Вы здесь

Зиновий ВЫСОКОВСКИЙ: Плачь перед Богом, смейся перед людьми

Сегодня, как и много лет назад, народный артист России Зиновий Высоковский - «пан Зюзя» из популярнейшего в свое время телевизионного «Кабачка 13 стульев» в гуще театральных событий. Вернувшись в свой родной дом, Московский академический театр Сатиры, он сыграл одну из главных ролей в премьере спектакля «Женщины без границ». На радиоволне «Юмор ФМ» ежедневно звучит его рубрика «Говорит Одесса». Захватывающе интересно З.Высоковский рассказывает о своей судьбе, о людях, с которыми ему доводилось встречаться, и об отношении к медицине в книге «Жизнь моя - анекдот», купить которую сейчас просто невозможно. Однако мы попробуем восполнить этот «недостаток» и поподробнее узнать о его жизни в нашей беседе...

- Зиновий Моисеевич, сначала немного о вашем пути в актеры...


- Я принадлежу к поколению, детство которого оборвано войной, а старость - перестройкой. Родился в Таганроге, на берегу Азовского моря. И уже от рождения знал, что буду только артистом. Хотя путь к этому был сложным.

14 октября 1941 г. последним эшелоном из Таганрога успели вывезти, спасти от наступающих фашистов заводы, ценности и самое дорогое - детей. Над нами кружили «мессершмидты». И хорошо помню, как старый грузин, единственный проводник на весь состав, успокаивал малышей: «Не надо плакать, бичико, ты мужчина, охотник. Видишь - у них на крыльях кресты? Кто сам на себе крест поставил, тот не жилец!»

Так впервые услышал я голос Кавказа. Грузия в те страшные дни приняла нас всех и, не спрашивая национальности, объявила родными, кровными. Ведь народная мудрость гласит: «Не та кровь объединяет, что течет в жилах, а та, что течет из жил». 9-летним мальчиком я стал полноправным жителем Кавказа. Школьный сторож, дедушка Шалва, учил меня сначала правильному акценту, а потом уже - и грузинскому языку. Показывая свою руку, он спрашивал у детей, зачем не ней пять пальцев -чтобы она всегда работала за пятерых. А зачем между пальцами дырочки - чтобы в них пролетали деньги. «Будьте всегда щедрыми, ребята, все отдавайте людям! Ибо всё что отдал - всё твое».

Потом вернулись в Таганрог. В 1951 г. я окончил школу им. А.П.Чехова с золотой медалью. Почему, кстати, вся моя жизнь - анекдот? Потому, что с детства знал, что стану клоуном, шутом, артистом. Это было врожденное, хотя мой папа работал главным бухгалтером на кирпичном заводе, а мама - счетоводом. А когда объявил родителям о своем решении, то отец грустно сказал маме: «Ребенок с золотой медалью уходит в босяки. А ведь в нашей семье никогда не было ни шарамыжников, ни артистов».

В 1952 г. приехал в Москву, поступать в Театральное училище им. Б.В.Щукина. Понравился членам приемной комиссии, ректору училища Б.Захаве. Но руководство Комитета по делам искусств дало от ворот поворот. Ведь шел сентябрь 1952 г. начинало раскручиваться «дело врачей».

Вернулся в Таганрог, где тогда по личному распоряжению И.Сталина был создан совершенно секретный, закрытый Радиотехнический институт. Начинали ковать кадры для космоса. И хотя был строгий анкетный отбор, меня взяли, и я его окончил.


- Но желание стать артистом все-таки победило?

- Год проработал на космос, и понял, что чем скорее я оттуда уйду, тем значительнее будет мой вклад в его освоение. Короче, в 1957 г. я снова стучался в Щукинское. На этот раз всё прошло отлично.


- Всенародную любовь и известность вам принесла игра в телевизионном «Кабачке 13 стульев»...

- Когда меня спрашивают, как вы стали «зайцеведом, зайцелюбом, паном Зюзей», отвечаю - надо родиться в Таганроге, окончить там с золотой медалью школу им. А.П.Чехова, потом - Радиотехнический институт, затем - в Москве с отличием - лучшее в мире Театральное училище им. Б.В.Щукина, а вслед - проработать 7 лет в грандиозном Московском театре миниатюр под художественным руководством Владимира Полякова. Он сценарист многих кинокомедий, в том числе неувядаемой «Карнавальной ночи». Его рукой написаны все программы Аркадия Райкина до 1959 г. Тогда ходила эпиграмма: "Содружества я не видел такого Ни вблизи, ни в далеке. Что на уме у Полякова, У Райкина - на языке. В 1959 г. они разошлись, и В.Поляков создал свой Театр миниатюр".
 
В маленькой репертуарной книжке театра сезона 1961-1962 гг. в числе актеров названы: Владимир Высоцкий, Марк Захаров, Зиновий Высо-ковский и др. Художественный руководитель Владимир Поляков принадлежал к числу людей с абсолютным чувством юмора, способным посмеяться и над собой, и над своей жизнью и даже смертью. Он много раз женился и разводился, своей семьи у него не было, и мы были для него, как его дети.


- Так что же осталось в памяти от времени «Кабачка 13 стульев»?

- Он появился на телеэкране в 1964 г., а я перешел в Театр сатиры в 1967-м и тут же получил приглашение «занять» одно из 13 стульев. Это был мой мир, моя стихия - написал себе вступительный монолог и придумал имя - пан Зюзя.

Моя жена Любаня всегда с грустью говорила про меня: «Из хама пана не сделаешь». А когда вся семья смотрит: на телеэкране я первый раз вхожу в кабачок, и ведущий объявляет: «Пан Зюзя родился талантливым человеком, но в роддоме его подменили». И я говорю жене: «Смотри Любаня, видишь - и хам и пан»!


- А почему закрыли столь популярную передачу?

- В своей книге я написал, что нас любил только народ и немножко -супруга Л.И. Брежнева. Три вечных русских вопроса: кто виноват, что делать и куда девать «Кабачок 13 стульев»?

Когда его закрыли, телевидение было завалено горами писем со всех уголков СССР.

Кто закрыл Кабачок, неизвестно по сей день. В передаче столько лет высмеивались и строй, и наши советские замашки устами польских панов и паночек. Кстати, по одной из версий, причиной закрытия Кабачка была «польская» - мол, проблемы с «Солидарностью» и т.д. Это ерунда. Свои первые звания мы получили не в СССР, а в ПНР - «заслуженные деятели для культуры польской». На вручении наград в посольстве в Москве министр культуры ПНР сказал: «Нас, поляков, часто спрашивают, не обижаемся ли мы, что в СССР каждый месяц идет такая передача, где паны и пани выглядят немножко балдами. Нет, мы не обижаемся, понимая, что если в Советском Союзе по Центральному телевидению ежемесячно будет идти передача, где «товарищ директор -дурак», то это как-то неудобно. А если «пан директор - дурак», то это вроде бы не у вас».

«Кабачок 13 стульев» шел с 1966 по 1980 г. На нас давило руководство Театра сатиры, не любило нас и руководство Центрального телевидения СССР - мы там не служили и ему не подчинялись. Председатель Гос-телерадио СССР Сергей Лапин как-то под Новый год объявил, что новогоднего кабачка не будет и вообще его не будет. Но на новогоднем приеме в Кремле к нему подошел Л.И.Брежнев и спросил (З.Высоков-ский имитирует интонации голоса генсека): «Слушай, Лапин, супруга меня спрашивает, когда будет «Кабачок»? Тот нашелся и сразу же сказал, что 3 января. И нас всех «доставали» с гастролей, с отдыха, откуда угодно. Он состоялся, а в 1980 г. уже и Брежнев не помог. Кабачок «прикрыли» тайно, без шума.


- Зиновий Моисеевич, если вернуться к Владимиру Высоцкому, что бы вы вспомнили...

- Да, среди моих новых приятелей в Театре миниатюр был коренастый, крепко сбитый парень. Тогда Владимиру Семёновичу было 24 года, и никто в то время даже не предполагал, что именно он, как никто другой, скажет всё от всех и про всех нас. До сего дня он не уходит от меня, это просто гениальный человек, его рукой водил Бог. К его юбилейной дате я выпустил диск под названием «Мой Высоцкий» с моими воспоминаниями о нем. В 1971-м, 73-м и 75-м годах мы с ним, нашими семьями плавали по Черному морю. Пароход «Шота Руставели» по три месяца совершал круизы между Одессой и Батуми. Выступали вместе, одно отделение было Высоцкого, второе -мое. Володя пел, посвящал команде свои новые песни.

Моряки записывали все сплошняком и после его смерти переслали мне эту запись. Она у меня хранится. Какие бы песни пел сейчас Высоцкий? А вот такую, например:
 
А очередь роптала и стонала.
А люди справедливости хотят.
Но как же так?
Мы первые в очереди стояли,
А те, кто после нас,
Уже едят.
Им говорят,
Ну вот вам аты-баты,
Уж вы нам все простите, дорогие,
Те, кто едят,
Так это ж депутаты.
А вы-то, извините,
Кто такие?


- Зиновий Моисеевич, я знаю, что вы очень дружно и счастливо живете с супругой Любовью Ефимовной.

- Да, в этом смысле мы долгожители. Посвятил ей строки: «Нам много лет с тобой, Любаня, бегут по кругу жизни сани». Каждое утро она убегает в Центральный дом журналистов, где вот уже 15 лет является руководителем художественных программ. Моя дочь Екатерина отправляется следом. Она политический обозреватель «Радио России». Любимая внучка Сонечка окончила Театральное училище им. Б.В.Щукина и магистратуру. Снялась и снимается в кино. Я горжусь всеми членами моей семьи.


- Тогда последний, традиционный вопрос: есть ли среди ваших друзей врачи, и как вы относитесь к медицине?

- Прежде всего, я очень высоко ценю, что ваша «Медицинская газета» издается для профессионалов. С удовольствием согласился дать интервью для читателей «профессионального врачебного издания».
Профессионализм врачей сродни актерскому. У них должно быть не только глубокое знание медицины, но обязательно и психологии. В моей же жизни мне Бог давал возможность иметь дело со специалистами, которыми я восхищаюсь. Это выдающийся хирург, руководитель клиники Юрий Геннадьевич Аляев. У нас с ним добрая дружба. Что он говорит, советует - для меня свято.

А сейчас мне пришлось встретиться с замечательными врачами - заведующим отделением Сергеем Ватальевичем Лашутиным и Юрием Викторовичем Комягиным. Я восхищаюсь их отношением к делу. У них команда профессионалов, которую они воспитали. Мне довелось наблюдать, как Ю.Комягин идет на встречу с больными - точь-в-точь как мы, артисты, выходим на сцену. Подход одинаков и к генералу и к рядовому. Пациенты буквально молятся за их здоровье. Они, как психологи, нас успокаивают, говорят всё откровенно, но с индивидуальным подходом. У нас одинаковый девиз: «Плачь перед Богом, смейся перед людьми»!

Да, перед Богом я плачу, а врачам рассказываю анекдоты про медиков. Два из них предлагаю читателям «МГ»:

В Одессе врач говорит:
- Ну что ж, дорогой наш пациент. Значит, с этого дня, вам уже столько лет, ни капли спиртного, ни мяса, ни рыбы, диета, только кашки, никаких отношений с женщинами.
- Ну, как же, доктор, я же все-таки мужчина:
- Можете продолжать бриться!

Или еще один одесский анекдот.
- Здравствуйте, доктор. Хотел бы с вами посоветоваться. Каждое утро, как часы, ровно в 6 утра, у меня бывает стул.
- Так это же прекрасно!
- Да, но просыпаюсь-то я в 8!

И в заключение разрешите мне от всей души, от всего сердца, пожелать вам, мои дорогие, здоровья и удачи, ибо одного без другого не бывает.


Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,

обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru