23 декабря 2024
Школа мастерства «Детская хирургия»
Государственная политика, работа Минздрава России в сфере медицинского образования направлены на то, чтобы выпускники медицинских вузов хорошо лечили и способствовали выздоровлению пациентов, обладали прочными практическими навыками и отличными теоретическими знаниями, компетентностью, умением сопереживать и выдержкой.
Именно поэтому в начале 2014 г., впервые – в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М.Сеченова, начался уникальный пилотный проект «Школы мастерства», открывающий новые возможности повышения качества образования. Идеологом и вдохновителем проекта выступил ректор университета член-корреспондент РАН Пётр Глыбочко.
Для школ мастерства не установлены рабочие планы: ведущие специалисты Первого Меда, проявляя творческий подход, на своих мастер-классах обучают будущих врачей инновационным технологиям и искусству врачевания в лучших традициях российской медицины. Каждая школа – их 10 – уникальна. Курсанты обучаются акушерству и гинекологии, лучевой диагностике и лучевой терапии, хирургии, анестезиологии и реаниматологии, терапии, урологии и другим направлениям медицины по авторским программам. Одним из самых ярких стартов проекта стал старт школы мастерства «Детская хирургия». О том, с чего она начиналась, как развиваются события, каким представляется итог обучения, рассказывает руководитель школы профессор Дмитрий МОРОЗОВ.
Морозов Дмитрий Анатольевич. С 2013 г. – заведующий кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, директор НИИ детской хирургии Научного центра здоровья детей (директор – академик РАН А.Баранов). В 1994 г. с отличием окончил педиатрический факультет Саратовского государственного медицинского университета им. В.И.Разумовского, в 1996 г. – клиническую ординатуру кафедры детской хирургии. С 1996 до 2012 г. работал на кафедре детской хирургии СГМУ (с 2003 г. – заведующим кафедрой и руководителем университетской клиники). С 2012 г. – главный специалист детский хирург Приволжского федерального округа. В 2012-2013 гг. – заместитель директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, заведующий отделением абдоминальной хирургии. Профессор, лауреат Национальной премии «Призвание» в номинации «За уникальную операцию, спасшую жизнь человека».
«Всё начинается с любви: и озаренье, и работа»
В традициях российской медицины, особенно это касается детской хирургии, – любовь к молодёжи. Все мы – детские хирурги – всегда вырастали в семье. Вначале – в семье, в которой родились, а потом – в семье клиники. Когда Пётр Витальевич Глыбочко предложил школы мастерства, появилась возможность набрать ребят, реализовать единственный проект такого формата в стране, это очень обрадовало. Сегодня могу сказать: прошло всего полгода, но уже очень многое сделано. Ребят набирал необычно: не задавал вопросы по патологии, диагностике и лечению. Мне была интересна личность: семья, увлечения, характер – хирургии я научу. Важна личность, воспитанная, живущая в согласии с самим собой и страной. Подобрал их, как братьев и сестёр, они поддерживают друг друга – студенты разных курсов и факультетов, знаний и талантов – все потрясающие, звёздные ребята!
11 января 2014 г. состоялось первая встреча школы мастерства, мы начали работать. Эмблема нашей школы – рука наставника, направляющая руку курсанта. Изначально я решил, что наша работа будет проходить в плоскости проектов: заорга-низованности хотелось меньше всего. Расписали каждый месяц по две моих лекции – фундаментальной подготовки им не хватает по детской хирургии (не было вообще как предмета). Приступили к реализации нескольких проектов.
«Моя Родина»,
«Я – организатор»,
«Я – личность»,
«Я – ассистент»,
«Я – исследователь»
«Моя Родина».
Молодые люди прекрасно ориентированы в Москве, Европе и мире, но не представляют себе Россию. В рамках проекта школы «Моя Родина» я взял с собой в Брянск (вёл там курс повышения квалификации) троих ребят.
В Брянске нет студентов, и появление молодых людей не раздражает врачебные коллективы, а, наоборот, радует. Получился такой хирургический Диснейленд: эмоциональный заряд, общение с врачами, медицина и жизнь изнутри. Три дня они фактически прожили в клинике. Для некоторых ребят это было первое посещение операционной, первое участие в операциях, первый кожный шов в жизни…
Кстати, так совпало, в этот день в Брянск привезли Олимпийский факел. В итоге, и у меня это стало традицией, после каждого проекта я запрашиваю короткие, в полстранички, сочинения – ребята были поражены работой хирургов в регионах страны, теплотой сердец наших коллег. Брянск был стартом, впереди другие поездки по России.
«Я – организатор». Мы стали готовиться к очень большому мероприятию – впервые со студентами я проводил такое мероприятие. В феврале 2014 г. у нас в Научном центре здоровья детей – международный симпозиум детских хирургов. У нас в центре во время мастер-класса оперировали лучшие хирурги России и несколько лучших хирургов Европы. Каждый больной перед операцией обследуется, проходит подготовку – за каждым оперируемым больным и оперирующим хирургом, профессором из другой клиники был закреплён один курсант школы мастерства. Вместе с профессорами курсанты готовили пациентов к операции и докладывали на симпозиуме перед международной аудиторией, кого мы будем оперировать. Это такая ответственность, которая «прижимает» даже маститых врачей, а тут ребята разных курсов, например, курсант 4-го курса оперировал с профессором из Филатовской больницы Алексеем Смирновым. Параллельно мы вели научные исследования. В нескольких научных учреждениях делали доклады.
В рамках симпозиума состоялась встреча курсантов школы (проект «Свенсоновские встречи») с президентом Европейской ассоциации детских хирургов (EUPSA) Жаном-Мишелем Гизом (J.M.Guys, Марсель, Франция). Курсанты общались с ним лично, присутствовали на операциях. Жан-Мишель Гиз – просто подарок для таких встреч – потрясающая личность, известная во всём хирургическом мире, так он ещё из дипломатической семьи, ловит крокодилов, пишет картины маслом, стихи и книги. Он покорил аудиторию. После таких встреч невозможно учиться плохо, учится неглубоко.
«Я – личность». Курсанты школы мастерства – постоянные участники профессионального сообщества детских хирургов Москвы, погружаются в эту огромную команду, в которой все роли расписаны: детская хирургия – это семья. В школе мастерства, на мой взгляд, успешно реализуется «принцип консерватории»: к примеру, есть класс фортепианного искусства, куда преподаватель набирает учеников с 1-го по 6-й курс. Студенты 6-го курса занимаются с первокурсниками – для них это уже педагогика. Задача преподавателя – создать круг общения, атмосферу, чтобы ученики, общаясь, подтягивали друг друга. Они уходят, учатся – всё равно ко мне как к преподавателю возвращаются. Я контролирую их, как они учатся по предметам, мотивирую к образованию. Когда завершается обучение, вопросы: что окончил, у кого учился, что исполнял на выпускном экзамене – отнюдь не праздные. Это показывает твой уровень, то, что ты можешь. Также в хирургии – для хирургии это очень важно: у кого, чему и как ты учился. В хирургии за болтовнёй не спрячешься – вставай к операционному столу и показывай, что ты можешь!
«Я – ассистент». Разумеется, мы занимаемся практикой, и это при том, что курсанты очень загружены, заняты с утра до ночи, сложно выделить время на дежурство, но все они присутствуют на операциях, участвуют в лечении больных, «закручены» во все проекты, занимаются со старшими товарищами – ординаторами, аспирантами и т.д. Так мы дожили до апреля. Здесь надо отметить, что на разных направлениях медицины в нашей стране по-разному развито студенческое движение. В детской хирургии оно традиционно очень сильно. Российские конференции студенческих кружков педиатрических кафедр проходят с 1954 г. Каждый год, в апреле, все лучшие студенты страны, вместе со своими заведующими кафедрами, руководителями кружков встречаются на Всероссийской научной студенческой конференции по детской хирургии – возникает огромный форум. Этот форум нам подарил Сергей Дмитриевич Терновский – хирург, основатель детской хирургии в Советском Союзе. Сегодня, по сути, это форум студентов-отличников медицинских вузов России, которые представляют на суд ведущих специалистов страны, авторов учебников свои научные доклады. Символ конференции – скальпель – постоянно переезжает из города в город.
«Я – исследователь». В 2014 г. – 9-я Всероссийская (54-я Всесоюзная) научная студенческая конференция по детской хирургии состоялась в Челябинске. Школа мастерства, впервые принявшая участие в самом важном научном мероприятии студентов – будущих детских хирургов страны, была удостоена диплома I степени. Через 3 месяца после начала обучения получили диплом! Вернулись из Челябинска с новыми яркими впечатлениями. И сразу приняли активное участие в конференции «Медицинская весна» в Первом Меде. Во всей педиатрической секции, где были представлены сильнейшие кафедры факультета, единственный диплом I степени получил наш курсант Егор Петро-ченков с выполненной работой по аппендикулярному перитониту и эндохирургии.
Курсанты школы мастерства приняли участие в 1-й студенческой олимпиаде по детской хирургии в Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И.Пирогова. Два дня работы, множество конкурсов, в которых приняли участие самые лучшие студенты, работающие в кружках по 5-6 лет, «заточенные» на конкурсы. Мои курсанты стали третьими! Я очень горжусь нашей наградой!
Летом мы ездили на остров Чардым под Саратовом в летний медицинский лагерь Саратовского ГМУ им. В.И.Разумовского – принимали участие в IV летней «Захаровской школе». Это был хирургический брейн-ринг, разнообразные конкурсы, викторины, «костёр с лидером» и т.д. Форма игровая, а задачи очень сложные, интеллектуальные: трепанации черепа, переломы, анастомозы. В этом году нам помогла одна из компаний, которая предоставила эндоскопические манипуляторы. Того, что мы прошли, хватило бы на 2-3 года, у нас ушло на это 6 месяцев, и есть ещё много проектов, которые мы реализуем.
Преград для развития нет: трудись, и у тебя всё будет
Стать хирургом без высокой дисциплины и постоянного, ежедневного труда невозможно. В хирургии есть такое понятие – воспитание. Если ты приходишь в клинику уже после института, то зачастую за операционным столом мало что из себя представляешь. И тебя начинают ругать – надлом: несоответствие между видением себя и реальностью. Преодолеть можно, только рано придя в клинику. Тому, кто решил прийти в хирургию, советую: приходите на дежурство в студенческие годы. Преград для развития в хирургии нет: трудись, и у тебя всё будет. Я пришёл в клинику детской хирургии студентом 1-го курса и все 6 лет провёл с коллективом. Потому после института и был практически готовым хирургом. В этом и заключается суть школы мастерства Первого Меда – стать специалистом в стенах университета. Всегда понимать, кто ты и где ты, какую задачу выполняешь, научиться осмысленности действий, ответственности и творчеству, знать, для чего, что и как делается, разделять главное и второстепенное.
Личность врача и хирурга многогранна, при этом действует принцип: всё или ничего. Если, к примеру, двадцать граней хороших, а одна плохая – это провальный вариант. Чем больше масштаб личности, тем проще человек в общении. Особенно это касается хирургов: оперирующий проходит через горе и страдание каждый день, и уже не до пафоса. Приход в хирургию – это примерно то же, что в воздушно-десантные войска, морской флот: ты влюбляешься в дело, которому служишь, начинаешь работать и не можешь предать тех, кто рядом, кто у тебя на глазах и вместе с тобой спасает жизни людей. Когда речь идёт о товарищах по работе, о помощи пациентам, нельзя простить предательства. Звучит жёстко, но ведь для того, чтобы человек выжил, надо, чтобы правильно сложилось как минимум 100-200 позиций. Быть жёстким, когда это необходимо – профессиональное качество хирурга. И этому мы тоже учимся в школе мастерства.
Подготовил Павел АЛЕКСЕЕВ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru