Вы здесь

Еще до Кирилла и Мефодия

Да, именно подготовка к этому ежегодному государственному празднику в России, как и сам праздник, подтолкнула историков медицины еще раз проанализировать полузабытые сенсационные открытия. Появились новые подробности о происхождении «лекарьства» в Древней Руси, пролился свет на ее еще более глубинные истоки, уходящие во тьму скифской цивилизации. Оказывается, есть свидетельства о том, что арабские путешественники задолго до крещения Киева видели у скифов Библию на праславянском языке. И в известном «Житии» святого Кирилла (Константина) упоминается такой факт: он приобрел в Херсонесе книги, написанные письменами, из коих и родились потом все славянские языки. Этими книгами были «Евангелие» и «Псалтырь». Кирилл и Мефодий стали реформаторами уже существующей письменности, что нисколько не умаляет значения ими содеянного.

О скифах, владевших праславянским языком, написано много, даже есть известное стихотворение Александра Блока:

Мильоны - вас. Нас - тьмы,и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!


Поэтический шедевр был создан в начале 1918 г. и вполне соответствовал грозному духу того времени.
И всё же напомним о наших далеких предках.

Великая Скифия

На территории России сохранилось немало так называемых царских курганов, особенно в Приднепровье, где при раскопках были обнаружены не только предметы культа, сопровождавшие знатного покойника в загробный мир, но и крохотные сосуды явно лекарственного предназначения. Великая Скифия, по одной версии, была частью некогда существующей империи Атлантиды, где существовал настоящий культ здоровья.

Об этом, в частности, говорят сохранившиеся записи о грандиозных спортивных состязаниях, которые ежегодно проходили в районах нынешней Молдавии и Южного Урала. Была создана очень яркая и эффективная медицина. Что касается «национальности» скифов, то, по утверждению древних греков, они объединяли 55 разных народов. Так что, образно говоря, в жилах славян течет капелька и скифской крови.

Династия Асклепиадов

Загадки врачевания скифов расшифрованы далеко не все. Но осталось историческое свидетельство о том, что наиболее великий вклад в медицину сделали Прометей и его сын Асклепий. Прометей - это реальная историческая личность, он был скифским царем. Его царство начиналось на реке Аэт возле нынешнего Орла и простиралось в Сибирь.

Существовала целая врачебная династия Асклепиадов. В нее входил и врач, практиковавший в Риме. Его называют Асклепиадом из Прусы в Вифинии (I в. до н.э.). В основу своих взглядов он положил учение Демокрита об атомах («тельцах первичных»). Асклепиад утверждал, что первопричиной здорового состояния или болезни является нормальное или нарушенное движение частиц материи в теле. Явился тем самым основателем общей патологии. В методах лечения отдавал предпочтение простым физиотерапевтическим процедурам - ванны, согревание и т.д. История знает немало личностей, носивших имя Асклепи-ад, кто из них был прямым потомком Прометея, сейчас сказать трудно.

Ничто, даже в самой глубокой древности, не создавалось на пустом месте. Медицина скифов впитала в себя знания греков, римлян, арабов и даже индусов и китайцев. Есть предположения, что тысячелетия назад центром Скифии был нынешний полуостров Таймыр с городом Златых Врат. Если прибегнуть к современному языку, здесь жили главные врачеватели государства, и это была административная столица.

Минутку, а как же дикий холод, мерзлота? Нет, здесь был теплый климат, потому что Северный географический полюс с небольшой площадью оледенения находился далеко, на западе Канады. Фантастика! Но перейдем непосредственно к медицине.

Глазами Гиппократа

Гиппократ много путешествовал по Причерноморью и оставил потомкам бесценные свидетельства о скифской медицине. Общий портрет народа таков: холерический тип высшей нервной деятельности, «от природы энергичны и бодры для деятельности». Кроме того, «эти люди для искусств острее и способные и более годны для военных дел». Кстати, Чингисхан как бы заочно учился военному делу у давно канувших в Лету скифских военачальников.

Среди болезней, наиболее часто встречающихся у скифов, Гиппократ отметил евнухоидизм, суставные боли и язвы на теле. С большой точностью он указал и причины хворей. Евнухоидизму подвержены были мужчины «благороднейшие», которые вынуждены были большую часть жизни находиться в седле. «Бедные страдают меньше, ибо не ездят верхом». Кроме того, длительная верховая езда приводит к заболеванию суставов, воспалению седалищного нерва, появлению язв на бедрах и хромоте.

Дотошный Гиппократ описал и способы лечения болезней скифскими врачами: «...когда начнут болеть, то открывают обе вены, и когда кровь истечет, то вследствие слабости охватываются сном». Метод кровопускания применялся у скифов при многих заболеваниях.

Помощь при родах оказывалась в повозках, обтянутых войлоком. Их устройство Гиппократ описал подробно. Интересно, что новорожденных не пеленали, питались скифы вареным мясом, пили кобылье молоко (кумыс), талую воду и ели конский сыр. Практически из этого даже сейчас состоит меню казахов, вышедших из колыбели скифов.

Подразумеваем Древнюю Русь

Исследователи верно подметили, что при разгадывании тайны врачевания скифов невольно всплывает вся медицина Древней Руси. Одно вышло из другого. Все лекарства давала матушка-природа, до появления химии было еще далеко...Так, Овидий Назон (I в. до н.э.) в изгнании долго был жителем скифских степей. В своих элегиях он описывает свойства полыни: «...печаль-полынь торчит по пустынным полям и горькое целительное растение соответствует своему месту». Историк А.Марцеллин рассказывает о скифском корне ревене, находившем широкое применение при лечении больных. Геродот упоминает поразительной горечи травы в пон-тийских степях, которые положительным образом влияют на желчь. Ветеринарный врач Пелагоний писал, что повсюду широко используются (кроме понтийского абсинития) полыни аирные и заячьи корни.

Геродот, Плиний и Феофраст пишут в своих трудах о другой скифской траве («hеrbam»), которая применялась скифскими врачевателями «для лечения удушья». Александрийские врачи Ктезия и Аристоги-тон тоже воспели лечебные свойства скифской травы. Например, Плиний свидетельствовал, что ревень с Меотийских болот вывозится из Скифии в Грецию, Италию и далее.

Скифские лекари были не только сборщиками трав, они научились разводить лекарственные растения на своих огородах. Среди них популярностью пользовался ядовитый аконит, прекрасное бактерицидное вещество. Плутарх упоминает еще о двух растениях, произраставших в реке Танаид (Дон), - злоненавис-тнике (очевидно, речь идет о бодяге) и аллинде с листьями, похожими на капустные. При растирании ими образуется сок, называемый «маслом вироса», который хорошо разогревает тело. Вплоть до наших дней согревающие свойства некоторых препаратов весьма эффективно влияли на ход лечения.

Но продолжим... Так, Диоскорид (I в.) упоминает о лекарствах не только растительного происхождения, но и минерального, животного. Например, скифы применяли и торговали «бобровой струей», которая именно у понтийского вида отличалась лучшим и более сильным действием. Встречаются упоминания о яхонте, янтаре, мышьяке, добываемых в Скифии. В частности, для облегчения родов женщины носили ожерелья из яхонта. А камень хризолит в измельченном виде употреблялся внутрь при желудочных болях.

Вообще, крайне любопытно то, что о скифской медицине на территории Древней Руси нам оставили свидетельства выдающиеся греки и римляне. Историки вновь ссылаются на пропавшую библиотеку Ивана Грозного, где якобы хранились эти великие труды.

Анахарсид и Токсарид

Мы осыпали читателя дождем греческих и римских имен. А как звали скифских врачевателей? Пожалуйста, сохранилось немного  имен, но зато каких! Анахарсид (или Анахарсис) и Токсарид. В VII-VI вв. до н.э. они пользовались огромной славой в средиземноморских странах. О первом в «Словаре античности» (Москва, 1989) сказано: «Скиф из царского рода, изучал греческие обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критическому осмыслению. Идеализируя северные народы, греки нарекли Анахарсида Мудрым. Приписываемое ему собрание из 10 сохранившихся до наших дней писем, датируемых III в. до н.э., свидетельствуют об огромном интересе к фигуре Анахарсида со стороны киников». Таким врачом-мыслителем был этот человек.

О враче Токсариде, признанном в Греции героем, говорится, что происходил он из простого скифского рода, был муж «мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим занятиям». Умер в Афинах.

Наконец, царь Митридат VI. Жил в городе Пантикапее, нынешней Керчи, его владения входили в состав Великой Скифии. Он считается создателем «териаки» - лекарства ото всех болезней, в состав которого входило около 60 противоядий. Териак включен в арсенал не только тибетской медицины, но и всего Востока. О Митридате как великом фармацевте слагались легенды, так как его личная трагическая судьба дает богатый материал для воображения. Все именитые медики последующих столетий держали у себя знаменитую «териаку». А вот рецепт снадобья, к сожалению, не сохранился. Нет, он, безусловно, где-то таится, но где?

Коли Скифия считается предтечей врачебного дела на Руси, то следует тут же назвать имена и русских древних целителей. Это Пётр Сирянин, Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печерский, Пимен Постник и другие. О каждом остались потрясающие свидетельства.

Конец Скифии

Это случилось около 300 г. до н.э. На юге Восточной Европы распалось некогда могучее содружество скифов, определявших в течение более чем 500 лет судьбу всех народов от Амура до Дуная. Причиной исчезновения были войны с Македонским царем Филиппом (отцом Александра Великого), балканским государством. Пал последний скифский монарх 90-летний Атей. Его прах, возможно, покоится под одним из нераскопанных курганов Приднепровья. Полагают, что добавочной причиной гибели европейской Скифии стала экологическая катастрофа - сильнейшая засуха.

Послескифская эпоха важна для нас тем, что именно тогда, в последние века первого тысячелетия до н.э., в Приднепровье появились люди, которых многие наши ученые считают прямыми предками славян. Они сохранили и развили медицину своих предков, не говоря уже о ремеслах, достижениях науки, культуры.

300 лет Киевской Руси

Всё началось с нее. Просуществовав три столетия, она дала жизнь России, Украине и Белоруссии, влияла на могучие державы Запада и Востока. В недрах переводческой «Академии» Ярослава Мудрого (конец ХI в.) мы находим и книги медико-биологической направленности. Наиболее значительные среди них -«Физиолог» и «Шестоднев» Иоанна Болгарского. Листая эти бесценные манускрипты, провизор наших дней был бы немало удивлен перечнем лекарственных трав, широко применявшихся и в наши дни. Далеким пращурам были известны металлическая ртуть, получение опия из головок мака, целебное значение «топлиц» (минеральных источников). Лечець (врач) тех дней знал анатомию по Галену и Аристотелю. Тело человека было средоточием четырех стихий - огня, воды, земли и воздуха, а здоровье человека зависело от ненарушенного равновесия свойств этих стихий - горячего, холодного, сухого, влажного. Болезнь же - «недоброе» смешение соков, «смута стихий». На этом фундаменте была разработана практика лечебных прижиганий, кровопусканий, применение слабительных, чихательных и других очистительных средств.

Человеческая жизнь делилась на «седьмицы» (семь семилетних периодов). Наиболее ранимыми считались младенчество и старость. Младенцы страдают недугами избыточного увлажнения: «потницы», сыпи (облива, корю, воспа, лапуха), опухоли в горле. Для старческой патологии характерны затвердения уд (частей тела), сухость кожи, глухота, слепота, частые «залегания жил в мождении» (в мозгу) и вследствие этого «удары с искрывлением ока и полуустом». Женщины рисуются как существа с хрупким организмом. По самой натуре им свойственны «беснования», плаксивость, головные боли, но они не страдают «килою», носовыми кровотечениями и не лысеют, поучают медицинские трактаты.

Вообще угнетение психики, как и леность, в те времена считались первыми ступенями к болезни. Но труд - условие, без которого немыслимо гармоничное развитие организма, уточнялось особо. Прямо как в советское время, когда сажали тунеядцев.

Владимир ХРИСТОФОРОВ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru