Вы здесь

Не потерять юное поколение

Здоровье детей характеризует состояние всего общества, это - его реальная, самая достоверная картина. Работа над этим «произведением» объединяет в себе искусство и знание врачей-педиатров, а также всех, кто занят с детьми. Результатом такого единства, усиленного волей власти, должна стать государственная политика в области охраны здоровья детей. Так считают директор Научного центра здоровья детей РАМН академик РАМН Александр БАРАНОВ и заведующий лабораторией правовых проблем НЦЗД кандидат медицинских наук Юрий ЛАПИН. С ними сегодня - наш разговор.

Корр. Александр Александрович, вы утверждаете, что на сегодняшний день государственной политики в области охраны здоровья детей в нашей стране не существует? А как же многочисленные документы, в которых говорится о приоритете детства?

А.Б. Законодательно закрепленной, определяемой нами как самостоятельное, приоритетное направление во внутренней политике, действительно нет. Нет системного, научно обоснованного подхода к регулированию общественных отношений для достижения полного осуществления права каждого ребенка на охрану здоровья. Документов можно наплодить сотни, но если они не дополняют, не развивают друг друга, толку не будет...

До сего дня это направление государственной политики не являлось предметом специального научного исследования. Мы такое исследование решили провести. Основанием для него послужили неудовлетворительные показатели детского здоровья в современной России, свидетельствующие о недостаточной эффективности осуществляемых стратегий по решению проблем детства, которые, хотя и ориентированы на так называемое межсекторальное взаимодействие, реально не выходят за рамки здравоохранения.

Ю.Л. По этому поводу уместно замечание академика РАМН Николая Герасименко о том, что «здоровье населения - не только мечта... но и соответствующая государственная политика».

Проанализировав более 100 федеральных и региональных нормативных правовых актов и международных документов по правам ребенка, а также состояние проблемы, мы лишний раз убедились в необходимости принятия Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей.

Корр. Что положено в основу создания такой концепции?

А.Б. Признание абсолютной зависимости развития ребенка от условий и факторов внешней среды, которой он противостоит как живая система.

Ю.Л. Подобное противостояние есть выделенность организма из среды, что является существенным моментом для построения системы «здоровье ребенка - общество». Противоречия в функционировании этой системы, формирующие исследуемую проблемную ситуацию, заключаются в том, что подсистема «общество» есть активное начало, реагирующее на те или иные изменения в состоянии здоровья ребенка с целью сохранения его нормальной жизнедеятельности. Такое реагирование является функцией главного субъекта обеспечения прав ребенка - государства как основного института политической власти.

Соответственно, цель государственной политики в области охраны здоровья детей заключается в создании и совершенствовании научно обоснованных правовых, административных, экономических и других механизмов регуляции общественных отношений в интересах детей.

Корр. На каких же принципах, по вашему мнению, должна строиться государственная политика?

А.Б. Общая направленность принципов отражает нормы Конвенции о правах ребенка, ориентирующие на максимальную, - именно максимальную, хочется это особо подчеркнуть, - мобилизацию моральных, правовых, материальных и иных ресурсов в интересах детства.

Прежде всего, стоит признать, что обеспечение прав детей на охрану здоровья является функцией государства и что эти права обеспечиваются законами. Каждому ребенку гарантируется право на жизнь, полноценное развитие, на профилактику болезней, беспрепятственное пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, а также современными, эффективными, высокотехнологичными средствами и видами лечения болезней и восстановления здоровья в условиях, максимально способствующих осуществлению этих прав.

Очень важно, что государство гарантирует каждому ребенку бесплатное предоставление услуг по охране здоровья.

Один из принципов гласит: наилучшее обеспечение прав детей на охрану здоровья является важнейшим целевым ориентиром при выработке и осуществлении социально-экономической политики государства. Выявленные или прогнозируемые неблагоприятные изменения в состоянии здоровья детей в соответствующих случаях являются основанием для адекватной коррекции социально-экономической политики государства. При этом оно в условиях гласности обеспечивает проведение единой политики в области охраны здоровья детей на всей территории Российской Федерации.

Родители или законные опекуны несут основную ответственность за охрану здоровья ребенка, государство при этом оказывает им надлежащую помощь.

Очень важен, на наш взгляд, принцип, в соответствии с которым в Российской Федерации не принимаются нормативные правовые акты, ущемляющие права детей на охрану здоровья или противоречащие нормам международного права (Конвенция о правах ребенка и др.), и не осуществляется политика, игнорирующая права детей на охрану здоровья. Государство реализует научно обоснованную политику в области охраны здоровья детей и гарантирует максимальное осуществление права каждого ребенка на это как в благоприятных условиях общественного развития, так и в условиях нестабильности (колебания экономики, обострение экологических проблем, социальные, военные и иные конфликты и т.п.). Причем государственная политика в этой области является предметом деятельности на всех уровнях власти.

Корр. А как она может быть реализована на практике?

А.Б. Схема такова. Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья детей как составной части внутренней политики и в ежегодных посланиях, обращенных к Федеральному Собранию, при освещении выполнения программы социально-экономического развития страны представляет анализ положения детей в Российской Федерации, включая вопросы охраны здоровья, вносит уточнения в указанную программу с выделением задач по решению проблем детства на предстоящий год.

Далее Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют законодательную деятельность по реализации государственной политики в этой области.

Затем Правительство РФ обеспечивает проведение единой политики в области охраны здоровья детей; при разработке программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу предусматривает меры по осуществлению указанного направления государственной политики, рассматривая обеспечение прав детей на охрану здоровья в качестве целевого ориентира социально-экономического развития Российской Федерации; при представлении Государственной Думе данных об итогах социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года, а также прогноза социально-экономического развития на предстоящий год и перечня основных социально-экономических проблем (задач), акцентирует внимание на государственной политике в области охраны здоровья детей; представляет проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач правового обеспечения охраны здоровья детей как неотъемлемого компонента социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

Также федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных законов и других нормативных правовых актов по вопросам государственной политики в области охраны здоровья детей.

И наконец, субъекты Российской Федерации осуществляют эту государственную политику в соответствии с законодательством.

Корр. Чтобы всё это заработало, необходимо...

Ю.Л. ...Необходимо предпринять целый комплекс мер, в частности законодательного характера. Они должны быть нацелены на:
- правовое обеспечение государственной политики и включать анализ федерального и регионального законодательства, а также законопроектов с точки зрения соответствия количества и качества гарантий детям нормам международных соглашений;
- внесение обоснованных изменений и поправок в действующие федеральные и региональные нормативные правовые акты;
- анализ судебной практики, касающейся охраны здоровья детей;
- обеспечение эффективности и достаточности средств правовой защиты детей в случаях нарушения их прав на охрану здоровья;

- разработку механизмов правовой регуляции в интересах охраны здоровья детей экономической, социальной, культурной и других направлений государственной политики.

А.Б. Эти меры предусматривают также установление соответствующих норм для государственных, муниципальных и частных учреждений, осуществляющих медицинскую помощь детям.

Ю.Л. Необходима разработка нормативных правовых актов для усиления защиты прав детей, относящихся к наиболее уязвимым группам (в том числе детей из семей беженцев и из семей мигрантов, а также детей с умственными или физическими недостатками и др.), на охрану здоровья в полном объеме.

Среди законодательных мер особое значение имеет предотвращение употребления детьми наркотических и психотропных средств, алкоголя, табака, а также других веществ, наносящих им вред, защита детей от всех форм экономической эксплуатации, выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Недостаточно разработанной проблемой является создание механизма обеспечения права ребенка, помещенного на попечение с целью лечения или ухода за ним, на периодическую оценку лечения, а также всех других условий, связанных с таким попечением.

Общепризнанна необходимость разработки проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации».

А.Б. Конечно же, необходим план действий по осуществлению государственной политики; определение полномочий органов государственной власти в формировании, реализации, руководстве государственной политикой; создание постоянно действующих механизмов управления государственной политикой и независимых институтов защиты прав ребенка (таких, как уполномоченный по правам ребенка); разработка соответствующих федеральных и региональных программ осуществления конкретного направления государственной политики и их приоритетное финансирование.

К этой же группе мер относится обеспечение взаимодействия (в интересах детства) государственной политики в области охраны здоровья детей с другими направлениями государственной политики и федеральными программами.

Требуется совершенствование работы по предоставлению консультативных услуг семьям, разработке программ образования родителей, проведению просветительных кампаний для родителей и детей по вопросам прав ребенка на охрану здоровья.
 
Следует более полно использовать в интересах Российской Федерации возможности сотрудничества с международными организациями по этим вопросам.

Корр. Всё это замечательно, но без финансовой составляющей вряд ли реально...

А.Б. Ресурсное обеспечение предусматривает финансирование государственной политики, приоритетность мер по охране здоровья детей при разработке и осуществлении государственной бюджетной политики, а также решение организационных, кадровых и информационных вопросов.
 
Корр. Очевидно, что и без научного сопровождения здесь не обойтись...

Ю.Л. Безусловно. Научное обеспечение охватывает решение таких задач, как анализ состояния здоровья детей; разработка прогнозов; определение роли государственной политики в области охраны здоровья детей в обеспечении национальной безопасности; создание интегральных показателей эффективности государственной политики; анализ достижений и определение путей их закрепления, а также трудностей, нерешенных проблем.

Особое значение имеет наиболее полное использование методов научного анализа при подготовке ежегодных государственных докладов о результатах реализации государственной политики в области охраны здоровья детей.

А.Б. Идея научного обоснования государственной политики в области охраны здоровья детей, отражающая современный моральный, научно-технический и экономический уровень развития цивилизации, заключается в том, что в каждый возрастной период детства каждый ребенок имеет право на такой объем материальных, духовных и иных благ, какой необходим ему для полноценного, здорового развития.

Законодательное закрепление государственной политики в области охраны здоровья детей позволит остановить в России процесс, совпадающий с оценками, данными в одном из аналитических докладов Программы развития ООН, где констатировано, что «постоянно повторяется ситуация, когда страны, оказавшиеся в неблагоприятных экономических условиях, считают необходимым жертвовать потребностями детей в угоду экономической корректности, закрывая школы, клиники и больницы...»

Представленная концепция реально выводит задачу охраны здоровья детей с секторального здравоохраненческого на общегосударственный уровень путем мобилизации главного ресурса государства - его монополии на правовую регуляцию общественных отношений в интересах детства.

Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru