22 декабря 2024
13 июля сего года (см. «МГ» № 50) в нашей газете была опубликована интересная статья доцента кафедры психологии Московского государственного медико-стоматологического университета кандидата медицинских наук Константина ЗОРИНА «Осмысливая суть врачевания». Пришел не менее интересный большой отклик от Лады ОДИНЦОВОЙ, педагога высшей категории, автора 8 учебников по обществоведению, члена Союза писателей СССР с 1977 г. Она пишет в преамбуле: «Итак, этот экспериментальный курс «Духовная культура врача» ведет человек, который дерзнул заглянуть вглубь веков и перенять утерянный россиянами полезный опыт древности. К.Зорин вытащил из времен вавилонского царя Хам-мурапи (XVIII век до н.э.) поучения о том, кто такой Врач, понятие о миссии Врача (хорошо забытой или извращенной в наше время), извлек пользу из древнеиндийской медицинской энциклопедии «Аюрведа» (IX век до н.э.), трудов Гиппократа, Галена, Авиценны, даже Парацельса и Канта».
Сразу об интеллигентности… Константин Зорин и вслед за ним Лада Одинцова подчеркивают одну важную подробность: медик обязан носить в себе такие качества личности, которые даже чисто внешне отличали бы его от иллюзиониста, мясника или знахаря. Далее автор останавливается на оскверненном новым временем слове «идеология». А ведь подзабытое это слово, утверждает Л.Одинцова, учит таким понятиям, как совесть, сострадательность, правда. В качестве примера вспоминается такая личность, как святитель и хирург Лука – В.Ф.Войно-Ясенецкий. Но мы забыли другой пример. Оказывается, еще 8 июня 1988 г. в «Медицинской газете» была опубликована статья С.ЁЛКИНОЙ «Кто он, доктор Живаго?» Автор писала: «Доктор Живаго измеряет ценность человеческой жизни и Личности с христианских позиций, с позиций Высшего Идеала. Доктор не борется ни с кем и ни с чем, он принимает Исторический процесс как явление объективное».
Да, читатели романа Пастернака, думается, поняли, что такое интеллигентность русского врача. Но вот беда, понадобилось 30 лет, чтобы цензура позволила нам читать эту глубокую, как бы еще и медицинскую книгу.
Мы рады, что публикация К.Зорина на страницах «МГ» вызвала такой отклик, но, к сожалению, не можем его опубликовать, потому что он в основном литературоведческий, рассказывает об истории создания романа «Доктор Живаго», о творчестве Михаила Булгакова, Войно-Ясенецкого.
В то же время москвичка Лада Одинцова называет несколько имен современных врачей, с которыми ей приходилось сталкиваться, с подлинными интеллигентами: О.Мельник из больницы скорой помощи № 6, Н.Говорухина из больницы № 67, Л.Беликова из Первой Градской.
После такой обширной и глубокой преамбулы как-то стеснительно опускаться на нашу грешную землю, в день сегодняшний. Дело в том, что практически все письма от читателей впрямую или косвенно касаются именно врачебной совести и сострадательности. Как назло, в этой читательской почте не оказалось – в противовес – ни одной благодарности. Бывает и так.
Многие письма затрагивают порою очень узкие стороны какой-то медицинской специальности. Авторы еще и оспаривают те или иные методы лечения, обвиняют лечащих врачей в некомпетентности. Достается и скорой помощи, которая довольно часто почему-то отказывается госпитализировать больного. Об этом коллективная жалоба из Республики Коми, от Раисы АХМЕТДИНОВОЙ из города Янаул Республики Башкортостан.
Евгений МАРТЫНОВ из города Салавата спрашивает, где применяется такой-то метод, где расположен Центр технологий омоложения и т.д. Сейчас везде есть Интернет (включая почтамт), обратитесь, пожалуйста, туда. Санитарка Н.ШАКМАКОВА из Чебоксар недовольна повышением своей зарплаты. Мы не можем на расстоянии заочно проводить персональный аудит, обращайтесь в местные юридические консультации.
И совершенно отрадное явление – врачи стали больше выпускать свои поэтические и прозаические книжки. С этой почтой прислали свои произведения врачи Яков КРАВЧЕНКО из Воронежа («Незабудка»), акушер-гинеколог Григорий КАЙГОРОДОВ из города Урай Ханты-Мансийского автономного округа – Югры («Мир животных»), известный ученый-гигиенист академик РАМН Николай ИЗМЕРОВ из Москвы («Стёпка». Повесть о японском хине). Мы поздравляем авторов с творческими победами, желаем новых успехов.
От философии к будням
А теперь перейдем непосредственно к нашей сегодняшней теме – духовной культуре врача, его интеллигентности, совестливости. Мы сохраняем философские статьи-размышления доцента, кандидата философских наук кафедры общественных наук Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова Владимира КУР-САКОВА и время от времени ссылаемся на них – настолько они богаты современными и историческими фактами. В частности, автор приводит учение В.Вернадского, которое объясняет случившееся на планете ноосферной катастрофой, связанной с процессами духовного и социального распада. Этим и объясняется снижение качества жизни людей. Добавим: и качество медиков в том числе, что особенно отражается на нездоровом в целом обществе. Но это высокие сферы философии, а у нас под рукой конкретный пример из нашей необустроенной жизни. Нам написал житель Петрозаводска Вадим СЛУЦКИЙ. У него тяжело заболела 81-летняя мать. Он обратился за помощью к врачам поликлиники № 2. Цитируем: «Те тянули с постановкой диагноза, но даже я, далекий от медицины человек, понял – это рак. Нужны обезболивающие препараты типа трамадола. Но прежде нужен все-таки диагноз. Я пригрозил врачам прокуратурой, после этого диагноз был поставлен. Но только представьте, мне начали словно мстить за угрозу. Обезболивание проводилось крайне халатно, без всякого корректирования уколов. Биопсию не брали. Врачи пытались сплавить маму в больницу скорой помощи, но там ужасные условия. Дали направление в железнодорожную больницу, но там честно сказали, что с таким диагнозом вряд ли они смогут помочь. Мама мужественно решила умирать дома. Ну а меня обвинили в отказе от медицинской помощи и даже в оставлении в опасности больной. Написали заявление в органы полиции. Мама видела полное равнодушие так называемых врачей. В минуты просветления говорила: «Они как роботы, пришли, потыкали фонендоскопом, смерили давление – ушли».
Далее автор пишет, «что обращался в разные инстанции, но никто не пытался хоть как-то помочь нам. Знакомая врач на пенсии мне сказала: «Неизлечимых больных пожилого возраста просто бросают». Но где здесь совесть и сострадательность врача? Да, его понять можно, но простить – никогда. Сейчас практически в каждом большом городе есть если не хосписы, то специализированные отделения для безнадежных. Другое дело, что не все хотят видеть там своих близких по причине условий нахождения в палате, качества лечения и питания.
Всюду деньги, деньги…
Любопытны рассуждения студента московского Первого Меда, пожелавшего остаться анонимом. «С первых строк я приветствую решение правительства (слышал по радио) о возвращении практики последипломного распределения. Я сам из провинции и прекрасно знаю, каких врачей там не хватает. Иногда не хватает самых «ходовых» специалистов. А теперь, если позволите, пойдет сплошной негатив. Мой старший товарищ, молодой хирург, чтобы поступить в аспирантуру, платит за каждый сданный экзамен. За обучение с него требуют 60 или 70 тыс. руб. Нет у него таких денег. Теперь вопрос: каков будет его духовный порог при такой обдираловке?»
Это письмо смыкается с рядом других, поднимающих проблему сборов-откатов-взяток за лечение. В частности, пишет супруга некоего Афанасия ГАВРИЛОВА из Смоленской области. «У моего мужа на правом крыле носа возник волдырь. Ничего не помогало. Обратился к хирургу местной ЦРБ. Тот сказал буквально следующее: я сделаю операцию, но это не мой профиль, потому заплатите 1600 руб. Заняли, заплатили… А что делается в поликлинике? К хирургу проходят без очереди те, кто дает за прием 200 руб. Без стыда и совести!»
Этот порядок, а точнее, беспорядок, стал делом обычным, будничным. И самое обидное в том, что вошло это «в кровь и плоть» настолько глубоко, что даже любое увеличение зарплаты врачу не умерит его аппетиты. Как в полиции: подняли гаишникам зарплату, а они по-прежнему бессовестно обирают автолюбителей.
Недавно вышедший Закон о клевете резко умерил и наш пыл. Раньше мы еще иногда называли имена нерадивых организаторов здравоохранения, потративших впустую средства на строительство каких-то нелепых объектов или на неудачный ремонт. Теперь можно нарваться на «клевету», иди потом доказывай, что ты не верблюд.
Что написали братья Карамазовы
Очень интересными воспоминаниями делится старейший врач Москвы Ефим СОЛОВЕЙЧИК. Многое в них напрямую касается нашей темы о духовной культуре медиков. «Начну с ординаторской. Все знают, что врачи там курят, что само по себе безобразие! Но дело даже не в этом – на подоконнике, как в бомжарне, стоит грязная консервная банка с горой окурков. Не у всех сияют свежестью белые халаты. Не все тщательно выбриты, не у всех отглажены воротнички, галстуков вообще может не быть. Нет слов. А однажды я послушал примечательный разговор в кабинете главного врача. Входит вчерашний студент. Говорит руководителю, что заглянул в книжный магазин. Главный врач его спрашивает, не поступили ли «Братья Карамазовы»? – «Нет, есть братья Стругацкие». Главврач ухмыльнулся, у него хватило такта при другом коллеге не объяснять молодому специалисту, что «Братья Карамазовы – это не писатели, как братья Стругацкие, а роман Достоевского. А мне тогда подумалось, что, кажется, Смоктуновский сказал: человечество делится на две категории – первая, это кто читал роман, и вторая – кто не читал».
А как сейчас обстоит дело с классикой в вузах? Тем более что книги уходят, остаются и будут неуклонно развиваться электронные версии?
Помогите парню-инвалиду
Весьма интересна судьба одного молодого инвалида, Валерия Тимофеева из села Покровка Соль-Илецкого района Оренбургской области, и связь с ним орловского врача Владимира Стародубцова. Кстати, он и его сын-школьник были отмечены несколько лет назад дипломами нашего литературного конкурса имени М.А.Булгакова. Так вот, тогда мы показали ему письмо инвалида. В нем молодой парень, 1971 года рождения, писал о себе: «В 1991 году, отслужив в армии, вернулся здоровым и крепким парнем. Спустя чуть больше года женился. Буквально через месяц после свадьбы возвращался с работы на мотоцикле, попал в страшную аварию. Это произошло 9 июля 1992 года. Короче, получил компрессионный осколь-чатый перелом позвоночника на уровне 2-3-го грудных позвонков, с повреждением спинного мозга. В итоге паралич нижних конечностей, расстройство тазовых органов и всё сопутствующее этому. Стал заживо гнить, исхудал, потерял мышечную массу. Меня выписали домой, как позже узнал, помирать. Это мне сказала одна доктор, которая увидела меня через 10 лет в другой больнице и очень удивилась, что я остался жив. Первые 2 года пролежал как бревно, даже не мог сидеть в инвалидном кресле, весь в пролежнях. На мне перепробовали все доступные методы лечения, включая знахарок и экстрасенсов. Мы научились побеждать пролежни. Стал делать физические упражнения. Стал увереннее себя чувствовать, окреп. Расстался с женой и дочерью, хотя остались друзьями. Стал думать о протезах… Меня морально поддерживали примеры В.Дикуля, Ю.Власова…»
Врач из Орла Владимир Стародубцов оказался истинным доктором, участливым человеком, сердечным. Он завязал переписку с Валерием Тимофеевым. Доктор пишет и нам о своем шефстве над сельским парнем-инвалидом: «Ему нужен компьютер с выходом в Интернет, и тогда можно многого добиться, иметь полную информацию (связаться с благотворительными фондами, найти спонсоров, собрать средства на поездку на консультацию), а также заработать».
Вся эта история впрямую относится к теме о качестве жизни людей в целом и отдельно – инвалидов, которых в России миллионы и миллионы. У нас, если не ошибаюсь, 250 домов-интернатов для престарелых и инвалидов. К великой горечи, мы о них узнаем из выпусков теленовостей, когда там подозрительно часто случаются пожары с жуткими жертвами или ведется следствие над проворовавшимися руководителями этих скорбных учреждений. В редакцию от жильцов интернатов поступают многочисленные жалобы – сугубо анонимные, потому что за «вынос сора из избы» можно подвергнуться репрессиям и даже пыткам. Самое большое негодование вызывает убогая и абсолютно равнодушная медицина, беспредел бывших бездомных уголовников, скученность в палатах, поборы санитарок и медсестер, скудная пища. Позвольте, зачем тогда такие дома-интернаты? Автору строк в свое время приходилось бывать в интернате для старых большевиков в Переделкино. Там жильцы практически не испытывали никаких неудобств, разве только одиночество. В Москве есть несколько хороших домов-интернатов для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, там каждый имеет свою комнату, досуг их скрашен разными культурными мероприятиями. Но таких по России единицы.
И еще небольшая выдержка из письма Валерия Тимофеева: «Заказал фиксационный аппарат. С большим трудом, силой одних рук, на костылях или в манеже, научился передвигаться вертикально. Но всё это ужасно неудобно. Во-первых, аппарат очень громоздкий; во-вторых, чтобы его надеть и встать, требуется посторонняя помощь, которая не всегда имеется; в-третьих, в нем можно передвигаться только на ровном месте. Через 2 года после операции я дал себе зарок – на своих ногах войти в церковь. Прошло 6 лет, прежде чем я смог это сделать».
Самое главное во всем – парень не брошен, не остался один, у него много друзей. И в первую очередь ему помог орловский врач Владимир Стародубцов, во вторую очередь – «Медицинская газета», в третью – должны помочь просто добрые люди. Мы надеемся на это. Остается назвать адрес Валерия Тимофеева: 461534 с. Покровка Соль-Илецкого района Оренбургской области, ул. Мира, д. 1/1. Тел. 8(35336) 3-17-75.
Владимир ХРИСТОФОРОВ, член редколлегии «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru