В этот день в холле Государственного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского было довольно оживлённо. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ Фёдор Кондратьев – старейший и многоуважаемый учёный отмечал свой 80-летний юбилей. Более 50 лет он проводит экспертизу людей, обвиняемых в совершении тяжких преступлений. От его – судебного психиатра – решения нередко зависит судьба человека. Широкой публике он наверняка неизвестен. Но можно напомнить насильника Чикатило, «дело полковника Буданова», убийство трёх иноков в Оптиной Пустыне, развенчание некоторых религиозных сект – «это всё о нём», поскольку учёный, врач-психиатр имел к ним прямое отношение: проводил экспертизу. В эти дни его ученики, коллеги чествуют человека непростой профессии, честно служившего всю свою долгую жизнь любимому делу.
Есть о чём вспомнить...
Мы сидим в уютном малом зале Центра социальной и судебной психиатрии, где до сих пор сохраняется теплота атмосферы, которую всегда умела создать здесь ещё совсем недавно во всех торжественных и официальных церемониях директор учреждения академик РАМН Татьяна Борисовна Дмитриева. Сегодня за гостеприимным столом слушаем воспоминания Фёдора Викторовича.
– Я вырос в семье медиков, – рассказывает он. – Отец был терапевтом, мама – эпидемиологом. Моё послевоенное детство и юность прошли в окружении книг, живописи, музыки и, конечно, бесед взрослых о добре и зле. Перед окончанием школы я хорошо пел. На меня обратил внимание однажды даже сам И.Козловский. Но я чувствовал, что это не моё призвание. Решил стать психиатром, поступил в 1-й Московский медицинский институт им. И.М.Сеченова. Начав психиатрическую деятельность в психиатрической больнице им. П.П.Кащенко, ныне им. Н.А.Алексеева, я понял, что оказался на том месте, куда направляла меня судьба. Да, я люблю свою работу, и если бы начать жизнь сначала, опять бы пошёл только в судебную психиатрию.
Когда он пришёл работать в Институт им. В.П.Сербского, в нём ещё сохранялся «гулаговский» дух по отношению к подэкспертным. С ними обращались, как с закоренелыми бандитами. Исправлять положение можно было только медленно, ненавязчиво и, первым делом, личным примером. И теперь профессор испытывает «самоудовлетворённость», когда слышит, как подэкспертного подростка, несмотря ни на что, называют на «вы» и по отчеству.
Занимаясь всю жизнь любимым делом, профессор Кондратьев утверждает, что переоценить гуманитарно-социальную функцию судебной психиатрии невозможно, поскольку именно она, пролечивая пациента, освобождает страдающего человека от его недуга, судебной ответственности, а кроме того, и охраняет общество от преступников – симулянтов, которые пытаются прикинуться психическими больными и уйти от уголовного наказания. Когда последнее слово за судом, от выводов судебных психиатров зависит жизнь человека.
Так, вспоминает он случай. Одного геолога, убившего своего напарника, суд признавал виновным, отвечающим за свои действия. Но Фёдор Викторович после долгих исследований доказал, что тот болен шизофренией и в момент совершения преступления его эмоции, логика были нарушены. Геолога затем долго лечили. Он, спустя годы, даже стал писателем, выпустил несколько интересных книг.
Учёный нередко вспоминает «дело полковника Буданова»:
– Я проводил с ним многочасовые беседы, и до сих пор абсолютно убеждён, что в момент преступления он находился в состоянии временного психического расстройства. Три раза полковнику назначалась судебная экспертиза, что, конечно, было нонсенсом, но я уверен, что мы сделали правильное заключение. Трудное было дело. В моей практике это был первый и единственный случай несогласия с нашими экспертизами. А они всегда серьёзные, у нас нередко бывает, когда в них участвуют до 20 профессоров, мы тщательно проводим свои исследования, зная, что за этим решением судьба человека.
Фёдор Викторович вспоминает, как кто-то из его пациентов навсегда остался в психиатрической больнице, интернате, а кто-то стал крупным бизнесменом, шахматистом. Со многими из них он продолжает долгие годы поддерживать отношения, даже дружить, бывать у них дома, в семье. Это не раз даёт возможность убедиться в правильности своего экспертного решения.
Помочь сделать единственно верный выбор
В тот день в центре прошла научная конференция в честь юбиляра. Вот что сказала о нём в своей речи заведующая кафедрой Российского национального исследовательского медицинского университета им Н.И.Пирогова, член этического комитета Минздрава России, профессор И.Силуянова: «Важный аспект деятельности Ф.Кондратьева – это постановка и изучение проблемы взаимодействия науки и религии. В советский период преобладало понимание, что религиозное состояние человека – психопатология. А он утверждал и утверждает, что это нормальное, естественное природное чувство. В своих работах учёный подчёркивал мысль, что в современном медицинском образовании отсутствует такая дисциплина, как богословие, что обедняет врача. Отличительная черта Фёдора Викторовича – он открыто, публично отстаивает свои позиции, выступает в правительственных организациях, Госдуме РФ, городской Думе, на телевидении. Значение его работ для общества огромно».
В этот день юбиляр представил доклад «Свобода воли. Её взаимоотношения с психопатологией и религиозностью». Проблема эта – одна из самых сложных, и не случайно вокруг неё ведутся ожесточённые споры. Размышляя на эту тему, приводя интересные факты из практики, учёный постарался донести до психиатров мысль о том, что это – то единственное, в чём состоит принципиальное отличие человека от любого другого существа. Только человек имеет возможность совершать поступки, которые противоречат требованиям его биологии, в том числе фундаментальным врождённым инстинктам размножения и самосохранения, и в своём поведении руководствоваться свободным выбором духовно-нравственных ориентиров в сторону добра или зла.
Вообще он считает, что свобода воли является интереснейшим предметом дискуссии для науки о человеке и принципиальнейшим для судебной психиатрии в случае развития у человека психопатологии, в частности, при определении состояния «вменяем – невменяем». Свобода воли существует, но она не может быть понята вне религиозного контекста, поскольку это не психологическое, а духовное свойство. Откуда и как возникает свобода воли, в чём она может проявляться? И он приходит к выводу, что помимо нравственности значение имеет выбор между «хочу» и «должен». Важно подчеркнуть, что сложившийся в ходе свободного выбора алгоритм – «главное не я, а Любовь, главное дать, а не взять, прощать, а не мстить» – сохраняется у человека и при глубоком слабоумии, при бредовых состояниях и галлюцинациях. Любой из нас, утверждает учёный Ф.Кондратьев, с возрастом, как правило, приходит к Богу. Добровольный выбор поведения «не сотвори зла» предопределяет все события нашей жизни, ибо в основе его тысячелетний опыт духовного благоустройства человека.
Быть его учеником – большая радость
В этом признался в своём выступлении на конференции профессор Международного института госслужбы и управления РАНХ и госслужбы при Президенте РФ доктор юридических наук Н.Понкин: «Ф.Кондратьев – профессионал, великий учёный, внёсший большой вклад в защиту нашей духовности. Он – настоящий мужчина. Настоящий мужчина – это тот, кто будет заботиться не о себе, а о своей семье, детях, более высокого порядка человек – о своём народе, и только действительно настоящий мужчина не может быть равнодушным к судьбе своей страны. Это о нашем коллеге Ф.В.Кондратьеве».
Такие лестные слова – это не просто заключение специалиста, это справедливая, точная оценка всей жизни и творчества учёного. Для этого надо вспомнить не только недавние годы, но и сегодняшние непростые дни. И связаны они с вопросами, которым профессор посвятил годы своей жизни.
Несколько лет назад в стране сложилась трудная ситуация в связи с появлением немалого количества тоталитарных сект. В США, рассказал на конференции один из выступавших, в своё время был создан центр в составе 1500 сотрудников для единственной цели – создания разнообразных деструктивных религиозных организаций в различных странах, в том числе и в нашей. Гигантские ресурсы были брошены на это. Надо отдать должное смелости учёного-психиатра Фёдора Кондратьева, включившегося в работу по предупреждению этого явления. Он считает, что многие люди в нынешней обстановке не могут правильно самостоятельно определить, где живой источник духовности, а где суррогаты. Истина не всегда бывает слышна за шумной саморекламой новоявленных сект. Изучая с коллегами ситуацию с сектами в России, профессор многое сделал, чтобы развенчать их суть, доказать, что это угроза человеку и человечеству, поскольку они – подобие «волков в овечьей шкуре». Сколько бы в проповедях их представителей, рекламных буклетах не упоминалось имя Бога, это, считает учёный, ложь, прикрытие высшей духовностью земных интересов тех персон, руководства сектами, интересы которых – власть, подчинение своим желаниям не окрепших людей, деньги и слава. Он стремится вооружить тех, кто борется с ними, тех, кто общается с ними, ломая свои жизни, истинными научными данными, которые помогут человеку избрать верный духовный путь в жизни. А истину здесь доказать непросто, надо доказать, здоров ли человек, болен ли, когда принимает для себя важное решение.
Все помнят нашумевшее дело – убийство иноков в нашей знаменитой Оптиной Пустыни. Когда нашли преступника, многие утверждали, что это убийство ритуальное, совершённое сатанистами. После долгих исследований сомневался в этом утверждении, по существу, только Ф.Кондратьев.
– Почему я диагностировал у убийцы шизофрению? Человеческая психика – хрупкая субстанция, невозможно найти ни абсолютно здорового, ни абсолютно больного человека, – говорит учёный. – После возвращения из Афганистана этот человек стал слышать голоса. Лечился, вроде бы восстановился. Но он связался с людьми из секты, и вернулись галлюцинации, приказывающие «вредить Богу». Не разобравшись, даже некоторые священники до сих пор уверены, что это было злонамеренное убийство. Но мы сумели доказать суду, что перед нами больной человек, и он был отправлен на лечение. У него прошли галлюцинации, состояние психики улучшилось, он сутками, стоя на коленях, как говорили доктора, молил Бога простить его и помиловать.
Пройдя долгий и нелёгкий путь судебного психиатра, Фёдор Кондратьев считает, что не окончательно добился успеха в преодолении бытовых предрассудков о якобы неизменных «зверствах» душевнобольных, хотя подвижки, судя по специальным опросам, есть. Ссылаясь на официальную статистику, он всегда утверждает, что количество общественно опасных деяний, совершаемых психически больными, на многие порядки меньше, чем число преступлений у так называемых психически здоровых, а рецидивы – вообще крайняя редкость. Просто опасные деяния психически больных «на слуху» у СМИ.
Довольно оригинальный учёный, он любит слова одного великого психиатра, что благодаря больным шизофренией наша жизнь не такая серая и однообразная. Но более всего он гордится, что реабилитировал честь отечественной психиатрии, выступив в ряде статей против приписываемой ей «карательной» роли.
...Сегодня ему 80 лет, и он утверждает, что с благодарностью смотрит на своё прошлое и чувствует себя счастливым.
Валентина ЗАЙЦЕВА, корр. «МГ».