Вы здесь

«Гениальный взмах русской научной мысли»

В начале 1863 г. И.М.Сеченов, находившийся тогда в Париже, получил из Петербурга письмо от Н.А.Некрасова, редактора популярнейшего «Современника», с просьбой написать для журнала статью о физиологических основах человеческой психики. После некоторых колебаний Сеченов согласился. Работа эта оказалась нелегкой и заняла все лето 1863 г. В «Современнике» статью одобрили и под данным автором названием «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы» отправили в печать.

Однако цензурой дозволено было напечатать ее только в специальном медицинском издании и с другим названием. В итоге статья вышла под нейтральным заголовком «Рефлексы головного мозга» в специальном журнале «Медицинский вестник», тем не менее она сразу же стала известной в самых широких кругах русского общества. Вот что писал ученик И.М.Сеченова известный русский физиолог Н.М.Шатерников: «Мысли, изложенные в «Рефлексах», были так смелы и новы, анализ натуралиста проник в темную область психических явлений и осветил ее с таким искусством и талантом, что потрясающее впечатление, произведенное трактатом на всё мыслящее общество, становится вполне понятным».

Мозг - это машина

Сеченов стал первым, кто осознанно и смело вторгся в таинственный мир человеческой психики. Его научные выводы и мысли, впервые изложенные в «Рефлексах головного мозга», проложили дорогу для всех последующих исследований психической деятельности человека.

Ученый начал с констатации логически очевидных истин. Главнейшая из них: психическая деятельность человека выражается внешними проявлениями, причем всё бесконечное разнообразие внешних проявлений деятельности мозга сводится окончательно к одному явлению - мышечному движению.

Вот как иллюстрировал он эту мысль: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение... Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами одушевленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта, как всем известно, чисто механического».

Мышечные движения по происхождению могут быть подразделены на две группы - невольные (непроизвольные, отраженные) и произвольные. Анализируя их - вначале невольные, а затем произвольные, - Сеченов обосновывает ряд исключительно важных положений.

Прежде всего он всесторонне рассматривает отраженные невольные движения (т.е. чистые рефлексы). В основе их лежит простой, хорошо знакомый физиологам механизм -рефлекторная дуга; этот механизм действует автоматически, так же целесообразно и безотказно, как всякая исправная машина. Иными словами, чистые рефлексы по своему происхождению машинообразны.

А отсюда один шаг до «криминальной» мысли о «машинности мозга», о том, что мозг - это машина, хотя и «самая сложная, самая причудливая машина в мире». Обосновывая этот свой вывод, Сеченов выясняет условия «машинности головного мозга» и убедительно доказывает дотоле спорное положение: деятельность не только спинного, но и головного мозга подчиняется рефлекторному принципу.

Итак, головной мозг - это автоматически действующая машина, и Сеченов изучает его именно в этом качестве. Однако отправным пунктом становится рассмотрение гораздо более исследованных явлений в спинном мозгу: здесь по мере усиления раздражения постепенно возрастает и напряженность (сила) ответного движения, распространяясь в то же время на всё большее число мышц. Сеченов доказывает, что то же самое можно подметить на черепно-мозговых нервах (а они, как известно, принадлежат головному мозгу) при условии, eсли головной мозг, как говорится, недеятелен.

В общем, каково раздражение, такова и сила ответа «машины». Так происходит, даже если чистый рефлекс захватывает своей рефлекторной дугой головной мозг, находящийся в недеятельном состоянии, когда он не участвует в ответе на раздражение. А когда он деятелен (Сеченов впервые в мире очень четко доказывает это), отношение между силой раздражения и эффектом его несравненно сложнее. Так происходит, например, в момент раздражения чувствительного нерва при неожиданном испуге: анализ этого простейшего инстинктивного явления, происходящего в головном мозгу из-за внезапного раздражения чувствительного нерва, позволил Сеченову подойти к сложному механизму деятельности человеческого мозга.

Сеченов подробно, до мельчайших деталей разбирает механизм деятельности головного мозга, который усиливает отраженные действия. Он, однако, говорит и о другом механизме деятельности мозга, обладающем способностью задерживать, тормозить, рефлексы. Таким образом, проведенный им глубокий физиологический анализ невольных движений дал основания говорить о существовании в головном мозгу трех различных механизмов - чисто отражательного, усиливающего рефлексы и задерживающего их. Существование этих (и других) механизмов подкрепляло высказанную им мысль об автоматизме действий, о «машинности мозга». Ныне, в век кибернетики, эта мысль еще более актуальна, чем сто с лишним лет назад.

Тайны памяти

Что же управляет психическим развитием человека? На этот сложный вопрос Сеченов дает четкий, однозначный ответ: способность органов чувств воспринимать внешние влияния в форме ощущений, анализировать их во времени и пространстве и сочетать их цельно или частями в разнообразные группы. А органы чувств (например, ухо или глаз), несмотря на относительную простоту структуры и функций, представляют собой сложнейшие устройства. Их назначение - выделять из внешней среды определенные виды энергии и превращать их в нервный сигнал.

Немаловажным для анализа психической деятельности человека было изучение вопроса о воспроизведении в сознании различных ощущений, образов, звуков, вкусов. Как они сохраняются в головном мозгу и как воспроизводятся? Отвечая на эти сложнейшие вопросы, Сеченов приподнимает завесу над тайнами памяти - силы, которая лежит в основе всего психического развития. Зрительную и чисто осязательную память Сеченов называет пространственной, слуховую и мышечную он именует памятью времени.

В основе памяти - это убедительно и впервые в мире доказал Сеченов - лежит рефлекс. Память всегда запечатлевает объективную реальность, преобразованную через ощущение. Однако образ, хранящийся в памяти, это вместе с тем и результат объединения многих стереотипно повторяющихся или разнородных раздражений (кстати, сейчас ученые описывают это как «процесс фильтрации информации»).

Для объяснения сложнейших процессов памяти и явлений воспроизведения психических процессов Сеченов выдвигает гипотезу о существовании в нервной системе особой формы возбуждения, охарактеризованной им как скрытое состояние нервного возбуждения. Эта оригинальная, глубоко научная гипотеза объясняла самые тонкие стороны психических актов и сама по себе являлась крупнейшим вкладом в науку о деятельности мозга.

Так как же все-таки развиваются в головном мозгу психические акты? Сеченов не уходит от ответа на этот сложнейший вопрос. Он четко и ясно заявляет: психические акты развиваются путем рефлекса. Это было важно и практически. Значит, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, то есть произвольные движения, являются в строгом смысле отраженными (рефлекторными). Тем самым убедительно доказывалось, что в основе произвольного движения лежит раздражение чувствующего нерва.

С помощью часто повторяющихся ассоциированных (соединяющихся) рефлексов человек приобретает умение группировать свои движения, тем же путем рефлексов он обретает возможность задерживать их. Отсюда и вытекает, по мнению Сеченова, тот огромный ряд явлений, где психическая деятельность остается без внешнего выражения, в форме мысли, намерения, желания, размышления.

В самом деле, что такое размышление? Это ряд связанных между собой представлений, понятий, существующих в данное время в сознании и не выражающихся никакими вытекающими из этих психических актов внешними действиями. В мысли есть начало (возбуждение) и продолжение рефлекса (психологический анализ и синтез); отсутствует лишь последняя фаза - движение. В общем, как писал Сеченов, «мысль есть первые две трети психологического рефлекса».

Но почему же отсутствует последняя треть рефлекса - движение? Да потому, что головной мозг, его тормозные центры задерживают психический рефлекс, не дают ему завершиться движением.

Оригинальность и глубокая научность этой замечательной сеченовской формулы - «мысль есть первые две трети рефлекса» - обеспечили ей широкую популярность.

Это было подлинное открытие, Сеченов доказал, что отсутствие последней трети рефлекса - внешнего движения - и обусловливает в конечном счете внутреннее движение, то есть все те мыслительные операции, которые предваряют произвольное движение. Вместе с тем Сеченов доказал ошибочность мнения, будто только одна мысль является первоначальной причиной поступка. «Это величайшая ложь, -писал Сеченов. - Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».

Вопреки идеалистическому толкованию мысли как «сверхчувственного первоначала» Сеченов объяснил ее подлинную психическую сущность; он показал, что это физиологически объяснимый процесс, представляющий собой психический рефлекс с заторможенным концом.

Психика и внешняя среда

Сеченов выдвинул и обосновал еще одно исключительно важное положение - об определяющем влиянии внешней среды на проявления психической деятельности: без внешней среды, утверждал ученый, психической жизни быть не может.

Было от чего прийти в смятение тем, кто верно оценил конечный вывод ученого-материалиста: психическим развитием человека управляет внешняя среда. Но что кроме ядовитого брюзжания и желчных нападок могли противопоставить они стройной научной теории, глубоко обоснованным аргументам Сеченова?

Впрочем, в ход была пущена и прямая клевета - Сеченова обвинили в том, что он-де является «проповедником распущенных нравов и философом нигилизма» и даже оправдывает заведомых преступников.

Вспоминая об этом, Сеченов писал: «В наиболее резкой форме обвинение могло бы иметь такой вид: всякий поступок, независимо от его содержания, считается по этому учению (по учению Сеченова. - М.М.) предуготовленным природой данного человека; совершение поступка приписывается какому-нибудь, может быть, даже совершенно незначащему, толчку извне, и самый поступок считается неизбежным; откуда выходит, что даже злой преступник невиновен в содеянном злодеянии; но этого мало - учение развязывает порочному человеку руки на какое угодно постыдное дело, заранее убеждая его, что он не будет виновным, ибо не может не сделать задуманного.

В этом обвинении пункт развязывания рук на всякое постыдное дело есть плод прямого недоразумения. В инкриминируемом сочинении рядом с рефлексами, кончающимися движениями, поставлены равноправно рефлексы, кончающиеся угнетением движений. Если первым на нравственной почве соответствует совершение добрых поступков, то вторым - сопротивление человека всяким вообще, а следовательно, и дурным порывам. В трактате («Рефлексы головного мозга».- М.М.) не было надобности говорить о добре и зле; речь шла о действиях вообще и утверждалось лишь то, что при определенных данных условиях как действие, так и угнетение действия происходят неизбежно по закону роковой связи между причиной и эффектом».

«Плод прямого недоразумения»... Так деликатно, по-профессорски, назвал Сеченов домыслы тех, кто пытался приписать ему все мыслимые и немыслимые грехи. Но не вступать же с ними в полемику! И оставив бранные слова без ответа, Сеченов продолжает работу, продолжает свое наступление на тайны деятельности мозга.

Еще в самых первых своих лекциях, прочитанных в Петербургской медико-хирургической академии, Сеченов сформулировал понятие о связи организма со средой обитания, о единстве организма и внешней среды. «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, - говорил Сеченов, - поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

Это новое по тем временам положение он убедительно доказал в целом ряде физиологических работ. Чрезвычайно полезным оказалось оно и при анализе психической деятельности человека. Провозглашая важность внешней среды, «внешних влияний», Сеченов подчеркивал, что именно они являются первопричиной психического развития человека.

Материалистическое понимание влияния внешней среды на человека подкреплялось ученым еще одним логическим доводом. «В неизмеримом большинстве случаев, - писал Сеченов, - характер психического содержания на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и только на 1/1000 зависит от индивидуальности. Этим я не хочу, конечно, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы всё равно, что дать человеку, рожденному без слухового нерва, слух. Моя мысль следующая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспитание в европейском обществе делает человеком, чрезвычайно мало отличающимся со стороны психического содержания от образованного европейца».

Что же вытекало из этого неотразимо убедительного примера? Да только то, что воспитание, влияние внешней среды - решающий фактор формирования личности, психического содержания человека.

Итак, снова внешняя среда - и в данном случае она определяет существование организма. Последний пример был важен еще по одной причине. Революционер в науке, Сеченов открыто подтверждал свою приверженность к демократическому лагерю - доказывал научную несостоятельность расистских теорий, выступал против разделения людей на «высшие» и «низшие» расы.

Впервые в истории науки Сеченов создал реалистическое учение о физиологической природе психических явлений. Свою систему воззрений он определял как гипотезу «обособления у человека трех механизмов, управляющих явлениями сознательной и бессознательной психической жизни (чисто отражательного аппарата, механизма, задерживающего и усиливающего рефлексы)».

Самое главное в учении Сеченова состояло в том, что психический процесс по способу своего совершения (происхождения) он рассматривал как рефлекторный. Тем самым предпринятая ученым «попытка ввести физиологические основы в психические процессы» завершилась блестящим успехом.

«Гениальным взмахом русской научной мысли» назвал И.П.Павлов труд своего предшественника. Сеченовское учение о рефлексах головного мозга, распространявшее понятие рефлекса на деятельность высшего отдела нервной системы, явилось основой всего последующего развития физиологии психических процессов, фундаментом, на котором возникло одно из величайших достижений науки ХХ века - учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности.

Марк МИРСКИЙ, профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru