10 ноября 2024
В Минздравсоцразвития России произошли большие изменения. Новым министром выстроена новая структура штаба отрасли, перед ней поставлены новые задачи. Какой курс выберет для себя большой «медицинский корабль»? Об этом корреспондент «МГ» Алексей ПАПЫРИН беседует с директором Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России Ольгой КРИВОНОС.
- Ольга Владимировна, скоро пройдет 100 дней с момента, как вы вступили в новую должность. Этап довольно символический. Уже, конечно, четко определились цели, на которые будет ориентироваться департамент?
- Прежде всего, это - совершенствование медицинской помощи населению. Каждый ее этап должен функционировать четко и без сбоев. Сегодня крайне важно добиться преемственности в оказании медицинской помощи. Предстоит наладить четкую информатизацию отрасли. В частности, мы намерены создать реестры лечебных учреждений, за счет которых можно, образно говоря, увидеть «топографию», оценить их материально-техническую базу и определить потребность в медицинском оборудовании. А это облегчит прогнозирование необходимого объема помощи и оптимального способа ее предоставления. Кроме того, мы планируем совершенствовать мероприятия, направленные на профилактику и реабилитацию, а также стимулировать развитие санаторно-курортной службы.
- А как обстоят дела с реализацией Национального проекта в сфере здравоохранения?
- Конечно же, важной задачей для нас остается реализация приоритетных программ в здравоохранении. Среди них - медицинская помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, развитие службы крови. Как видите, мы работаем над наиболее острыми и актуальными проблемами. Ведь не секрет, по аварийности на дорогах Россия является лидером, уровень смертности от сердечно-сосудистой патологии тоже один из самых высоких в мире, а смертность от онкологических заболеваний на 30% превышает показатели в странах ЕС.
- Какие шаги уже сделаны?
- В этом году стартовали два направления, которые касаются совершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным с сердечнососудистыми заболеваниями. Постановлениями правительства определены мероприятия и объем федерального финансирования. В мероприятиях по совершенствованию медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в 2008 г. участвуют 12 регионов и 5 федеральных учреждений, а в совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях у нас включены регионы, которые находятся вдоль федеральных трасс. В этом году это трассы - М-4 «Дон» (Москва - Новороссийск), М-10 «Россия» (Москва - С.-Петербург), Калининград (А-216, А-229). Поскольку эти два направления имеют важное значение, мы планируем включить в последние годы для совершенствования медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями все субъекты РФ, а для совершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях включить все федеральные автомобильные дороги, на которых гибнет большое количество трудоспособного населения. Важно, что, несмотря на поступление средств из федерального бюджета для реализации мероприятий, часть финансовой нагрузки по этим программам уже сегодня несут регионы.
- Что конкретно было предпринято вашим департаментом на местах?
- Нами сформированы специальные комиссии, которые выезжали в регионы, проверяли лечебные учреждения на готовность к организации и проведению соответствующих мероприятий. Совместными усилиями специалистов Минздравсоцразвития, идеологами направлений и региональных властей были откорректированы перечни лечебно-профилактических учреждений, участвующих в реализации программ, объемы поставок медицинского оборудования и схемы маршрутизации доставки пациента до медицинского учреждения. Совместно с представителями регионов мы проходили путь пациента от момента его поступления до отделения, оказывающего помощь. Выездные сессии еще не закончены. Понятно, мы всё еще продолжаем проверять и оценивать готовность регионов для оказания медицинской помощи.
- То, что вы сказали, касается общих черт указанных программ. В чем особенности хода выполнения, скажем, программы оказания помощи пострадавшим при ДТП?
- На ближайшие три года для реализации программы запланировано более 9 млрд руб. В Тверскую, Новгородскую, Калининградскую, Калужскую, Воронежскую, Липецкую, Ростовскую, Тульскую, Брянскую, Московскую, Ленинградскую области, Краснодарский край, а также в Москву и С.-Петербург деньги уже направлены. Они пойдут на закупку нового оборудования для лечебно-профилактических учреждений в соответствии с утвержденным министерством перечнем оборудования.
Выездные бригады специалистов осматривают каждое лечебно-профилактическое учреждение, участвующее в программе, дают советы по организации медицинской помощи и подготовке персонала. К 2013 г. планируем сформировать систему оказания экстренной помощи на всех федеральных дорогах. К тому времени смертность на дорогах должна снизиться в 1,5 раза по сравнению с 2007 г. и составить не более 16 случаев на 100 тыс. населения.
Хочу отметить, что организация работы предусматривает выделение травматических центров разного уровня (I, II, III). Это деление свидетельствует о преемственности и квалифицированности подхода к оказанию помощи. Центры будут расположены в зависимости от географического положения региона, плотности и численности населения. А вот для программы по улучшению медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях предстоит внедрить технологию организации медпомощи. Для субъектов РФ, где проживает не более 2 млн человек, рекомендовано создание одного крупного регионального центра на базе учреждения субъекта подчинения и трех первичных отделений на базе муниципальных лечебно-профилактических учреждений. Если же речь идет о более крупной территории (субъекты, где проживает более 2 млн человек), то ее администрация может самостоятельно принять решение и развернуть дополнительно три первичных отделения. Деятельность этих учреждений регламентируется территориальными органами управления здравоохранением и Минздравсоцразвития России.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе?
- Конкретика может заключаться, например, в том, что региональный центр по своему статусу оснащается компьютерным томографом, ангиографом, УЗ-комплексом и нейрохирургической операционной. Оборудование необходимо для диагностики и выбора тактики лечения пациента. Грамотное сочетание новейшей аппаратуры позволит медикам эффективно оценить состояние сосудистого кровотока, объем и уровень поражения головного мозга и сердца, не теряя драгоценного времени. Для первичного центра предусмотрена покупка компьютерного томографа и УЗ-сканеров экспертного класса. Приобретением оборудования в соответствии с рекомендованным перечнем занимались сами регионы. Субсидии уже перечислены на места, конкурсы проведены, оборудование поставляется и в настоящее время монтируется. Определенным ноу-хау для нашей страны станет мультидисциплинарный подход к лечению больного, или, другими словами, совместное ведение пациентов с ОНМК врачами разных профилей. Всё оказание медицинской помощи и подготовка специалистов будут базироваться на этом подходе. С первого дня поступления пациента, предположим с инсультом, его будет осматривать врач восстановительной медицины (так называемый реа-билитолог). Если раньше считалось, что подобного рода больному нужно оставаться без движения как минимум 10 дней, то теперь взгляды изменились. Реабилитация не заставит себя долго ждать, и лечебно-восстановительные методики будут назначаться уже на 2-3-и сутки болезни, затем важным является своевременно начать «вертикализацию» больного. А вовлечение в лечебный процесс врачей разных специальностей позволит не только спасти жизнь больным, но самое главное, в тех случаях, когда возможно, - избежать инвалидности, тем самым улучшить качество жизни населения.
- Получается, все финансы поступают из федерального бюджета?
- Ремонт помещений, подготовка к монтажу - всё это требовало затрат. И с этими обязательствами регионы справились. Кроме того, те, кто участвует в проекте, должны приобретать тромболитические препараты для больных с острым нарушением мозгового кровообращения или инфарктом миокарда. Кроме того, регионы полностью обеспечивают региональные центры расходными материалами для хирургического вмешательства. И это уже реально делается.
- Когда мы говорим о вовлечении в лечебный процесс специалистов разных профилей, то, естественно, предполагаем усложнение алгоритма ведения больных. Кто и как должен всем этим «дирижировать», причем с однозначной установкой на эффективный результат?
- В вашем вопросе кроется еще одна цель нашей работы. И называется она достижением строгой преемственности в работе первичных отделений. Смотрите, на начальном этапе болезни, сразу после острого инсульта или инфаркта миокарда, «скорая» доставит пациентов в первичные отделения. Если это произойдет в период так называемого терапевтического окна, медики проведут им тромболизис. Позже нуждающихся в дополнительном обследовании и специализированном хирургическом вмешательстве доставят в региональные отделения. Там им сделают коронарографию и ангиографию. Если возникнет необходимость, сердечно-сосудистые хирурги или нейрохирурги, не теряя времени, смогут выполнить ангиопластику или стентирование.
- Каким образом планируется подготовка медперсонала для работы в рамках данной программы? Существуют ли здесь особенности или, может быть, трудности?
- Для того чтобы воплотить всё сказанное в жизнь, необходимо обучить врачей по программе, которая построена иначе, чем это принято сейчас. Согласно новым требованиям, ведущие федеральные образовательные учреждения приглашают одно временно на курс обучения врачей разных специальностей: неврологов, врачей восстановительной медицины, врачей ЛФК, нейрохирургов, специалистов по функциональной, лабораторной и лучевой диагностике. Собравшись вместе, они слушают единый цикл лекций, коллегиально рассматривают алгоритмы диагностики и лечения. Самое главное, у них, таким образом, формируют понимание, что им придется работать в команде единомышленников. Я уверена, подобный мультидисциплинарный подход принесет ожидаемые плоды.
В прошлом году более 1 млн россиян стали жертвами сердечно-сосудистых заболеваний: из них около 720 тыс. - по причине инсульта. Наша методика позволит снизить смертность трудоспособного населения. Если раньше после инфаркта или инсульта человек выключался из общего ритма жизни, то теперь, мы надеемся, что при таком подходе он может вести повседневный образ жизни на соответствующем уровне качества. Думаю, наступит время, когда мы сможем добиться того, чтобы преклонный возраст перестал быть даже малейшей преградой для оказания медицинской помощи, например тромболитической терапии.
- Насколько готовы регионы к реализации таких широкомасштабных планов? Как будет контролироваться их выполнение?
- Ситуация везде разная. Чтобы контролировать исполнение программы по сердечно-сосудистым заболеваниям, наш департамент разработал специальные формы отчетности для регионального сосудистого центра и первичных отделений. Каждый из разделов отчета будет описывать то, как была оказана помощь на самом деле. Здесь детализируется и фиксируется не просто статистика числа умерших от инфаркта или инсульта, а подробно раскрывается диагноз при поступлении в стационар. Например, если это инсульт, то какой - ишемический, геморрагический и т.д. И наконец, трудно представить оценку эффективности оказания помощи сосудистым больным и лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, без применения современных компьютерных программ. Эта работа тоже входит в компетенцию департамента.
- Известно, что сейчас министерство активно работает над программой диспансеризации работающего населения. Что можно сказать по этому поводу?
- Нам предстоит в кратчайшие сроки закончить формирование технологии работ по программе диспансеризации. С этой целью в каждом регионе выбрано более 3 тыс. учреждений, в которых она будет проходить. К ним прикреплено около 1,5 млн организаций и предприятий.
Расширилось само содержание программы. В нее вошли исследования по выявлению онко-маркеров и анализ крови на липидный спектр (холестерин, липиды высокой и низкой плотности). Перечисленные параметры позволяют в контексте сосудистой программы выделить группы риска, которым показана профилактика артериальной гипертонии. Исследования на онко-маркеры - это раннее выявление онкологических заболеваний. В связи с ростом выявлений данной патологии мы планируем в 2009 г. ввести в действие Национальную онкологическую программу.
Важно, что диспансеризация населения позволяет не только своевременно выявлять людей, у которых заболевание находится в стадии развития, но и спрогнозировать, какой объем высокотехнологичной помощи необходим. В итоге у нас появляется возможность достаточно оперативно предоставлять таким больным дополнительные квоты на лечение.
- В начале разговора вы упомянули программу развития службы крови. Проект, прямо скажем, мощный, поскольку, как известно, на его реализацию планируется направить 16 млрд руб. бюджетных средств. Почему выбрано это направление здравоохранения среди ряда других национальных программ?
- Вы знаете, что сегодня при лечении многих пациентов потребность в качественной крови и ее отечественных препаратах превышает предложение. Во многом это определяется всё более нарастающим дефицитом доноров. По многим компонентам и препаратам крови мы импортозависимы. Поэтому мы активно включились в работу по внедрению комплекса мероприятий, направленных на повышение количества заготавливаемой крови и ее компонентов, увеличению числа доноров. Так, за 2008-2010 гг. планируется обновить материально-техническое оснащение центров крови и станций переливания крови в регионах, создать единую информационную систему и базу данных доноров. Если говорить конкретно, то систему службы крови необходимо обеспечить современным высокотехнологичным оборудованием по заготовке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови, поставить компьютерную технику с лицензионными программами для создания единой информационной базы.
- Сдвинулось ли дело с мертвой точки?
- С начала 2008 г. запас крови и ее компонентов увеличился, причем в некоторых субъектах Федерации существенно. Статистика говорит, что если в прошлом году на 1000 человек приходилось 12 доноров, то, теперь их 13-14,5. Положительную динамику мы наблюдаем и по объему заготавливаемой цельной крови.
В решение задач модернизации службы крови вовлечены многие представители из научно-исследовательских институтов по трансфузиологии и гематологии, общественных организаций и движений доноров, Общественной палаты РФ, региональных станций переливания крови и т.д. Начался процесс создания высокотехнологичных плазмацентров, оборудованных с учетом новейших достижений науки и техники. Каждый такой центр, помимо промышленного производства, будет оснащен лабораторной базой по исследованию качества крови, выявлению различных инфекционных возбудителей в исходном материале, системой хранения и транспортировки сырья. Автоматизация производственного процесса станет гарантом безопасности и высокого качества компонентов крови, которые в дальнейшем будут переливаться пациентам.
- Что планирует департамент в следующем году?
- С начала 2009 г. начинаем реализацию двух больших программ. Первая - я о ней уже упоминала - снижение онкологических заболеваний. Кстати, основная проблема в том, что рак выявляется на последних стадиях, а это и есть причина столь сложного и зачастую неэффективного лечения. На Западе статистика смертности от онкозаболеваний значительно ниже именно за счет ранней диагностики. Диспансеризация позволит нам реально изменить ситуацию в лучшую сторону.
Вторая программа направлена на формирование здорового образа жизни. По информации ВОЗ, в нашей стране основными факторами риска являются гипертония, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя. Например, хроническая обструктивная болезнь легких, основным фактором развития которой является курение табака, за последние 5 лет поднялась в структуре смертности населения России с 12-го места на 4-е. Раком легкого, причиной которого в 90% случаев является табакокурение, ежегодно заболевает около 50 тыс. мужчин. Потребление алкоголя также сокращает продолжительность жизни.
Пожалуй, это тот перечень задач, которые необходимо решить в первую очередь. Их уровень сложности достаточно высок в связи с предстоящими преобразованиями в системе профилактики и лечения заболеваний. К тому же это наиболее дорогостоящие мероприятия. Однако при всех прочих условиях самое трудное дело - изменить отношение граждан к своему здоровью и собственной жизни. Мы накопили уже достаточный опыт работы в данном направлении и, думаю, можем надеяться на успешную реализацию начинаемых программ и рост продолжительности жизни российского населения.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru