Вы здесь

Нести свет человеколюбия

Как уже сообщала «Медицинская газета» (см. № 12 от 15.02.2013), в С.-Петербурге с участием министра здравоохранения РФ В.Скворцовой и ряда специалистов Минздрава России прошёл II Всероссийский форум студентов медицинских и фармацевтических вузов, а также общее собрание межрегиональной общественной организации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России», возглавляемой ректором Самарского государственного медицинского университета академиком РАМН Г.Котельниковым. Эти два мероприятия объединили не только единая дата проведения и избранная для работы единая площадка – Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, но и один и тот же смысловой контент: лишь в корне изменив профессиональный, образовательный уровень медицинского сообщества, мы вправе рассчитывать на сохранение человеческого потенциала страны. А ныне эту цель государство позиционирует как высший приоритет.

Главные в вузе – вы! 

О том, нужен или нет такой формат общения с властью, как форум студентов, сегодня не спорят. Становящиеся традицией ежегодные февральские встречи, на которые съезжаются по четыре представителя от каждого высшего учебного заведения, где куются кадры для медицинской и фармацевтической отрасли, реализовывают право и возможности студенчества на обмен мнениями и получение новой интересной информации.

Не подлежит сомнению и другое: прямой и открытый разговор с министром, её помощниками, этот обязательный «гвоздь» программы форума, оправдывает эмоциональные ожидания зала. Вот и в этот раз сторона, задающая вопросы, и сторона, отвечающая на них, совместно «забивали гвоздь» не шляпками вперёд, а как положено, благодаря чему диалог происходил в конструктивном режиме, а не в режиме никому не нужного острого или слабого конфликта.

Собственно диалогу предшествовало вступительное слово главы Минздрава на скучноватую, казалось бы, тему: «Медицина – лучшая из профессий». Ну как в обращении к совсем ещё молодым коллегам обойтись без нравоучительной ноты и пресной назидательности? Веронике Скворцовой это удалось, в подтверждение чего приведём фрагменты её запоминающегося напутствия.

«Нет профессии интеллектуальнее, чем профессия врача. Будущее не только нашей страны, но и всего человечества сопряжено с развитием медицины. Если говорить о судьбе человека, о том, как он рождается, как растёт и мечтает, каким он становится в зрелом возрасте, как он увядает и умирает, весь этот путь лучше всего знает врач. Что происходит с каждым, что происходит с человечеством и как меняются поколения – это могут знать лучше всех врачи. Врачи мудрее других людей, гуманнее других людей, потому что они способны историю каждого человека наложить на историю человечества и на себя самого.

В этой связи вы, здесь собравшиеся, – исключительные люди, кроме того, вас выдвинули ваши вузы. И судьба, предначертанная вам, она тоже совершенно осо-бая. Вы не просто выбрали профессию врача, но ещё и выбрали её в тот исторический период, когда перед нашей страной стоят очень большие вызовы. Главная задача – расширять, развивать нашу популяцию, сохранить наш российский геном. Так что предназначение у вас колоссальное».

«Перед нами стоит несколько серьёзных задач, и первая – в корне изменить уровень про-фессиональной подготовки медицинского сообщества. Я не хочу сказать, что образование в медицинских вузах везде очень слабое. Но проблема существует практически в каждом учебном заведении. Она существует как бы со всех сторон, потому что любой микромир повторяет макромир. Потому что вузовское сообщество – слепок всего нашего общества. И то, что общество переживало в 90-е и 2000-е годы, не могло не отразиться на вузах в целом и на каждом вузе. Внутренние проблемы вы знаете лучше всех, потому что вы есть те, ради кого вузы создавались. Главные люди в университетах и академиях – это студенты.

С чем мы часто сталкиваемся? В целом ребята, которые приходят в вузы, не всегда интеллектуально достаточно «продвинуты», чтобы воспринимать достаточно специфическую информацию. В отличие от других вузов любого другого профиля у нас мало быть сообразительным и опираться на школьные знания. Надо очень много заниматься. И тогда у вас знания будут на все времена».

«Медицина – особая сфера. К сожалению, если мы проведём скрининг, каков интегральный показатель трудолюбия у наших студентов, то поймём – над этим надо работать. Всем вместе. Необходимо, чтобы кто-то следил за уровнем восприятия материала в студенческих аудиториях. Поэтому роль студенческого сообщества и студенческого самоуправления состоит не в том, чтобы наблюдать, как взрослые, преподаватели строят образовательный процесс. А в том, чтобы управлять студенческим сообществом и повышать коэффициент полезного действия образовательного процесса, в который вы сами вступили как ученики».
 
«Для нас важно, дабы медицинское сообщество стало консолидированным, единым. Как некое братство, в которое можно вступать. Каждое вступление в это братство должно быть сопряжено с обрядом посвящения. Когда-то, когда была введена Клятва Гиппократа, она и подразумевала посвящение и верность определённым – моральным и нравственным – принципам. За последние 20 лет фактически сформировалось целое поколение россиян на потребительских подходах к жизни. Не все, конечно, а определённые сектора нашей молодёжи, представители которой сейчас превращаются в зрелых людей, определяющих судьбу страны. Вот важно, чтобы медики были тем прожектором внутри всего социума, которые бы несли собой свет морально-нравственных устоев и заряжали им всё общество. Это реально важно, потому что кто же ещё, если не мы?..»

Предстоит многое наверстать

Пригласив зал задавать вопросы, министр призвала «забыть о формальностях и ощутить внутреннюю свободу в нужной степени». Условно студенческий вопросник из домашних заготовок, не лишённый, впрочем, экспромтов, можно было подразделить на три блока: качество преподавания и аспекты практической подготовки будущих врачей; роль студенческого самоуправления; трудоустройство обучающихся и социально-бытовые проблемы. Одна из примет активного акцентирования внимания в российских медицинских вузах на качество и контроль практических знаний – всё более широкое использование в последнее время тренажёров и муляжей, с помощью которых ситуационные задачи решаются в условиях, максимально приближенных к реалиям. Этой теме был посвящён вопрос министру от Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко. Студентка 6-го курса лечебного факультета Светлана Карташова, сообщив о функционировании в её альма-матер с 2009 г. центра практических навыков, где, по словам, студентки, обучают многому интересному, выразила сожаление тем обстоятельством, что переоснащение центра может стать дорогим и неподъёмным удовольствием для университета.

– Какие существуют перспективы развития подобных центров в регионах? – спросила она. И получила ответ:

– Мы запланировали строить специальные комплексы при вузах. Такие комплексы будут включать несколько уровней практической подготовки, прежде всего по отработке мануальных навыков, а также экспериментальную операционную. Набив руку на муляжах, студенты станут выполнять операции на малых и средних животных. Такие центры уже есть в вузах, например в Первом Московском государственном медицинском университете. Кстати, этот центр в скором времени получит дополнительное развитие.

Важное уточнение внёс находившийся за столом президиума рядом с Вероникой Скворцовой заместитель министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян:

– В наших планах в программе «Кадры» заложен срок создания в каждом вузе такого полноценного симуляционного центра и экспериментальной операционной с возможностями телемедицинской трансляции – начиная с 2016 г. Но уже принято решение изменить этот период на более ранние сроки. Центры будут построены в ближайшие 3 года. Расписание их ввода такое: по 20 центров ежегодно.

– 20 симуляционных центров в год – это совсем неплохо! – подытожила министр.

Будущие врачи в разных вариациях формулировали вопросы о перспективах совместной работы министерства и Совета студентов медицинских и фармацевтических вузов, да и вообще о роли студенческого самоуправления. Каким содержанием она должна быть наполнена по видению министра? Учреждённый при Минздраве в феврале прошлого года по воле участников I Всероссийского форума студентов-медиков и фармацевтов, этот орган уже активно действует, будируя социальную активность молодёжи и подставляя «плечо» социально значимым инициативам в области образования, науки и общественной деятельности.
По мнению министра, роль совета, как, впрочем, и каждого участника настоящего форума, важнее, чем думается:

– Нам нужно, чтобы вы выстроили вокруг себя медицинское сообщество. От вас зависит всё, а нам необходимо многое наверстать. У нас в стране дефицит врачей составляет 40 тыс., а медицинских сестёр – 800 тыс. Нам предстоит в ближайшие годы внутри отрасли провести существенные преобразования, в том числе ввести в систему целевой контрактной подготовки отработки – не менее 2,5-3 лет на специально подготовленных рабочих местах. Совершенно ясно, что с определёнными социальными преференциями, жильём, другими интересными условиями. Распространителями идеологии, которая полезна для отрасли и для людей, должен стать ваш совет, вы. Кого лучше всех сверстники послушают? Вас!

…Подводя черту двухчасовому марафону вопросов и ответов, Вероника Скворцова улыбнулась: – Молодцы! Вопросы задавали очень точные. Фактически всю сферу медицинского образования и кадровой политики ими закрыли. Очень здорово, что вы абсолютно в теме…

Нам подходит немецкая модель

Своё мнение о зависимости качества медицинской помощи от квалификации врачебного персонала имеет, разумеется, и ректорское сообщество. Ректоры медицинских и фармацевтических вузов, пожалуй, лучше, чем кто-нибудь другой, знают: сегодня, когда знания обновляются стремительно, вряд ли возможно обойтись без стройной системы непрерывного образования. Однако же какой должна быть модель профессиональной дополнительной подготовки? Согласно оценкам рабочей группы, трудившейся над проектом концепции непрерывного профессионального медицинского и фармацевтического образования по поручению Минздрава, величина отставания нашей отраслевой образовательной системы от европейских систем составляет в среднем 10 лет.

Обсуждение разработанной группой специалистов концепции и стало главной темой повестки общего собрания Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, которое при участии министра здравоохранения Вероники Скворцовой состоялось в рамках студенческого форума. Представлял проект его руководитель, ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова член-корреспондент РАМН Пётр Глыбочко.

Среди политических вызовов, побуждающих срочное изменение действующей системы послевузовского и дополнительного профобразования, председатель учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России первым пунктом назвал её догоняющий характер по отношению к потребностям здравоохранения в условиях модернизации.

Другими «сигналами тревоги» следует считать отсутствие до сих пор сформированных принципов, которые бы определяли мотивацию врача и прочих специалистов к повышению квалификации, отсутствие системы траекторий профессионального роста. Нет и модели оценки качества профессионального медицинского образования на послевузовском этапе, как в интернатуре, ординатуре, так и в последующем – на этапе «взрослого» последипломного обучения.

Наконец, неустранимой пока проволочкой является существующий дефицит преподавательских кадров. Кроме того, специалисты единодушны: пора вернуть нормы профессионального багажа для преподавателей на послевузовской ступени обучения. Их опыт клинической работы не может быть менее 10 лет. Сегодня нередки анекдотичные случаи, когда вчерашний аспирант, только что получивший учёную степень кандидата медицинских наук, преподаёт слушателям, чей медицинский стаж насчитывает два-три десятилетия.

Подготовленный проект концепции содержит две генеральные стратегии, которые сформулированы так: обеспечить постоянный высокий уровень профессиональной компетенции для врачей всех специальностей и всех уровней, от столичных учреждений до сельской больницы; интерпарировать европейские образовательные традиции в систему отечественного высшего профессионального образования.

– Мы достаточно глубоко проанализировали формирование систем непрерывного медицинского профессионального образования многих стран мира, – рассказал ректорскому сообществу П.Глыбочко. – Ближе всего к нашим идеям гармонизирует модель профессионального образования, существующая в Германии. Длительность додипломного образования в этой стране составляет 6 лет. После прохождения обучения студент сдаёт выпускной государственный экзамен на так называемую врачебную апробацию. Успешно прошедшие экзамен молодые врачи допускаются к самостоятельной работе в качестве клинических ассистентов под руководством опытных специалистов. После обучения можно подать заявление на сдачу экзамена, открывающего путь для работы врачом-специалистом. В дальнейшем каждые 5 лет врач повышает свою квалификацию, что подтверждается сертификатом.

В прениях по проекту концепции выступили 10 представителей ректоратов, не считая вице-президента Российской академии медицинских наук, председателя Северо-Западного отделения РАМН, академика РАМН Генриха Софронова. Он обратил внимание на необходимость закрепления в концепции возможности получения дополнительного образования преподавателями медвузов в профильных медицинских учреждениях РАМН и Минздрава России.

Квинтэссенцию озвученных мнений и собственной позиции выразила в итоговом слове В.Скворцова:

– Проект концепции достаточно неплохо проработан, чтобы в целом его поддержать. Да, узким местом в деятельности нашей отрасли остаётся проблема кадровая. Последние 2 года модернизации национальной системы здравоохранения это подтвердили. Когда есть финансы, относительно достаточно просто за пару лет на 60% увеличить фондообеспечение государственной сети ЛПУ, переоснастить учреждения с помощью отечественных поставщиков и западных компаний. Значительно сложнее выстроить правильную технологическую логистику процесса оказания медицинской помощи, причём таким образом, чтобы перераспределить инфраструктуру для обеспечения доступности всех видов медицинской помощи жителям всех уголков страны. Главная идеология государства сегодня – сохранить человеческий потенциал во имя будущего страны. На это мы должны бросить все силы…

Владимир КЛЫШНИКОВ, соб. корр. «МГ».
С.-Петербург.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru