23 декабря 2024
Повышение доступности и качества медпомощи возможно только благодаря совместным усилиям государства и общества
Развитие и совершенствование механизмов конструктивного взаимодействия государства и общественных организаций для улучшения качества и доступности медицинской помощи, необходимость формирования системы общественного контроля в сфере здравоохранения были в центре внимания участников V Всероссийского конгресса пациентов, который прошёл в Москве. В нём приняли участие представители более 60 регионов.
«Наша общая ответственность»
«Повышение доступности и качества медицинской помощи населению – наша общая ответственность, – отметил, открывая конгресс словами приветствия главы Минздрава России Вероники Скворцовой, статс-секретарь – заместитель министра здравоохранения Дмитрий Костенников. – Только благодаря совместным усилиям государства и общества мы сможем добиться поставленной цели. Совместное обсуждение актуальных проблем здравоохранения, оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения, заинтересованность органов государственной власти, общественных объединений и организаций позволит укрепить наше сотрудничество в решении вопросов повышения качества жизни россиян».
В приветственной телеграмме подчёркнута необходимость укреплять сотрудничество с па-циентскими сообществами, а от себя статс-секретарь добавил, что для Минздрава чрезвычайно важен такой диалог, он позволяет осуществлять мониторинг и контроль за выполнением решений на местах.
В России надо иметь крепкое здоровье, чтобы лечиться, вспомнил известную шутку Д.Костенников. Он отметил, что «активное участие пациентских организаций в принятии государственных решений показывает желание граждан влиять на процессы, происходящие в здравоохранении, обеспечивает «взаимодействие пациентского и профессионального сообществ для совместной работы в реализации прав пациентов на медицинскую помощь и развития общественного контроля в сфере охраны здоровья». Широкое участие представителей регионов в работе V Всероссийского конгресса пациентов «послужит прочным фундаментом реализации задач здравоохранения в субъектах Федерации», полагает статс-секретарь.
А представитель ВОЗ в Росси Елена Юрасова констатировала: «Огромный экспертный потенциал пациентского сообщества помогает увидеть проблемы, которые не всегда замечают медики». Она напомнила, что вопрос безопасности пациентов приобрёл статус глобальной проблемы здравоохранения.
Представители органов власти, профессионального медицинского сообщества и Общественной палаты РФ (ОП) – «это наши союзники», заявил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. Он заметил, что из многих регионов стремятся приехать на конгресс не столько для того, чтобы услышать что-то новое, получить методологию действий и воплотить её на своей территории, но и для того, чтобы выйти на прямой диалог с властью и поучаствовать в нём.
В то же время многие пациент-ские организации сегодня неактивны, отмечалось на конгрессе. По мнению Ю.Жулёва, это связано с объективными причинами: «Ресурсов для реализации тех целей и задач, которые стоят перед пациентской организацией, всегда не хватает. Кроме того, существует определённая разобщённость между пациентскими организациями, и все эти годы, в частности, с помощью конгресса мы пытаемся консолидировать их деятельность».
Лечить так же,как за рубежом, невозможно
Нестандартным, как всегда, было выступление президента Национальной медицинской палаты (НМП) профессора Леонида Рошаля. «Мы сегодня открыто говорим, что здравоохранение недофинансируется. Что 3,7% ВВП на здравоохранение в рублях – это не 8-10% в евро, как в других странах. А от нас требуют, чтобы мы лечили вас так же, как и там. Это невозможно», – убеждён Л.Рошаль.
Представив себя в роли рядового пациента, он обозначил проблемы современного здравоохранения: «Вчера я пришёл в аптеку, а нужное мне лекарство стоит 3 тыс. руб. Так быть не должно. Я считаю, есть болезни (артериальная гипертензия, сахарный диабет и т.д.), где государство должно оплачивать пациентам до 50% стоимости лекарств. Как пациент, я бы хотел, при необходимости, не искать знакомых профессоров, а приехать в нормальную поликлинику, к участковому доктору, который бы встретил меня с улыбкой, в накрахмаленном халатике, а не с видом загнанного зверя, которому приходится работать на 1,5-2 ставки, у которого нет времени поговорить, – сказал он. Я бы хотел, чтобы он прописал терапию, а потом следил и корректировал её. – Чтобы, если мне нужно плановое лечение, я мог выбрать ту больницу, которую хочу. А если меня выпишут на долечивание, чтобы мне продолжали оплачивать лечение, а на дом приходила медсестра».
«Именно вы должны дать оценку происходящей реформе здравоохранения», – призвал участников конгресса руководитель НМП, по его мнению, общественные организации должны активнее заниматься контролем за преобразованиями в этой сфере. «Сейчас проводят оптимизацию, разъединение, объединение, закрытие… Но не мы должны говорить о том, хорошо это или плохо, а вы, пациенты, для которых всё это делается, – убеждён Л. Рошаль. – Мы с вами в одной лодке, и мы должны сделать так, чтобы здравоохранение было качественным».
Вообще, тема «оптимизации» звучала на конгрессе особенно остро. «Владимир Путин назвал реформу здравоохранения непродуманной. Что вы теперь будете делать?» – задали чиновникам вопрос пациенты.
«Любая реформа должна быть просчитанной. Мы поддерживаем мнение Президента, что некоторые моменты не были учтены. Изменения в медицине должны происходить, но должны происходить рационально, – заявил на это и.о. руководителя Росздравнадзора Михаил Мураш-ко. – Совет по правам человека при главе государства уже дал определённые рекомендации по трудоустройству врачей и реорганизации больниц».
По его словам, за 9 месяцев текущего года возглавляемое им ведомство получило уже более 35 тыс. обращений от граждан. И хотя количество жалоб по качеству оказания медпомощи и лекарственному обеспечению по сравнению с прошлым годом несколько снизилось, их по-прежнему много.
Руководитель ведомства познакомил собравшихся с результатами контрольных мероприятий по обеспечению прав граждан в 2014 г., лидирующие места среди которых по-прежнему занимают отказы в оказании медицинской
помощи, её низкая доступность и качество. Количество как плановых, так и внеплановых контрольных мероприятий в 2015 г. будет увеличено вдвое, сообщил М.Мурашко.
Ум - хорошо, а два - лучше
Как сообщил и.о. Росздравнадзора, уже подготовлен законопроект о формировании наблюдательных советов при медицинских организациях, участниками которых должны стать сами пациенты. Вообще, эта тема как один из механизмов общественного контроля в здравоохранении была сквозной на конгрессе. Речь шла о формировании общероссийской сети советов общественных организаций по защите прав пациентов при органах исполнительной власти субъектов РФ. На федеральном уровне подобные советы уже действуют при Министерстве здравоохранения РФ и Росздрав-надзоре. Они работают, кстати, и в странах ЕС и США.
А член Общественной палаты РФ директор Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России Николай Дайхес пошёл ещё дальше, предложив пациентам участвовать уже «в вузовской работе, в воспитании врача».
В ходе конгресса пациентам была предоставлена возможность задать вопросы представителям Минздрава России. Состоялись образовательные семинары и тренинги по вопросам организации работы обществ пациентов, взаимодействия НКО и власти, усиления эффективности деятельности НКО в целях повышения качества оказания медицинских услуг населению.
В принятой резолюции конгресс потребовал наделить общественные организации по защите прав пациентов дополнительными полномочиями. Документ содержит также предложения о реформировании системы льготного лекарственного обеспечения граждан, пересмотре списка льготных препаратов и включении в него современных инновационных лекарственных средств, а также о внесении поправок в законодательство по ужесточению системы регистрации дженериков.
Кроме того, пациенты потребовали отменить платные услуги в государственных клиниках, а бюджет здравоохранения - увеличить хотя бы до 5% ВВП. Все жалобы, которые пациентские организации включат в так называемый «проблемный лист», передадут Президенту РФ Владимиру Путину.
Организовал конгресс Всероссийский союз пациентов.
Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru