Вы здесь

Симптом открытости

Родословное древо семейства Кандинских имеет очень разветвленную крону. Ветви его пронизывают самые разные пласты культуры и этнографии, науки и коммерции... Среди побегов этого древа немало преждевременно увядших; много не развившихся по причине различных заболеваний, в том числе и психических. Среди ветвей (или листьев?) древа семейства Кандинских есть, например, Варвара Земляницына, психически больная с кататоноформной симптоматикой - часами с разведенными в стороны руками она «парила, словно чайка».

Психиатр

Психически нездоров был и один из самых известных представителей этого семейства Виктор Хрисанфович Кандинский - выдающийся русский психиатр, описавший синдром, получивший впоследствии его имя. Кандинский описывал этот синдром, анализируя собственные переживания и ощущения в период психотической вспышки: «Больной чувствовал себя тем более способным на роль главного руководителя переворота, что он находился в духовном общении с народом и мог непосредственно знать нужды и потребности разных классов общества... депутаты поочередно вступали своими умами в общение с умом Долинина (alter ego В.Х.Кандинского) и таким путем выражали свои политические требования... Надо отметить, что в это время, кроме дара, так сказать, всезнания и всеслышания (через таинственное общение с умами множества людей), у Долинина был и дар всевидения... больной внутренно видел все, что в те дни будто бы творилось в столице Китая... к чему излишние слова между единомышленниками, имеющими возможность общаться между собой духовно, без посредства языка...»

Вполне возможно, что в числе далеких предков семейства Кандинских были тунгусские или бурятские шаманы. По крайней мере, такая версия объясняет некоторые особенности наследственности этого рода. Очевидно, что на ранней стадии развития человеческого общества в шаманы или колдуны попадали люди, поведение которых не укладывалось в общепринятые стандарты, было непонятным или даже пугающим. И если человек слышал «голоса» и имел видения, то этот феномен воспринимался не как болезненный симптом, но как «подтверждение полномочий», как верификация посвященности субъекта, как дар свыше. Таким образом, в колдуны попадали люди с нестандартной (мягко говоря) психикой, и среди шаманов, видимо, было немало психически нездоровых людей.

Психиатр В.Х.Кандинский родился в 1849 г. в глухом восточно-сибирском селе Бянкино на реке Шилка. Туда нелегко попасть и сегодня. В 1867 г. он поступил в Московский университет на медицинский факультет, окончив который, стал ординатором Временной больницы в Москве. В 1881 г. Кандинский переехал в С.-Петербург, став ординатором психиатрической больницы Святого Николая Чудотворца. Многочисленные работы по психиатрии и философии постепенно сформировали его известность и авторитет психиатра.

Впервые психическое заболевание проявилось у В.Х.Кандинского в 1877 г., во время Русско-турецкой войны. Он был тогда судовым врачом на корабле «Великий князь Константин». После попытки самоубийства (Кандинский бросился в воду с борта судна), уже на берегу, в госпитале, врача стал преследовать псевдогаллюцинаторный образ гусара. Несмотря на психическую болезнь, являвшуюся очень серьезным препятствием для интеллектуальной деятельности, сам Кандинский писал об этом так: «...читать было трудно, потому что занятию постоянно мешали галлюцинации слуха, и зрительные образы становились между глазами и книгой...».
 
Виктор Хрисанфович интенсивно работал, издавая не только в России, но и в Германии работы по психиатрии и философии. В течение жизни он перенес еще несколько приступов болезни, один из которых был спровоцирован самим врачом, поставившим аутоэксперимент с приемом опиума или экстракта конопли. Кандинский сознательно вызывал у себя болезнь, рассчитывая на ее дальнейшее изучение «изнутри». Последний приступ болезни случился у врача в 1889 г. Едва оправившись от него, Кандинский «под влиянием позыва к самоубийству, - пишет книгоиздатель М.Сабашников, - ...взял из аптечного шкафа в больнице опиум и по возвращении домой принял безусловно смертельную дозу яда».

Болезни великих

Психиатр Кандинский был материалистом, однако мистические настроения его далеких предков (бурят и тунгусов) нет-нет да и прорывались в его текстах. В работе «Современный монизм» (1881) он писал: «Для монистов вселенная одушевлена до последнего атома». И к этой фразе можно подыскать аналогии как в буддизме бурят, так и в языческом анимизме тунгусов.

Среди психиатрических тем и психических феноменов, которые интересовали В.Х.Кандинского, было «угадывание мыслей», что в известной мере соотносится с феноменом «открытости мыслей» как одном из признаков синдрома Кандинского. При этом симптоме больной патологически уверен в том, что его мысли известны окружающим или, наоборот, их мысли известны ему самому. Материалист психиатр Кандинский распространял симптом «открытости мыслей» только на людей, причем безусловно полагал, что этот симптом является патологическим явлением. Но тема «угаданных мыслей» возникла в его дальнейших исследованиях не случайно... Феномен глобальных пророчеств, серьезных предсказаний и малозначащих угадываний описан многократно и существует так давно, что успел стать частью мифологии.

Дочь троянского царя Приама Кассандру боги Олимпа наградили даром предвидения. Но в этот божественный дар была добавлена ложка дегтя: никто не верил ни одному пророчеству Кассандры. Таким образом, все ее предсказания почитались за безумие.
Феномен Кассандры не уникален. Многие известные люди обладали и обладают этим даром. Кто, к примеру, до полета Гагарина в космос мог предположить, что

«В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом. ..»?-
только Лермонтов. Он же почти за сотню лет мог предвидеть, что
«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним
прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть
и кровь...»?

Каким образом Андрей Белый в 1919 г. мог знать, что опыты и эксперименты с ядерной энергией приведут к угрозе атомной войны:

«Мир - рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой...»?

Что подсказало Велимиру Хлебникову дату Октябрьской революции? Откуда Дж. Свифт мог знать о том, что сойдет с ума, ведь его фраза: «Я... начну умирать с головы» предсказывает именно это? Почему Н.Рубцов написал:

«Я умру в крещенские морозы...»,
предсказав время своей смерти? Чем можно объяснить феномен Вольфа Мессинга?

Таких примеров в истории множество. Иногда, впрочем, предсказания имеют характер невербальных ощущений или предчувствий, не выразившихся в форме прямого пророчества или красноречивого символа, но оставшихся на уровне эмоциональных ощущений; словно человек уловил веяние времени, ощутил неясное томление в связи с предстоящим событием.

В буддизме тех, кому ведомы высшие смыслы и тайны (это свойство носит название «праджняпарамиты»), и тех, кто сознательно не достиг нирваны, так как помогает живущим на земле людям, называют бодхисатвами. Постижение же нирваны превращает бодхисатву в Будду.

Художник

Василий Васильевич Кандинский, кузен В.Х.Кандинского, известный художник, считающийся основоположником абстрактной живописи, начинал свой профессиональный путь как юрист. В 1892 г. он окончил юридический факультет Московского университета, а в 1893 г. стал доцентом этого учебного заведения. Перед ним открывалась вполне определенная научная карьера. Однако в 1896 г. Кандинский отказался от предложенной ему кафедры в Дерптском университете и связал свою судьбу с живописью. Прежде искусство занимало его лишь в свободное время, поглощая, впрочем, всецело.

Первые его шаги в живописи были достаточно характерными для того времени. Среди интересовавших Кандинского художников были И.Левитан, И.Репин, В.Поленов, В.Борисов-Мусатов, И.Билибин - мастера, писавшие в достаточно традиционной манере. Однако довольно скоро он отошел от прежних ориентиров и отправился на поиски новых форм и изобразительных средств. В истории живописи немного найдется мастеров, получивших широкое признание фактически всего за десять лет серьезных занятий искусством. Полотна и акварели Кандинского охотно раскупались, его работы выставлялись почти по всей Европе.

Концептуальный кризис, случившийся в естествознании и совпавший с этим периодом творчества художника, оказал на него большое влияние. Сам Кандинский говорил о том, что разложение атома стало для него подобным внезапному разрушению мира. И здесь снова заставляют вспомнить о себе общие для Кандинских восточно-сибирские предки - «одушевленная до последнего атома вселенная» внезапно рухнула для художника. Разложение микромира на составные части словно продемонстрировало зыбкость макромира, вдруг ставшего неуютным и хрупким.
В 1908 г. Кандинский купил дом в Мурнау, близ Мюнхена. Этот период времени характеризуется для художника манерой, которая все в большей степени отнимала у объектов их реальные очертания, хотя люди, пейзажи и предметы еще были вполне различимы на его полотнах.

Ив 1910 г. он пишет «Первую абстрактную акварель». В дальнейшем абстрактная живопись сначала частично, а затем и абсолютно становится тем направлением, с которого Кандинский уже не сойдет. Хаос абстрактных пятен сменил гармонию образов. Пусть живопись мастера и до периода абстракции нельзя назвать вполне реалистической, но на его полотнах все же внятно были видны человек, пейзажи интерьер. В 1910 г. колористическое безумие выплеснулось на холсты, вызвав недоумение или восхищение зрителей и теоретиков живописи. Быть может, тогда Кандинский стал бодхисатвой?

Цвет стал в творчестве Кандинского(литератора и живописца) главным действующим лицом, способным передать настроение, эмоции и мысли автора. Предметы стали ненужными. В живописи мастера они бы выглядели тавтологией, плеоназмом.

Если попытаться вникнуть в цветовую систему Кандинского, то можно увидеть, что предчувствия революции и мировой войны, а далее - войны гражданской звучат в его картинах довольно отчетливо («С красным пятном», 191 1; «Композиция VII», 1913). Смутная неопределенная тревога во внешне благополучном, чуть ли не благостном мире прозвучала будоражащим диссонансом. В 1913 г. художник пишет картину «Страшный суд и Всемирный потоп», где уже не только цветовая гамма, но и само название пророчат грядущие катаклизмы. Бодхисатва подсказывал людям: пришла пора остановиться.

И это предвидение мировой войны у Кандинского не единственное предсказание. В 1933 г. он пишет картину «Развитие в коричневом», словно имея в виду наступающий на Европу фашизм. В 1920-е годы в его полотнах можно увидеть фигуры, напоминающие ЛЭП («Композиция VIII» или «Сюита № 424»), корпуса установок для запуска космических аппаратов («Налево») и несколько позднее - подобия искусственных спутников Земли («Последняя акварель», 1944). Кандинский словно читал какие-то тексты на незнакомом языке и, не поняв их содержания в целом, уловил общую тональность наступающей эпохи...

Можно ли говорить о психическом заболевании у В.В.Кандинского? Конечно, ряд персональных особенностей художника нет-нет да и наводит на подобные соображения. Пунктуальность и аккуратность, столь несвойственные живописцам (день, рассчитанный по минутам и неизменный галстук даже при работе в ателье с масляными красками), многосторонняя одаренность (живопись, литература, организаторский талант, кинематограф, театральная сценография, эскизы мебели и ювелирных украшений), пресловутая резкая смена жизненного направления (из юристов - в живописцы), непреходящий интерес к мистической литературе (Елена Блаватская, Рудольф Штайнер и пр.) выглядят не более чем, может быть, немного странно или экстравагантно. А с учетом тогдашних модных философских течений некоторые «странности» таковыми считать не приходится вовсе.

Странный ход мыслей В.В.Кандинского, его парадоксальное мышление, проявившееся не только в живописи, но и в литературе, а главное, само творчество художника, столь ярко демонстрирующее такой известный психиатрический феномен, как «инакомыслие» (нестандартное мышление, развивающееся парадоксальным образом), как кажется, говорят о том, что психическое заболевание, быть может, и не коснулось своим крылом Кандинского-художника в отличие от Кандинского-психиатра. Но колебания воздуха, вызванные этим крылом, пробудили тот оригинальный дар, без которого Кандинский-художник, возможно, остался бы в ряду эпигонов Поленова и Левитана или стал еще одним в длинном ряду экспрессионистов, но отнюдь не первым в истории живописи абстракционистом.

Предвидение событий будущего В.В.Кандинским, как и многими другими людьми, прошедшими по грани между психическим заболеванием и психическим здоровьем, порой изумляет. Этот феномен совершенно необъясним с точки зрения материализма, и Кандинский-психиатр так и не смог предложить убедительной версии «угадывания мыслей» в своей работе. Однако, как кажется, все становится достаточно понятным, если, отказавшись от материализма, обратиться к другой системе доказательств.

Кандинский-психиатр считал, что «...цепь умозаключений, имея точкой исхода конкретные факты опыта, должна, не прерываясь восходить до высших обобщений нашей мысли» (1890). То есть, используя аппарат левого, аналитического полушария головного мозга, ученый шел, поднимаясь по лестнице истины, не только не пропуская ни одной ступени, но и подолгу задерживаясь на каждой из них. В результате этого он, безусловно, поднявшись над современным ему уровнем психиатрической науки, все же не достиг цели. Между тем, сейчас известно, что хроническая перегрузка именно левого полушария является одним из многочисленных шизофреногенных факторов.

Кандинский-художник сразу оказался на нужной высоте, презрев каждую ступеньку в отдельности. Отказавшись от «контроля разума» по А.Бретону, то есть отключив аналитическую функцию левого полушария, он правым полушарием - органом синтеза и интуиции воспринял все то, о чем рассказали позднее его картины. И здесь снова возникает параллель между характером творчества В.В.Кандинского и традициями его предков: «совершенно-мудрый... осуществляя учение, не прибегает к словам», сказано в даосской Книге перемен.

Предвидения и пророчества, известные в истории человечества, неопровержимо доказывают существование Бога. Только при этом условии иногда становится возможным «прочитать» то, что было предопределено и записано на каком-то носителе информации. Ведь если кто-то может что-то прочитать в грядущем, необходимо, чтобы Кто-то все это предварительно написал... Проблема только в том, что доступ к этой информации возможен не для всех, но лишь для избранных. Что же является критерием этой избранности? Что, говоря стихами Б.Ахмадулиной, возводит «меж теменем и меж звездою прозрачный перпендикуляр»?

Может быть, тот самый симптом «открытости мысли», описанный психиатром В.Х.Кандинским позволил его кузену, художнику В.В.Кандинскому, предвидеть будущее? Только симптом этот распространялся не на людей, как полагал Кандинский-психиатр, а на самого Творца. И именно Его мысль стала понятной Кандинскому-художнику, Кандинскому-бодхисатве.

И не предсказывает ли, в таком случае, грядущую встречу с инопланетянами картина Кандинского «Голубое небо»? На фоне безоблачно-голубого неба изображены странные фантастические существа, не имеющие ничего общего с земными организмами и, несмотря на это, явно живые. Они парят в небесах и ждут, когда же мы наконец их увидим.

Игорь ЯКУШЕВ,
психиатр,
кандидат медицинских наук.
Архангельск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru