Вы здесь

В поисках Бога

Ученые-неврологи в течение длительного времени избегали ставить глобальные вопросы относительно функций мозга, сводя всё к «высшей нервной деятельности». Однако с приходом новых визуальных технологий, таких как позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография, отношение к этим вопросам стало меняться. В настоящее время представилась возможность визуализировать отдельные участки мозга в моменты, когда субъект занят каким-либо действием - решением математических задач, сочинением музыки, стихов или просмотром порнографических фильмов.

Усилия по выяснению высших мозговых функций касались не только речи и искусства, но также и религии. Некоторые ученые, например Фрэнсис Коллинз в книге «Речь Бога», используя свои познания в молекулярной биологии и мозговых функциях, утверждает, что существует «персональный Бог» (a personal God). На основании данных антропологии автор книги подчеркивает универсальность поиска Бога среди различных групп примитивных и продвинутых культур в течение многих тысячелетий. Он интерпретирует эту универсальность как намек на то, что некоторые базисные структуры мозга «нуждаются в Боге» (needs God). Ссылаясь на интуитивные ощущения человеком правды и несправедливости, Коллинз предполагает, что эти характеристики также имеют начало во внутренних структурах мозга. Он заключает, что законы морали были «имплантированы» в наш мозг Богом. Однако многие ученые считают, что мораль, альтруизм запрограммированы в мозгу для того, чтобы облегчить человеку социальное поведение для сохранения рода.

Другие ученые, используя те же самые данные, утверждают, что религия есть артефакт эволюции. Ученый-невролог Дэвид Линден (2007), например, недавно высказал предположение, что специфические механизмы посредством эволюционных изменений в структурах мозга объясняют развитие религии так же, как любви, памяти или способности мечтать. В процессе эволюции растущая кора головного мозга покрывает более примитивные его лимбические структуры, регулирующие эмоции, которые, в свою очередь, возвышаются над еще более примитивными стволовыми структурами мозга и связанным с ними гипоталамусом. Линден утверждает, что случайные связи этих частей головного мозга объясняют многие переживания человечества - тревога и другие эмоциональные расстройства возникают в разных частях, приводя к «войне» между высшими «рациональными» центрами и нагруженной эмоциями лимбической системой. Он также считает, что если «изобретательный дизайнер» сформировал головной мозг, то это воистину элегантная, безупречная работа.

Линден предполагает, что нервные механизмы могут лежать в основе религиозных импульсов. А также, что религиозные представления - это своего рода отраженные верования (reflecting beliefs). Речь идет, например, о концепции непорочного зачатия или представлении о Боге, который думает о каждом человеческом существе, что противоречит нашему повседневному представлению о реальности.

В своей недавно вышедшей книге «Душа в головном мозгу» (The Soul in the Brain) британский невролог Михаэль Тримбл, обращаясь к своей области знаний, эпилепсии, объясняет возможное взаимоотношение между человеческим мозгом и религией следующим образом - религиозность часто предшествует припадкам. Он указывает, что некоторые величайшие религиозные фигуры в истории, возможно, страдали комплексом частичных припадков, которые, как известно, ассоциируются с религиозными воззрениями. Например, описаны экстатические видения святого апостола Павла на пути в Дамаск, когда он пал на землю и в течение 3 дней был слеп. Джозеф Смит, основатель мормонизма, сообщал о случаях потери сознания и утраты речи, во время которых он «обнаруживал себя лежащим на спине со взглядом, устремленным к небесам». Жанна д’Арк заявляла, что «слышала голоса (ангелов), сопровождаемые невероятным сиянием».

Тримбл также вспоминает, что в книге «Разнообразие религиозного опыта» (The Varieties of Religious Experience) психолог Уильям Джеймс еще в XIX веке также придавал большое значение трансам, видениям, слуховым галлюцинациям, ассоциируемым с религией, указывая на невыразимые, измененные состояния сознания у большинства религиозных мистиков. Такие мистические состояния, встречаемые в большинстве религий, поразительно сходны с ментальными состояниями, вызываемыми психоделическими препаратами, такими как LSD или мескалин. В ряде исследований на людях психоделические средства вызывали длительные изменения в религиозном самосознании. Эти данные указывают на молекулярную основу психического статуса. Мы теперь знаем гораздо больше о нейротрансмиттерах, которые опосредуют эмоции, например, по результатам изучения действия антидепрессантов, чем от прямых манипуляций с головным мозгом - психоделики, как известно, действуют как агонисты одного из подтипов серотониновых рецепторов. Так как серотониновые нейроны происходят из соединительных ядер головного мозга, может быть следует сузить исследования биологических причин по крайней мере одного типа религиозности этими немногими клетками.

Тримбл насчитал несколько кандидатов на месторасположение в головном мозгу религиозных, креативных и эпилептических импульсов. Большинство из них расположено в височной доле - области, которая получает существенную «подпитку» из серотониновых нейронов, являющихся, как известно, местом приложения действия психоделических средств. В исследованиях последних лет удалось произвести картирование центров речи. Они оказались в теменной и височной областях, а также лобной части. Однако любая экстраполяция этих данных на вероятный вклад в предрасположенность к религии или креативным способностям была бы в высшей степени спекулятивной.

Тримбл считает, что интеграция активности правой, эмоциональной части головного мозга с левой, аналитической, приводит к возникновению величайших достижений в искусстве. Как считает автор цитируемой статьи в New England Journal of Medicine невролог Д.Спайдер, большинство достижений в науке является продуктом не только чистого разума. У великих ученых, пишет автор, всегда отмечались креативные, артистические способности. Артистический, интуитивный подход очевиден в большинстве абстрактных интеллектуальных открытий, например у Эйнштейна. Нет нужды говорить, что простое деление головного мозга на правую и левую части представляет собой упрощение. Нет нужды также говорить и о том, что, поскольку визуальные технологии и ассоциативное когнитивное тестирование становятся всё более утонченными, мы способны распознавать пути, по которым религиозная и креативная восприимчивость связаны одна с другой, и области в головном мозгу, которые опосредуют эмоции, приходят в расстройство при психических болезнях. Можно только предполагать, какие из этих достижений дадут ответ, где в головном мозгу «базируется» религиозное чувство, если оно существует.

Рудольф АРТАМОНОВ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru