23 декабря 2024
В медицинских вузах России и на медицинских факультетах европейских стран идут реформы. Основная причина, которая делает преобразования необходимыми, носит объективный и глобальный характер: в последние годы произошли качественные изменения образовательного пространства. Налицо глобализация рынка образовательных услуг.
Другой причиной, вызвавшей к жизни мощные процессы реформирования высшей школы, стали политические решения. Государственная политика в области образования является важнейшим фактором, она определяет стратегию развития высшего образования и ставит перед медицинскими вузами определенные цели и задачи. Так, одним из серьезных политических решений, определивших главное направление реформ в нашей стране, является вступление России в Болонский процесс.
Еще одна причина связана с реформированием систем здравоохранения. Конечно же, необходимость реформ и преобразований вызвана и внутренними причинами. В последние годы обострились специфические проблемы медицинского образования, и они требуют своего решения.
Условия, в которых работает и развивается отечественная высшая медицинская школа, весьма сложные. Медицинские вузы работают в смежном поле: с одной стороны, подчиняются государственной политике в области образования, руководствуются государственной стратегией высшего образования, с другой стороны, они являются частью системы здравоохранения. В этом их специфика и основное отличие от других высших учебных заведений.
Российская высшая медицинская школа - один из активных и значимых субъектов мирового образовательного пространства. Чтобы остаться в числе лидеров медицинского образования, отечественным медицинским вузам, представляющим одно из наиболее традиционных направлений университетского образования, необходимо не только не останавливаться в развитии, но и осуществить важные преобразования.
Современные требования к высшей медицинской школе
Основой высшей медицинской школы является академическая триада - единство образования, научных исследований и клинической практики. Добиться такого комплекса в реальности - значит создать необходимые предпосылки для качественного образования и проведения эффективных научных исследований.
Решающую роль в успехе образования играет программная (или кур-рикулярная - от curriculum - учебный план школы, института, университета) структура. Она должна быть четкой, сбалансированной по теоретическим и клиническим направлениям подготовки. Программная структура должна характеризовать учебные программы всех курсов и образовательных мероприятий, обеспечивать эффективность и прозрачность деятельности медицинских факультетов.
Важным требованием к медицинским вузам и факультетам является создание условий для поливалентного образования. Под поливалентностью в данном случае понимают такие компетенции дипломированного выпускника медицинского вуза, которые позволяют ему выбрать любую из специальностей действующей номенклатуры и/или карьеру ученого и/или преподавателя.
Одним из условий конкурентоспособного высшего медицинского образования является стимулирование клинического мышления учащихся, применение междисциплинарных подходов при наделении их знаниями, умениями, навыками.
Кроме того, будущий врач должен быть подготовлен к тому, чтобы систематически перерабатывать мощный поток информации, интегрировать знания из новых дисциплин. Поэтому не только программы и учебные планы, но и педагогические методы и формы обучения должны соответствовать этим требованиям.
Актуальные задачи и проблемы на пути реформирования
Общее направление реформирования задано политической волей Болонского процесса. Активное включение в этот процесс должно способствовать интеграции отечественных медицинских вузов в «Европу знаний», привести к признанию квалификаций наших выпускников, а также к признанию российских дипломов и ученых степеней.
На конференциях, последовавших за подписанием Болонской декларации (Прага - 2001, Берлин - 2003, Берген - 2005, Лондон - 2007), перечень первоначально определенных задач был существенно дополнен и конкретизирован. Болонская декларация превратилась в Болонский процесс (табл. 1).
Медицинские вузы и факультеты Европы и России в ходе длительного обсуждения весьма единодушно определили те направления Болонского процесса, которые они считают приемлемыми и целесообразными для прогресса высшей медицинской школы:
1. Признание выпускных квалификаций.
2. Развитие академической мо бильности.
3. Введение системы кредитов.
4. Внедрение системы управления качеством образования.
Кроме того, российские медицинские вузы вместе с академиями последипломного образования готовы содействовать непрерывному образованию врачей. В Западной Европе существует альтернативная система усовершенствования врачей через профессиональные объединения, у нас такая система исторически не сложилась.
С решением этих задач связаны многие проблемы, которые предстоит решить высшей медицинской школе вообще, и отечественной медицинской школе в частности. Среди наиболее острых проблем можно назвать следующие:
1. Признание квалификаций выпускников, их дипломов, что напрямую связано с гармонизацией их компетенций. Здесь между европейской системой и системой, действующей в России, имеются разночтения. Целью додипломного медицинского образования в европейских странах является «врач, способный к специализации». Додипломное образование и вручение диплома врача в странах ЕС - это первый уровень высшего медицинского образования, основа для последующей специализации и интеграции врачей в выбранную врачебную специальность.
2. Приведение в соответствие последипломных врачебных специальностей международной номенклатуре: здесь в странах Европы значительно больше различий, чем по специальностям выпускников-дипломников (табл. 2). Очевидно, признание врачебных специальностей последипломного уровня станет следующим шагом гармонизации.
3. Следующим направлением реформ, реализация которого также требует решения ряда проблем, является развитие академической мобильности. Для ее развития у студентов-медиков наряду с финансовыми проблемами существуют и другие серьезные барьеры. Реальную угрозу мобильности создают различия в программных комплексах, которые в настоящее время вводятся на медицинских факультетах в рамках реформ образования. Несмотря на то, что цели, декларируемые в программах, зачастую сравнимы, пути, которыми разные медицинские школы идут к поставленным целям, сильно различаются. Программы настолько различны, что обучение за границей невозможно без удлинения сроков обучения. Организация эффективного пребывания студента в другом вузе требует серьезных временных и других затрат и от его alma mater, и от принимающего вуза, не говоря уже о финансовой стороне.
Кроме того, мобильность в высшей медицинской школе ограничивается специфическим построением учебного процесса, определенным количеством студентов в группах. На медицинских факультетах учебный план строится с учетом групповых занятий в клиниках, и колебания в численности студентов неизбежно приведут к серьезным проблемам.
Два эти обстоятельства убеждают в необходимости управления процессом мобильности студентов-медиков. Нам представляется целесообразным развивать мобильность в партнерстве с определенными факультетами, чтобы поток студентов с обеих сторон можно было регулировать. Причем над проблемой различий в программах также желательно работать в альянсе с вузами-партнерами. По этому пути идут многие вузы.
В нашей стране действуют государственные образовательные стандарты. В обязательной части они могли бы использоваться как национальные базовые программы.
4. Отдельный вопрос – внедрение системы управления качеством образования. Как известно, всероссийские медицинские вузы имеют аккредитацию по процедуре Министерства образования и науки Российской Федерации. ММА им. И.М.Сеченова в 2006-2007 гг. разработала систему менеджмента качества. В 2007 г. в сотрудничестве с сертификационным органом Moody International академия успешно прошла сертификацию по международному стандарту менеджмента качества ИСО 9001:2000, получила сертификат качества образовательной деятельности и таким образом открыла список российских медицинских вузов, сертифицированных по международному стандарту.
Внедрение системы менеджмента качества в медицинских вузах и их международная аккредитация - один из важных механизмов международной интеграции. Как показывает наш первый опыт, это вполне реальная перспектива. Система развивается быстрыми темпами, и наши вузы могут и должны ею воспользоваться.
5. Еще одно необходимое условие успешного развития высшей медицинской школы - соответствие ее деятельности потребностям практического здравоохранения. Эту проблему следует обсуждать отдельно и подробно, поскольку она включает целый ряд сложных вопросов, таких как:
- клиническая релевантность медицинского образования;
- отсутствие близкого к реальности представления о системе взаимодействия врачей в здравоохранении;
- обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами, причем по двум актуальным направлениям реформирования здравоохранения в нашей стране -общей медицинской практике и высокотехнологичной медицинской помощи.
Стратегия развития
Сложность проблем и многогранность процесса развития требуют системного подхода. Каждый медицинский вуз самостоятельно решает комплекс стоящих перед ним задач. Но сегодня мы уже можем проанализировать накопленный опыт и определить основные стратегические направления развития медицинских вузов. Именно в стратегии развития видят путь к успеху европейские медицинские вузы и факультеты. Их опыт также требует изучения и критического анализа.
Многие медицинские факультеты классических университетов Европы целенаправленно и методично работают над концепциями своего развития. Как правило, они ведут серьезную подготовительную работу, начиная с проведения независимого аудита с участием зарубежных экспертов на предмет соответствия начатых и планируемых преобразований требованиям Болонского процесса. Многие факультеты провели внешнюю оценку качества деятельности по основным направлениям: учебному, научному, лечебному. Например, Университет Майнца (Германия) привлек целую комиссию международных экспертов для разработки критериев такой оценки. Критерии были предложены и сейчас используются многими факультетами.
Так, качество исследовательской деятельности и исследовательского потенциала оценивается по показателям «привлечение внебюджетных средств» и «число обсуждаемых публикаций». Критерии качества обучения - анализ структурной интенсивности преподавания и успеваемость студентов. Что касается качества лечебной работы, то здесь до сих пор критерии обсуждаются, так как для достоверной оценки необходимо отделить ее от учебного процесса, что пока сделать не удается. С учетом результатов аудита и рекомендаций каждый медицинский факультет разрабатывает собственную стратегию, хотя многие стратегические компоненты схожи.
Конечно же, основной стратегической составляющей развития высшей медицинской школы было и остается обеспечение качества образовательного процесса - содержательного наполнения, структурного построения, информационно-когнитивных форм. Ведь речь идет о реформировании образовательного процесса, которое требует значительных усилий и концентрации всех ресурсов вуза - управленческих, интеллектуальных, материальных. Существенным фактором является государственная поддержка инновационных вузов. В нашей стране, как известно, реализуется Национальный проект «Образование». Из медицинских вузов 2006 г. конкурс в нем выиграла ММА им. И.М.Сеченова, в 2007 г. - МГМСУ.
Вторым стратегическим направлением развития высшей медицинской школы является повышение качества научных исследований на кафедрах и факультетах. На многих медицинских факультетах создаются специальные департаменты клинических исследований, которые должны не только заниматься работой со спонсорами клинических исследований, но и обеспечивать взаимодействие между отдельными дисциплинами, а также между основополагающими исследованиями фундаментального характера и прикладными исследованиями. Результаты такой работы должны внедряться в учебный процесс, актуализировать его содержание. Такие контакты способствуют междисциплинарности исследований.
Для успешных инновационных исследований необходимо более тесное сотрудничество между медицинской промышленностью и вузами. В Европе создаются Center of excellence в вузах, которые могут предлагать индустрии профессиональные структуры для клинических исследований и проектов. Отдельных дружеских контактов и договоров о сотрудничестве, как было до сих пор, уже недостаточно.
Развитие вузовской медицины как интегрального компонента образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности также входит в комплекс стратегических задач на современном этапе. Вузовскую медицину необходимо развивать как часть научно-образовательной системы, без которой невозможна конкурентоспособность медицинского образования. Именно вузовская (университетская) медицина обеспечивает превосходство классических университетов и является основным условием обеспечения клинической релевантности высшего медицинского образования.
В то же время вузовская медицина представляет собой неотъемлемую часть системы здравоохранения любой цивилизованной страны. Университетские клиники обеспечивают наиболее высокий уровень медицинской помощи (лечение осуществляют ведущие профессора, при необходимости немедленно привлекаются специалисты смежных специальностей того же уровня, диагностика проводится на уровне научно-исследовательских стандартов). Велика роль университетских поликлиник, они способствуют усилению общемедицинской компетентности обучающихся, играют важную роль в специализации врачей.
Сегодня для вузовской медицины наступил переломный период: критерий экономичности становится всё более важным, общественная миссия - научные исследования и образование - отходят на второй план. Собственные вузовские клиники меняют приоритеты в пользу оказания медицинских услуг, чтобы обеспечить свою жизнеспособность. Однако высшую медицинскую школу нельзя подчинять примату лечебной работы. Тогда разрушился бы основной принцип единства образования, науки и клиники. Выход из положения - лечить или учить - в верном распределении акцентов. Это задача менеджмента.
Как отмечено выше, одно из стратегических направлений развития высшей медицинской школы определено как внедрение элементов Болонского процесса, в частности стимулирование академической мобильности, введение кредитной системы и системы управления качеством образования с перспективой международной аккредитации.
Нельзя оставить без внимания и такое направление развития, как создание уникальных предложений в области образовательных услуг. Ему особое внимание уделяют медицинские факультеты Западной Европы, поскольку видят в этом один из важных факторов конкурентоспособности. Так, они развивают оригинальные, подчас уникальные направления одновременно в научных исследованиях, образовании и неразрывно связанной с ними лечебной работе. При этом акценты в исследованиях играют центральную роль в профильности факультета. Например, на одном факультете особенно сильна медицинская генетика, и она широко представлена как в научных исследованиях, так и в образовательных программах, на другом - геронтология и т.д. К тому же, имея огромный опыт работы в рыночных условиях, западные факультеты стремятся повышать свою привлекательность за счет расширения спектра образовательных услуг. Даже если подчас новые предложения в области медицинского образования и кажутся искусственными, они нередко оправдывают себя и в плане выделения факультета среди прочих, и экономически (табл. 3).
Абсолютно необходимым стратегическим направлением развития представляется взвешенная кадровая политика, формирование достойной смены профессорско-преподавательского состава.
Профессорско-преподавательский состав отечественных медицинских вузов и факультетов - это огромная армия медиков и других специалистов. Мы сегодня даже не можем точно назвать масштабы занятости в системе высшей медицинской школы, поскольку трудно оценить численность сотрудников с неполной занятостью, совместителей и пр.
Медицинские факультеты живут прежде всего за счет выдающихся личностей, которых им удается привлечь в свои ряды. Преподаватели высшей медицинской школы - это золотой фонд отечественной медицины. От преподавателя высшей медицинской школы требуется почти невозможное - быть хорошим педагогом, заинтересованным исследователем, компетентным и понимающим пациентов врачом, а также хорошо считающим экономистом. Естественно, таких опытных и высококвалифицированных преподавателей не так много, поэтому высшая медицинская школа постоянно испытывает дефицит кадров.
Могут быть разные пути решения проблемы, но нужна такая кадровая политика, которая позволила бы удержать ценные кадры, мотивировать их лояльность к вузу. Важный инструмент для этого - стимулирование труда в зависимости от эффективности деятельности. Другой путь - политика привлечения новых кадров или формирование и воспитание собственной смены, создание кадрового резерва. Наконец, возможно сочетание этих подходов, их баланс.
Важным ресурсом может стать повышение квалификации преподавателей путем получения дополнительной квалификации в области специальной педагогики. Ведь хороший врач и ученый не всегда бывает замечательным преподавателем, способным передать студентам знания, умения и информацию на должном дидактическом уровне. Он учит своим примером. Дидактика, к сожалению, оставляет желать лучшего. Всё это послужило стимулом для создания на медицинских факультетах Западной Европы новой дополнительной квалификации (специализации) для доцентов - «магистр медицинского образования» («Master of Medical Education» - ММЕ), что можно сравнить с нашим недавно введенным званием «преподаватель высшей школы». Введение этой новой квалификации должно способствовать повышению уровня академического преподавания по новейшим дидактическим концепциям. ММЕ могут стать координаторами в вопросах управления качеством обучения. Таким образом, закладывается основа дальнейшей профессионализации медицинского образования.
Особые направления представляют собой повышение эффективности управления ресурсами (в том числе потенциалом в области интеллектуальной собственности) и рациональный финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент направлен на обеспечение нормального экономического режима функционирования вуза.
Традиционным источником получения внебюджетных средств является вузовская медицина. Именно в этой сфере совпадение экономических и более широких задач вуза является почти идеальным. Высочайшая квалификация сотрудников привлекает пациентов, по той же причине здесь концентрируются научные исследования (включая заказные), а всё вместе создает практически идеальную обстановку для учебного процесса. Совпадение целей, вероятно, и будет близким к идеальному для тех вузовских медицинских центров, которые в течение нескольких ближайших лет смогут сделать рывок в укреплении своих рыночных позиций. Для остальных же будущее куда более тревожно.
Безусловно, медицинским вузам необходимо зарабатывать деньги своими силами. Это принципиальная позиция. Но медицинский вуз нельзя ставить на одну доску с экономическим или юридическим. Существует отраслевая специфика: у нас нет таких же источников доходов, зато издержки неизмеримо выше. Высшее медицинское образование нуждается в особой государственной поддержке.
Новым направлением стратегического развития для российских медицинских вузов должна стать активная коммуникационная политика. По объективным причинам поток абитуриентов будет сокращаться, и это может обусловить конкурентную ситуацию в плане предоставления образовательных услуг и среди медицинских вузов. Поэтому чрезвычайно важную роль будет играть признанная обществом высокая репутация данного учебного заведения. В этой связи новой для вузов задачей станет работа над собственным позитивным имиджем или, как говорят экономисты, продвижение бренда. У ММА им. И.М.Сеченова в смысле формирования имиджа относительно сильные позиции. Действительно, на бренд академии работает много уникальных факторов: статус старейшего медицинского вуза России; наличие клинической базы; инновационная структура образовательного процесса (наличие тренажерного центра, информатизация обучения); победа в Национальном проекте «Образование»; присутствие «опинион-лидеров» в преподавательском составе; авторитет входящих в структуру академии научно-исследовательских институтов; в последнее время - улучшение экономической подготовки врачей и провизоров.
Но зарубежный опыт убеждает в том, что создать сильный бренд может не только вузовская элита, но и молодые или в прошлом второстепенные вузы, если, разумеется, приложат к тому исключительные усилия.
Кроме того, в плане коммуникационной политики чрезвычайно важны информационная деятельность для привлечения потенциальных студентов и слушателей, корпоративная культура и связи с выпускниками. Идентификацию как студентов, так и преподавателей и выпускников с их вузами необходимо существенно улучшить. Эта корпоративная культура мало развита в Европе, в том числе и в России. Но ее преимущества активно используются в США. Благодаря более сильной идентификации себя с собственным медицинским факультетом удается стимулировать рвение в учении. С этой целью не только издаются брошюры, но и поддерживаются ассоциации выпускников, для них и для студентов проводятся специальные мероприятия, издаются газеты и журналы, выпускаются и раздаются сувениры.
Хотелось бы отметить еще один важный аспект воплощения любой стратегии. Конечно же, разрабатывать стратегию своего развития должны сами медицинские вузы и факультеты, их руководство и коллективы. Но к выполнению специальных задач целесообразно привлекать профессионалов, если дело касается специфических задач управления экономическими рисками, коммуникационного маркетинга и др. Мы пока часто пытаемся решить их своими силами, привлекая наших сотрудников «на общественных началах», видимо, поэтому результаты не впечатляют. Когда речь идет о столь важных вещах, как конкурентоспособность вуза, необходимы хорошие результаты, а их могут обеспечить только профессионалы, конечно же, при условии тесного сотрудничества с медицинским вузом и под его контролем.
Заключение
Курс на единое образовательное пространство привел к появлению новых тенденций в высшем образовании, в том числе медицинском и фармацевтическом:
1. Реформирование высшей медицинской школы и создание инновационных вузов - объективный процесс, не зависящий от нашего желания. Для сохранения и процветания медицинских вузов они должны развивать новые методы и формы образования, усиливать научный компонент в образовательном процессе и т.д.
2. Междисциплинарность: в медицине развиваются междисциплинарные подходы, происходит внедрение в традиционную медицинскую сферу других дисциплин (экономика, юриспруденция, социология).
3. Международные связи, развитие альянсов и партнерства, интернационализация.
4. Формирование конкурентных преимуществ и уникальных предложений в области образовательных услуг в разных медицинских школах, содержательное профилирование отдельных вузов и их специализация играют в этом ведущую роль.
5. Профессионализация образовательного процесса, в частности в области медицины - дидактическая специализация.
Эти общие тенденции касаются и российской высшей медицинской школы.
Представляется, что развитие высшей медицинской школы будет происходить между двумя полюсами: конкуренция и кооперация. Но успеха можно добиться лишь при достижении оптимального сочетания кооперации и конкуренции. Многие мероприятия и действия требуют координации деятельности высших медицинских школ на национальном и международном уровнях. Именно к этому пришли медицинские факультеты европейских университетов. Несмотря на настойчивые декларации о собственной автономии, в условиях проходящих повсеместно реформ образования они осознали необходимость сотрудничества. Практически во всех странах созданы не только ассоциации и союзы ректоров университетов, но и структуры, объединяющие деканов медицинских факультетов.
В России реорганизована и начала активно работать Ассоциация медицинских и фармацевтических вузов. Она ставит перед собой цели содействия медицинским вузам в повышении качества научных исследований, защите интеллектуальной собственности и др.
В трудных условиях реформирования, при мощном давлении внешних факторов российская высшая медицинская школа должна развиваться, выживать и процветать как необходимый социальный институт, работающий на основную общественную ценность - здоровье населения.
Таблица 1
Болонская декларация и развитие Болонского процесса
1999 г. - Болонская декларация, подписанная министрами 29 евро-пейских стран, содержит перечень из 6 задач:
1. Создание системы понятных и сравнимых квалификаций выпускников.
2. Создание двухступенчатой системы образования (бакалавр/магистр).
3. Введение системы учета трудозатрат студента (например, ECTS).
4. Содействие мобильности студентов и преподавателей.
5. Стимулирование сотрудничества в области обеспечения качества образования.
6. Создание единого европейского образовательного пространства.
Конференции - Прага - 2001, Берлин - 2003, Берген - 2005, Лондон -2007 - конкретизация и расширение перечня:
7. Стимулирование непрерывного образования.
8. Привлечение студентов к созданию европейского образовательного пространства (EHEA).
9. Повышение конкурентоспособности европейского образовательного пространства (EHEA).
10. Создание европейского научно-исследовательского пространства (ERA)
Таблица 2
Примеры врачебных специальностей:
(за исключением стоматологических и ветеринарных), признанных в ЕС
Врачебные специальности, признанные во всех государствах ЕС:
Акушерство и гинекология
Анестезиология
Внутренняя медицина
Неврология
Нейрохирургия
Общая врачебная практика
Ортопедическая хирургия
Оториноларинголоия
Офтальмология
Патология
Педиатрия (медицина детскогои подросткового возраста)
Психиатрия и психотерапия
Пульмонология
Урология
Хирургия
Врачебные специальности, признанные в нескольких государствах ЕС:
Аллергология и клиническая иммунология
Гастроэнтерология
Гематология
Дерматология и венерология
Детская хирургия
Кардиология
Клиническая фармакология и токсикология
Медицина труда
Нефрология
Пластическая, реконструктивная и эстетическая хирургия
Профилактика и здравоохранение
Психиатрия и психотерапия детского и подросткового возраста
Радиология
Радиоонкология/лучевая терапия
Ревматология
Сердечно-сосудистая и торакальная хирургия
Тропическая медицина
Физикальная медицина и реабилитация
Челюстно-лицевая хирургия
Эндокринология-диабетология
Ядерная медицина
Врачебные специальности, признанные в одном из государств ЕС:
Общая медицина
Ангиология
Инфектология
Интенсивная медицина
Медицинская генетика
Медицинская онкология
Фармацевтическая медицина
Медицинское право
Таблица 3
Некоторые дополнительные предложения в области образовательных услуг в европейских вузах:
Практическая и исследовательская логопедия
Педагогика в медицине и реабилитации
Медицинская физика
Международное здоровье (International Health)
Теоретическая медицина
Общественное здоровье (Public Health)
Молекулярная медицина
Наука ухода за больными
Медицинская педагогика
Молекулярная биология
Медицина для смежных наук
Наука о поведении человека
Биомедицинская техника
Информационный менеджмент в медицине
Медицинская помощь и здравоохранение развивающихся стран
Медицинская информатика
Молекулярная биология человека
Медицинская биология Клиническая эпидемиология
Музыко- и танцетерапия
Некоторые дополнительные предложения в области образовательных услуг в европейских вузах:
Практическая и исследовательская логопедия
Педагогика в медицине и реабилитации Медицинская физика
Международное здоровье (International Health)
Теоретическая медицина
Общественное здоровье (Public Health)
Молекулярная медицина
Наука ухода за больными
Медицинская педагогика
Молекулярная биология
Медицина для смежных наук
Наука о поведении человека
Биомедицинская техника
Информационный менеджмент в медицине
Медицинская помощь и здравоохранение развивающихся стран
Медицинская информатика
Молекулярная биология человека
Медицинская биология
Клиническая эпидемиология
Музыко- и танцетерапия
Михаил ПАЛЬЦЕВ,
ректор Московской медицинской
академии им. И.М.Сеченова,
академик РАН и РАМН.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru