Вы здесь

А что скажут коллеги?

Это, в принципе, новая рубрика, хотя и раньше на страницах «МГ» публиковались правовые консультации. Сейчас редакция намерена их возродить, тем самым расширить правовое поле. Необходимость в юридических материалах вызвана переменами в отрасли, введением новых нормативных документов, а иногда и разъяснением сложившихся обстоятельств, как из них выйти при необоснованном ущемлении прав работников здравоохранения. А их грамотность в юридических вопросах еще далека от совершенства, и дать в этом случае правовую подсказку – задача редакции газеты.

Для разъяснения таких ситуационных моментов и ответов на вопросы читателей «МГ» намерена привлечь компетентных специалистов ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ, Минздрава России и профессиональные объединения юристов. Медики должны получать исчерпывающие юридические ответы. Ждем ваших вопросов.

 
Слово – специалистам отдела правовой и социальной защиты ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ.

ЦК профсоюза постоянно проводит работу по вопросам улучшения условий труда медицинских работников и персонала учреждений здравоохранения, в том числе по выработке подходов защиты их прав в меняющемся в настоящее время законодательстве, включающем государственные требования по охране труда. Данная работа строится с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, через экспертные советы и рабочие группы Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности Российской трехсто ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), а также путем представительства отраслевого профсоюза в РТК.

Ранее, до мая 2012 г. , работа по выработке политики в сфере охраны труда строилась с Минздравсоцразвития России, в настоящее время она продолжается с Министерством труда и социальной защиты РФ, начата работа по выработке отраслевых подходов с Министерством здравоохранения РФ. Представители ЦК профсоюза вносили предложения по изменению законодательства с целью усиления ответственности работодателей за допущенные нарушения при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, участвовали в разработке за конопроекта, предусматривающего внесение изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в части регламентирования и усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда. Принятие указанного законопроекта будет способствовать более эффективной профилактике нарушений трудового законодательства, в том числе при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

ВОПРОС. Возможно ли совмещать работу медикам (в том числе в противотуберкулезных организаций здравоохранения) по месту их основной работы или в других орга низациях, в том числе на аналогичных должностях, специальностях, профессиях и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени? 
Республика Татарстан.


Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, регулируются статьей 282 ТК РФ, частью 6 которой предусмотрено, что особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических), помимо особенностей, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительство РФ, реализуя полномочия, предоставленные ему законодателем, приняло постановление № 197 от 04.04.2003 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», в котором установило, что особенности работы по совместительству медицинских, фармацевтических работников определяются Министерством труда и социального развития РФ по согла сованию с Министерством здравоохранения РФ и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно статье 5 ТК РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Министерство труда и социального развития РФ 30 июня 2003 г. издало Постановление № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Подпунктом «а» пункта 1 постановления установлено, что медицинские, фармацевтические работники вправе осуществлять работу по совместительству – выполнение 
другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативны ми правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения), что не противоречит нормам ТК РФ.

Нормативные правовые акты РФ, устанавливающие какие-либо санитарно-гигиенические ограничения для работы по совместительству медицинских работников противотуберкулезных организаций здравоохранения отсутствуют.

ВОПРОС. Правомерно ли прекращение бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также пищевых продуктов, обог щенных пектином, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работникам рентгенологических отделений, кабинетов?
Владимирская область.


Приказ Минздравсоцразвития России № 245н от 19.04.2010 (зарегистрирован в Минюсте России 13.05.2010 за № 17201) вступил в силу с 4 июня 2010 г. В приказе Минздравсоцразвития России № 45н от 16.02.2009 (ред. от 19.04.2010) изменены ряд пунктов в прило жениях к данному приказу.

В пункте 13 приказа определено, что в случае обеспечения без опасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, работодатель может принимать решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов только с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Формулировка указанного пункта норм устанавливает требование о соблюдении работодателем при принятии решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов одновре
менного выполнения следующих условий:

– наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, предусмотренным перечнем;

– согласие первичной про
фсоюзной организации на прекращение бесплатной выдачи молока работникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда выявлено отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов или отсутствие превышения установленных нормативов по предусмотренным перечнем и выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам.

Основанием для принятия работодателем такого решения могут являться:

•    результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с установленным порядком, подтверждающие отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным вредным производственным факто рам, указанным в перечне;

•    согласие первичной профсоюзной организации на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда не выявлено наличия предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов или превышения установленных нормативов по указанным в перечне и выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам.

Также необходимо добавить, что в соответствии с пунктом 2 Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока (далее – нормы), утвержденных приказом Минздравсоцразвития России № 45н от 16.02.2009, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенных в приложении № 3 к приказу и уровни которых превы шают установленные нормативы.

Указанный пункт сформулирован на основании требования ста тей 222 и 209 Трудового кодекса РФ. Статья 222 ТК РФ предусматривает бесплат ную выдачу молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. В свою очередь, в статье 209 ТК РФ дано определение безопасных условий труда, в соответствии с которым безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. В качестве установленных нормативов принимаются предельно допустимые концентрации веществ в воздухе рабочей зоны, определяемые соответствующими нормативными правовыми актами.

Определение безопасных условий труда в редакции статьи 209 ТК РФ не исключает наличия вредных производственных факторов на рабочих местах в случае при знания условий труда допустимыми по результатам аттестации рабочих мест.

В соответствии с пунктом норм в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых про дуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

С учетом того, что требования пункта 13 норм не позволяют ра ботодателю принимать самостоятельное решение о прекращении бесплатной выдачи молока работникам, у которых на рабочих местах условия труда признаны безопасными или допустимыми, а также наличие этого пункта в приказе должно способствовать отстаиванию интересов и прав работников, работающих при воздействии на них вредных производственных факторов, и поддерживать необходимый уровень социальной защиты.

При принятии работодателем единоличного решения без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или несоблюдения им порядка установленного статьей 372 ТК РФ нарушается законодательство, и данное решение может быть обжаловано в суде.

Также необходимо отметить, что при отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и согласия пер вичной профсоюзной организации на рабочих местах, где до вступле ния в силу приказа Минздравсоцразвития России № 45н от 16.02.2009 бесплатно выдавалось молоко и другие равноценные пищевые продукты, сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.

Подготовила Галина ПАПЫРИНА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru