врачей. Как ни печально, но это приходится констатировать». Это мнение патологоанатома, директора НИИ морфологии человека РАМН, члена-корреспондента РАМН Льва Кактурского. Руководители же учреждений высшего медицинского образования, кажется, по инерции продолжают говорить, что у нас одна из лучших в мире профессиональная подготовка врачей.

По-видимому, пора признать реальное положение вещей. Как выглядит учебный процесс на клинических кафедрах, его техническое и методическое оснащение? Учебники по старинке написаны как информационное пособие. Предназначены, стало быть, для пересказа, а не для приобретения навыков решать практические задачи у постели больного. Считанные единицы из них представлены в электронном варианте. Традиционные учебники не снабжены вспомогательными информационными материалами.

Клинические кафедры лишены такого важного источника информации, как Интернет. Оказалась практически не решаемой проблема подключения имеющихся на кафедрах компьютеров к всемирной паутине в условиях муниципальных ЛПУ, на которых они в подавляющей своей массе базируются. Помимо того, что это обстоятельство отсекает преподавателей от важного источника научной и клинической информации, оно не способствует эффективному административному управлению рассеянными по больницам клиническими кафедрами и коллективами.

Клинические базы кафедр - особая песня. Об этом неоднократно писала «МГ». Бесправие кафедральных коллективов в решении вопросов использования коечного фонда для целей преподавания особенно обострилось в последнее десятилетие. В условиях рыночной экономики изменилось многое. Возможности для преподавания практических навыков у постели больного сокращаются, как шагреневая кожа. Однако ни руководители здравоохранения, ни те, кому по должности следовало бы озаботиться качеством профессиональной подготовки врачей, не замечают происходящих перемен и их влияния на качество учебного процесса. Записанное в прежних «Положениях о клинической больнице» право кафедр на 15% коечного фонда для учебного процесса никогда не выполнялось должным образом. А теперь никто об этом и не вспоминает. Не слышал, чтобы кем-либо сейчас ставился вопрос о разработке нового положения, учитывающего во многом новую ситуацию, в которой происходит подготовка врачей. Дополняют печальную картину положения кафедр на клинических базах помещения, которые администрация ЛПУ предоставляет для проведения учебного процесса. Ни по метражу, ни по кубатуре они очень часто не соответствуют элементарным нормам. Отсюда много студентов отсутствуют на практических занятиях из-за болезни.

Помимо того, что преподаватели клинических кафедр, как правило, лишены возможности пополнять необходимые знания из Интернета, чрезмерная учебная нагрузка лишает их возможности повышать свою квалификацию путем посещения научных и практических конференций по своей специальности. Чрезмерная загруженность основных сотрудников заставляет привлекать к преподавательской работе лиц, имеющих недостаточный клинический опыт (аспиранты, старшие лаборанты).

Сложившаяся ситуация негативным образом сказалась, пожалуй, на одном из основных аспектов подготовки врача - обретении им практических навыков и умений. Если раньше отечественная высшая медицинская школа занимала передовые позиции в этом аспекте, то сейчас она их во многом утрачивает. Не знаю, сохранился ли где еще экзамен у постели больного, «на больных», а раньше это было правилом. За рубежом, осознав всю важность умения обращаться с пациентом и обследовать его, для экзамена и для практических занятий привлекают больных, оплачивая им участие в учебном процессе, или же волонтеров - актеров, которые симулируют то или иное заболевание.

Беря курс на сокращение числа коек стационаров круглосуточного пребывания, те, кто планировал реформу здравоохранения, не подумали об ЛПУ, которое служит клинической базой клинических кафедр. Сокращения в подобных учреждениях приведут к тому, что оскудеет разнообразие нозологических форм, которые увидит будущий врач за время обучения. А следовательно, не получит нужную квалификацию, ибо она во многом определяется клиническим опытом.

Говоря о том, что страдает клиническая подготовка на додипломном этапе, мы имеем в виду, что студента нельзя лишать возможности за время обучения проследить течение болезни от ее начала до завершения. В свое время клиническим НИИ было дано право пролонгировать пребывание больного в стационаре, если это требовали цели научного исследования. Не менее важно для подготовки квалифицированных врачей дать возможность клиническим кафедрам иметь такое же право.
 
Стационары дневного пребывания и стационары на дому, если такие возникают на клинических базах, следует подчинить интересам клинических кафедр. Представляется, что увлечение такими стационарами чревато фрагментарностью представления будущего врача о течении болезни, отсутствием представления о болезни как непрерывном патологическом процессе, возможных факторах, могущих повлиять на его исход.

В свое время важной составляющей учебного процесса в вузе была выездная врачебная практика после 4-го курса. Выездная потому, что студенты отправлялись в ЦРБ небольших районных центров, где им в определенных «дозах» предоставлялась самостоятельность: наложить и снять швы, под присмотром акушера принять роды и т.д. Сейчас такая практика, если она будет признана целесообразной, потребует денег (для оплаты принимающей стороне) и правовой проработки. Но решать этот вопрос как-то надо. За рубежом для закрепления врачебных кадров в сельской местности пошли на то, чтобы практика старшекурсников проходила в сельских больницах.

О перечисленных болевых точках подготовки врача на додипломном этапе «МГ» писала не раз. Почему следует снова вернуться к этой проблеме? К сожалению, М.Зурабов заговорил о недостаточной квалификации врачебных кадров уже на пороге отставки. Но разве не было ясно с самого начала, что успех реализации любого замысла зависит от хорошо подготовленных кадров, способных выполнить поставленную задачу? Если что-то и делалось в рамках Национального проекта «Здоровье», например в части лекарственного обеспечения, оснащения ЛПУ и т.д., то я как преподаватель медицинского вуза за это время не почувствовал, что что-то предпринимается и для повышения качества подготовки врачей.

В 2005 г. по заданию Минздравсоцразвития России группой экспертов по главе с академиком РАМН Игорем Денисовым была выполнена НИР «Разработка новых подходов оценки качества подготовки выпускников медицинских и фармацевтических вузов». По результатам этой работы в том же году министерством были выпущены методические рекомендации «Критерии качества высшего медицинского образования» и «Модульный принцип - основа современного образования врача», обе за подписью заместителя министра В.Стародубова. В преамбуле сказано: «Рекомендации предназначены для профессорско-преподавательского состава вузов, специалистов Минздравсоцразвития и Минобрнауки и открыты для дальнейшего обсуждения, дополнения и совершенствования». Эта работа нашла отражение на страницах «МГ» (№ 34 от 12.05.07). Была ли какая-либо реакция заинтересованных учреждений на эти рекомендации и выступление газеты, автору этих строк неизвестно. Хотя как преподаватель, наверное, почувствовал бы, если бы таковая последовала.

Произошла смена руководства Минздравсоцразвития России. Во главе его вновь не медик. А значит, специалист, не вполне знакомый со спецификой высшего медицинского образования и с тем, как и в каких условиях в настоящее время осуществляется подготовка врачей в медицинском вузе. Очень хотелось бы надеяться, что не путем приглашения зарубежных врачей, а силами собственных качественно подготовленных кадров будут решаться нелегкие проблемы отечественного здравоохранения.

Рудольф АРТАМОНОВ, профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru