Вы здесь

Поклянись, вступая…

Продолжая дискуссию о моральном облике врача, развернувшуюся после публикации статьи доцента кафедры педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова кандидата медицинских наук Константина Зорина «Осмысливая суть врачевания» (см. «МГ» № 50 от 13.07.2012), хотелось бы указать на ещё один важный аспект этой проблемы.
 

Прежде всего – моральные качества
Вопросы медицинской де онтологии и врачебной этики всегда находились под пристальным вниманием передовых отечественных клиницистов. Российская медицина всегда отличалась высокой гражданской нравственностью. Наш знаменитый отечественный физиолог И.Павлов писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько мне позволяют мои силы, прежде всего моему Отечеству».

Основоположник отечественной внутренней медицины М.Мудров, говоря об облике врача, прежде всего подчёркивал необходимость гуманного отношения к больному, таких черт у врача, как бескорыстие, правдивость, учёность, скромность, трудолюбие, культурность, коллегиальность, участие в общественной жизни, постоянное совершенствование своих знаний и любовь к Родине.

Он писал: «Врач должен быть скромным, честным, непорочным, благоразумным, не жестоким, не гордым, сдержанным и умеренным в образе жизни… у постели больного врач должен делать всё без торопливости, употреблять все рачения, отвечать благоразумно на противоречия, не терять себя при замешательстве домашних, быть строг в обличении беспорядка, готов к услужливости…»

Академик Б.Петровский в своей монографии «Героизм, драматизм и оптимизм медицины» подчёркивал: «Высокие требования к тому, кто собирается стать врачом, характерны для отечественных медиков: врачом может быть не каждый – нужно призвание… Правильное поведение врача у постели больного, правильные взаимоотношения врача не только с больным, но и с его родственниками очень важны, особенно ввиду существования такой сложной проблемы, как ятрогенные заболевания, возникающие вследствие неправильного поведения врача, например, при осмотре и опросе больного, особенно у мнительных субъектов, в результате медицинской дезинформации населения, чтения специальной медицинской литературы и т.д.»

Профессор А.Громов, возглавлявший кафедру судебной медицины 1-го Московского государственного медицинского института им. И.М.Сеченова, отмечал, что «большинство дел по привлечению медицинских работников к уголовной ответственности связано не с недостаточной квалификацией, а с низкими моральными качествами врачей и среднего медицинского персонала».

Без права на ошибку
В 1970 г. вышла монография отечественного врача и учёного И.Кассирского «О врачевании», одна из лучших по вопросам медицинской этики, книга, знакомство с которой необходимо каждому медику и которую надо бы знать каждому, кто собирается посвятить себя медицине, всем абитуриентам медицинских вузов. В этой монографии он пишет: «Размышления о профессии врача привели меня к глубокому убеждению: врач должен обладать особыми личными данными, чтобы быть готовым к выполнению своей гуманной миссии, он должен пройти и специальную школу воспитания в медицинском институте (его должны там морально готовить все 6 лет на каждой лекции, на каждом обходе)… Всякий абитуриент, прежде чем идти в медицинский институт, должен серьёзно подумать, может ли он по свойствам своего характера, по своим душевным качествам быть готовым к сложной врачебной профессии. Каждому, избравшему профессию врача, необходимо помнить то, что ещё древние говорили о враче: «Поклянись, вступая».

Академик АМН СССР В.Кованов в книге «Призвание» пишет: «Ошибка в выборе любой профессии всегда опасна. Но она трагична, когда молодой человек решил без призвания и способностей к тому стать врачом. Ведь именно от него зависит судьба сотен тысяч больных, которые надеются на врача и ждут от него помощи. Я всегда вспоминаю слова своего учителя, замечательного педагога и терапевта М.Кончаловского, который говорил: «Можно быть плохим писателем, слабым художником, бездарным актёром, но преступно быть плохим врачом. Он может невольно стать убийцей».

Особенностью работы врача является то, что иногда, оказывая помощь, врач вынужден выслушивать необоснованные претензии, обидные слова, брань и даже угрозы со стороны пациентов или их родственников. В любой другой профессии возможна немедленная реакция на обиду: можно отказать обид чику в его просьбе, прикрикнуть на него. Врач не может по зволить себе этого, не вправе дать выход своим чувствам. Он обязан быть образцом самообладания и профессионального долга, должен заботливо от носиться к пациенту. Однако...

В 1990 г. Р.Коротких защитила докторскую диссертацию по врачебной этике и медицинской деонтологии. По её данным, 61% врачей нарушают нравственные нормы взаимоотно шений с больными и коллегами, 37% опрошенных больных жаловались на невнимательность врачей, 6% – на грубость. Всего, по её данным, 60% населения не удовлетворены взаимоотношениями с врачами и другим медицинским персоналом.
 
Спроси с себя
Н.Семашко подчёркивал ответственность медицинского работника перед народом. Он указывал, что врачебная профессия – это специфическая профессия, её основа – доверие больного к врачу. Семашко писал: «Если кто-либо из вас, особенно недавно поступивших в институт, думает, что он не сможет быть добросовестным по отношению к больным, то прямо говорю: уходите из медицинского вуза, будь вы на 1-м, 2-м, 3-м и даже 4-м курсе.

Ибо если нет чувства любви к больному, из вас будет плохой врач. Врач должен оправдать доверие больного».

Отечественный хирург профессор Э.Салищев, обращаясь к первокурсникам медицинского института, говорил: «Мне кажется, что любого человека, не очень глупого, не явного олигофрена можно обучить врачеванию и выдать ему диплом врача. Но чтобы стать настоящим врачом, требуется призвание. Именно призвание может пре одолеть все невзгоды в труде. Именно призвание заглушит неприятные запахи от язв и смрад от трупа, который надо изучить. Но если вы не почувствуете призвания, если вас устрашит предстоящий труд в этой постоянной сфере страданий, мой совет вам, коллеги, – уходите. Уходите, пока не поздно, иначе вы принесёте не пользу, а вред. И немалый. И постоянно будет висеть над вами проклятие тех, кого вы будете пользовать… Есть занятия и ремесла более лёгкие, чем медицина, более выгодные и, может быть, даже более эффективные и интересные. А медику – и особенно в нашей стране – предстоит тягчайший труд».

И.Косарев и Ю.Лисицын отмечают, что «если бы наряду с проходным баллом учитывался результат научно обоснованного собеседования с абитуриента ми, это в значительной мере позволило бы избежать приёма в медицинские вузы случайных людей».

А.Громов в своей работе «Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников» пишет, что студента следует отчислять из медицинского института не только за неуспеваемость, но и за отсутствие в его характере качеств, необходимых будущему врачу. Ведь больные нуждаются не только в лекарствах, но и во внимательном подходе врача, обнадёживающем слове, ободряющей улыбке, успокаивающем жесте. Важно также знать обстановку в семье у больного, иногда успокаивающий разговор, сочувствие оказывают большее влияние, чем приём различных спокаивающих средств. Важно всё: что читает больной, какие он смотрит передачи, какую слушает музыку, как он про водит свой отдых. Ведь дело в том, что нельзя лечить больного только лекарствами. Хорошо известно лечебное действие музыки, художественного слова, живописи. Поэтому, давая больному рекомендации, как следует себя вести, надо ему не только лекарства расписать, какие, когда и как принимать, но и посоветовать, исходя из его интересов, как ему лучше отдыхать, какие фильмы смотреть. Последнее особенно важно, учитывая программы нашего современного телевидения, когда с экрана телевизора идёт почти постоянная негативная информация – выстрелы, взрывы, убийства. Всё это необходимо учитывать врачу. Очень хорошо сказал А.Билибин: «Врач должен не просто много знать, но главное – мыслить. На пути становления врача необходимо два света: свет знания, разума и свет души».

Пример, достойный подражания
Безусловно, большое значе ние имеет процесс воспитания в институте, личный пример педагогов вуза. Замечательный педагог К.Ушинский утверждал: «Личный пример воспитателя – это луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно».
Однако всё-таки для студента-медика прежде всего необходи ма любовь к своей профессии, профессия врача не может быть случайным выбором. Признавая необходимость наличия призва ния к врачебной деятельности, И.Кассирский при этом пишет, что это не значит, что не каж дый может быть медиком, что к отбору врачей надо относиться по принципу характерологии, что все необходимые врачу качества можно и должно воспитывать в нём на протяжении всего периода обучения в медицинском институте (на лекциях, в отделе ниях, при работе у постели боль ных). В институте необходимо воспитание на деле, на примерах учителей и старших товарищей, на традициях отечественной медицины.

«К сожалению, – отмечали И.Косарев и Ю.Лисицын, – на сегодняшний день (1970 г. ) нет чётко разработанных критери ев, по которым можно было бы определить пригодность абитуриентов к занятиям медициной».

Нет их и сегодня, более 40 лет спустя! Сейчас положение стало ещё сложнее, поскольку на платное обучение берутся абитуриенты даже без экзаменов. Подготовка врача – очень важная проблема. И если мы хотим решить вопрос сохранения здоровья нашего населения, повышения продолжительности жизни, снижения смертности, прежде всего, мы должны решить вопрос подготовки хороших врачебных кадров.

Хочется надеяться, что в скором времени приём в медицинские вузы будет производиться с учётом психологических особенностей поступающих, с выявлением не только их общеобразовательных знаний, но и истинного призвания. Для абитуриентов должно быть введено собеседование, проводимое до начала вступительных экзаменов силами специальной комиссии, состоящей из преподавателей-клиницистов. При этом оценке этого собеседования должно придаваться значение большее, чем оценке экзаменов, так как можно сдать все экзамены на 5, но быть абсолютно не готовым служить людям.

Крайне важным считаю проверять абитуриентов на их способность работать с больным человеком, наличие призвания у них к медицине. Видимо, целесообразно проводить после 1-2-го курсов, а возможно, и перед началом занятий на 1-м курсе практику студентов в качестве младшего медицинского персонала, в дальнейшем, после 3-го курса, – в качестве среднего медицинского персонала.

Валерия БЕЛЯЕВА,
старший научный сотрудник
Центрального
НИИ гастроэнтерологии
Департамента  здравоохранения Москвы.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru