14 ноября 2024
В Москве состоялись расширенное заседание проблемной учебно-методической комиссии по инфекционным болезням и Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии преподавания инфекционных болезней в вузах и колледжах». В ней приняли участие представители Минздравсоцразвития России, ВОЗ, ректоры медицинских вузов и заведующие кафедрами инфекционных болезней из 15 регионов России. Открывая конференцию, президент Московского государственного медико-стоматологического университета, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ, академик РАМН Николай Ющук отметил, что цель этого мероприятия - обмен опытом преподавания инфекционных болезней в высшей школе с позиций педагогического плюрализма. Впрочем, многие докладчики не ограничились этой тематикой и проанализировали проблемы высшей медицинской школы в целом.
Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии, которую Н.Ющук возглавляет более 22 лет, занимается подготовкой врачей как на до-, так и на последипломном этапе. За учебный год через кафедру на додипломном периоде образования проходит около 3,5 тыс. студентов 11 факультетов университета. Последипломную подготовку в течение учебного года получают около 450 врачей разных специальностей, поскольку кафедра организует и проводит не только сертификационные циклы для инфекционистов, но и учебные тематические циклы по различным направлениям современной инфектологии.
- Учитывая большой интерес практического здравоохранения к этим циклам, по заданию Минздравсоцразвития РФ мы проанализировали учебные планы проведения тематических циклов по проблеме ВИЧ/СПИДа в 10 вузах страны, - сообщил Н.Ющук. – Итогом стала разработка типовой программы дополнительного профессионального образования по данной проблеме, в которой с современных позиций использованы принципы доказательной медицины. Она позволяет не только дать полноценную, исчерпывающую сравнительную оценку эффективности и безвредности применения отдельных лекарственных средств, но и сформулировать клинические рекомендации, учитывая все экономические аспекты терапевтического процесса.
Работая со студентами уже более 38 лет, академик РАМН Н.Ющук пришел к выводу, что учить в первую очередь нужно не для того, чтобы давать студенту какую-либо сумму знаний в области инфекционной патологии, а для того, чтобы научить его действовать в нестандартной ситуации. То есть в современный педагогический процесс необходимо ввести одну из инноваций - формирование коммуникативной креативности у студентов. Важность этого положения хорошо иллюстрирует возникшая в практическом здравоохранении потребность в формировании приверженности терапии, особенно при ВИЧ-инфекции. В этой ситуации работает не только схема «врач - пациент», но и обратная схема «пациент - врач», «пациент - социальная среда», что позволило разработать «концепцию надежды» в современной профилактической работе среди ВИЧ-инфицированных пациентов, в том числе формирование приверженности к высокоактивной антиретровирусной терапии.
Еще одна разработанная на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ инновационная технология - система ориентировочной основы действий врача (ООД). Ее использование позволяет формировать у студентов стойкий алгоритм ранней диагностики инфекционных болезней, что важно для врача любой специальности. Применение этой технологии позволило разработать методические пособия по обеспечению учебного процесса, которые широко используются в медицинских вузах страны.
В докладе заместителя директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России Марины Шевыревой и эксперта ВОЗ профессора Владимира Шухова «Смена парадигмы в реформе медицинского образования» подчеркивалось, что сегодня вместо призыва «образование на всю жизнь» декларируется новый подход - «образование через всю жизнь». Поскольку медицина развивается динамично, одной из главных задач профессионального врачебного сообщества является постоянная актуализация профессиональных знаний. Поэтому новая модель образования, его парадигма и заключается в том, чтобы осуществлять подготовку специалистов, осознанно и постоянно повышающих свой профессиональный уровень, принимая непосредственное участие в общем образовательном процессе.
Предварительная оценка потребностей в дополнительном знании крайне важна для прогнозирования и определения основных направлений образовательного процесса. Полагаться на врачей для определения их собственных потребностей в обучении, возможно, не всегда правильно. Выборочно проведенные исследования показали, что при возможности выбора клиницисты подсознательно выбирают темы для своего образования, соответствующие тому, что они уже и так знают. Поэтому оценка потребностей должна не полностью базироваться на самооценке, а использовать сведения из разных источников. К сожалению, в России плановых ассигнований на подготовку педагогического состава учебных заведений, исследований в области медицинской педагогики вообще не предусмотрено. Отдельной проблемой являются учебные руководства и другие источники профессиональной информации. В России, за редким исключением, практически полностью отсутствует традиция подготовки учебников для вузов непостоянным авторским коллективом и, соответственно, отсутствует практика их регулярного пересмотра в соответствии с полученными новыми доказательными данными. Внедрение государственных документов в ранге стандартов, протоколов по отдельным темам, перечня основных лекарственных средств должно автоматически вести к пересмотру всех клинических и части теоретических программ.
По мнению В.Шухова и М.Шевелёвой, перед должностными лицами, ответственными за политику в области здравоохранения, стоит задача сделать реальной не только создание системы стандартизации в представлении профессиональной информации, но и внедрить ее через разработку «эталонных» документов, отвечающих всем требованиям информационных стандартов: единых учебно-методических руководств, практических рекомендаций и формуляров.
Первый проректор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова академик РАМН Игорь Денисов выступил с докладом «Высшее медицинское образование и Болонский процесс: проблемы интеграции». Он выделил современные требования к медицинскому образованию - соответствие нуждам здравоохранения и общества по числу и качеству подготовки специалистов; эффективность (соотношение вкладываемых ресурсов и результата); преемственность между традиционным образованием и новациями; конкурентоспособность на основе стандартов качества; непрерывность. Совершенствование образования должно быть направлено на то, чтобы устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, а рассчитаны на «прохождение», на то, чтобы их сдать и забыть. Необходимо также поднять роль самостоятельной работы студентов, создать механизмы систематического обновления содержания образования.
Есть серьезные проблемы с кадровым обеспечением для реализации положений Болонской декларации. Профессорско-преподавательский состав стареет, нет притока молодых кадров на теоретические дисциплины, многие преподаватели не владеют информационными технологиями и ресурсами, часть преподавателей из-за низких заработков и дополнительной работы не уделяют должного внимания научно-методической и воспитательной работе.
В центре обучения должен находиться студент. Это предполагает индивидуальный учебный план, большую часть контролируемой самостоятельной работы, объективные методы оценки успеваемости, структурированный в кредитах учебный план, модульную систему обучения, рейтинговую систему оценок по балльным шкалам, переход от пассивных к активным формам обучения.
Как отметил И.Денисов, в последнее время в России произошло необоснованное увеличение количества медицинских вузов и факультетов, особенно стоматологического профиля, в университетах, но чтобы начать выпускать настоящих специалистов, вузу потребуется не менее 10-15 лет. Между тем имеющаяся в стране сеть медицинских вузов и факультетов в состоянии выполнить любой социальный заказ государства.
Число медицинских кадров в РФ в среднем соответствует европейскому уровню, однако качество медицинской помощи и показатели здоровья населения находятся на существенно более низком уровне по сравнению со странами ЕС. Это доказательство того, что наряду с недофинансированием отрасли и слабой материально-технической базой требуется существенно повысить качество работы и подготовки врачей и усилить систему контроля за результатами их труда. Давно пора разработать единое для всех регионов России положение о клинической больнице, регламентирующее взаимоотношения лечебного учреждения и медицинского вуза (факультета), так как в некоторых регионах дело уже доходит до взимания арендой платы с вузов, имеющих клинические базы в муниципальных лечебных учреждениях.
Учеба и лечение - ровесники самого человека, поэтому каждая страна бережно относится к опыту поколений, стараясь сохранить всё самое ценное и усовершенствовать с учетом новых образовательных технологий, подчеркнул И.Денисов. Для вхождения в общеевропейское образовательное пространство необходимо существенно повысить уровень обеспеченности компьютерной и коммуникационной техникой, а также лицензионным программным обеспечением, что требует дополнительных финансовых вложений; в квалификационных требованиях к преподавателям ввести как обязательное условие владение современными информационными технологиями.
Первый проректор Московского государственного медико-стоматологического университета профессор Игорь Маев рассказал об инновациях в учебном процессе в МГМСУ. Как уже сообщала «МГ», год назад этот университет стал единственным из медицинских вузов, победившим во втором конкурсе инновационных образовательных программ (ИОП), который прошел в рамках Национального проекта «Образование». Задачи ИОП - модернизация образовательного пространства, основанная на инновационных стратегиях; создание единого образовательного информационного пространства в научно-образовательной среде университета, разработка и внедрение в учебный процесс инновационных здоровье - и ресурсосберегающих технологий, внедрение имитационных виртуально-реальных образовательных технологий обучения студентов, разработка и внедрение научных, учебно-методических и управленческих методик. Финансирование этой рассчитанной на два года программы осуществляется из федерального бюджета (322 млн руб.), со-финансирование - из внебюджетных средств вуза (64 млн руб.). В рамках программы реализуются 6 проектов. Это разработка и внедрение в образовательный процесс и практическое здравоохранение современных неинвазивных методов диагностики жизненно важных функций организма человека; клеточные биотехнологии в структуре инновационных образовательных программ; разработка и внедрение в образовательный процесс виртуального моделирования лечебных технологий; здоровый образ жизни и профилактика социально значимых заболеваний; интеграция экономического образования в информационно-обучающую среду; создание единого информационно-образовательного пространства.
Об опыте инновационных технологий преподавания инфекционных болезней в медицинских вузах шла речь в докладах заведующих кафедрами инфекционных болезней и эпидемиологии Дагестанской государственной медицинской академии (профессор Д.Ахмедов), Новосибирского государственного медицинского университета (профессор Н.Толоконская), Тюменской государственной медицинской академии (ректор академии профессор Э.Кашу-ба с соавт.), Российского государственного медицинского университета (профессор В.Лучшев с соавт.) и др. В рамках конфереции прошел «круглый стол» на тему «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации».
Фёдор СМИРНОВ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru