Вы здесь

Их было шестеро

Этот материал проиллюстрирован обычным любительским фото. На нем для истории мировой космонавтики запечатлены пять молодых парней. Шестой фотографировал. Одеты ребята по простой удобной моде конца 50-х годов прошлого века. Видно, что к фотографированию готовились. Все при галстучках, в белых рубашечках, причесаны. Только гражданский вид «подводит» кант военной формы на брюках среднего из них. Похоже, что и на остальных с гражданскими пиджачками надеты темно-синие брюки военных летчиков.

Вступая в новую эпоху

Этот снимок более 50 лет бережно хранится в фотоархиве Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины Минобороны России. Но чтобы раскрыть историю этой фотографии, еще раз заглянем в потрясающие воображение события середины XX века, когда эти улыбающиеся парни еще учились в средней школе, но уже горячо мечтали приобрести самую популярную у послевоенных мальчишек профессию - летчика.

Межконтинентальную многоступенчатую ракету гитлеровским фашистам сконструировать так и не удалось, но немецкими инженерами-конструкторами под руководством штурмбанфю-рера СС Вернера фон Брауна еще в 1943 г. было решено на основе тяжелой ракеты «А-4В» с дальностью полета почти 600 км создать баллистическую суперракету «А-9/А-10», названную немецкими фашистами «Amerika-rakete». Ее планировалось использовать для ударов по Северной Америке с перспективой установки на ее борту разрабатывавшегося ядерного боезаряда (атомной бомбы).

Кроме ударов по Соединенным Штатам Америки, этими ракетами планировалось нанесение сокрушающих ударов по глубоким стратегическим тылам СССР - промышленным городам Магнитогорску, Челябинску, Куйбышеву.

В апреле 1945 г. воинские части одной из танковых дивизий США без сопротивления и единого выстрела вошли в основной ракетостроительный центр Германии Нордхаузен и с подземных заводов концентрационного лагеря «Дора» тайком загрузили и вывезли 341 товарный вагон готовой продукции и оборудования мощнейшего немецкого ракетного производства. Вскоре за океан перекочевал и сам захваченный американцами Вернер фон Браун.

Уже тогда в США начали лихорадочно разрабатывать и реально осуществлять свою ракетную программу, сулившую колоссальное превосходство над любым противником.

Прошел отбор летчиков...

4 октября 1957 г. советские ученые и ракетчики с засекреченного тогда космодрома Байконур запустили на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник. Так как русское слово «спутник» трудно приживалось за рубежом, то за океаном его вначале назвали «красной Луной».

Американцы заволновались и в этом же году исключительно среди опытнейших летчиков-испытателей не старше 40 лет начали подыскивать кандидатов для осуществления полета в космос в запроектированном одноместном космическом корабле «Меркурий» массой 1360 кг, который подняла бы мощная ракета-носитель «Атлас-Д», проектировавшаяся захваченными немецкими инженерами под руководством Вернера фон Брауна.

К апрелю 1959 г. из 508 американских летчиков-кандидатов со степенями бакалавра наук и налетом не менее 1500 часов было отобрано 7 человек, которых стали готовить к новой сложнейшей специальности «астронавт», хотя ни ракета-носитель, ни космический корабль еще не были готовы.

Перед немногочисленной группой ученых Научно-исследовательского института авиационной медицины Вооруженных сил СССР были поставлены задачи по физиолого-гигиеническому обоснованию возможности полета живых организмов в особых условиях. Оперативно и досконально подготовили и успешно провели разносторонние эксперименты на живых организмах - 48 собаках и других биологических объектах.

После полетов первых искусственных спутников Земли с исследовательской аппаратурой (первый полет состоялся 4 октября 1957 г.) на орбиту вокруг Земли один за другим взлетали прототипы созданного космического корабля «Восток» с животными на борту и манекенами человека в кресле вместо летчика-космонавта. Вскоре наступил период конкретной работы по подготовке человека, наиболее важными элементами которой стали вопросы отбора будущих летчиков - первых покорителей космоса.

По воинским частям разъехались специалисты авиационной медицины. К первичному обследованию были приглашены 3 тыс. пилотов реактивных самолетов. Врачи обращали внимание на невысоких, худеньких летчиков-истребителей с «абсолютным здоровьем», а остальных под благовидными предлогами «браковали».

Разработанным требованиям медицинского и мандатного отбора соответствовали около 2 тыс. человек. Из них партиями по 20 человек 250 пригласили в Москву для углубленного клинико-физиологического обследования в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале. Среди отобранных оказался 25-летний старший лейтенант Юрий Гагарин, имевший налет на реактивном истребителе МиГ-15 около 230 часов.

Строгие требования медиков по меркам сегодняшнего дня при отборе первой группы кандидатов на космический полет в 1960 г. были завышены. Из просеянных через узкое медицинское «сито», называвшееся «Комиссия по теме № 6», осталось 29 человек, а потом и вовсе 20, которые начали специальную подготовку, еще конкретно не представляя, какая «служба» им предстоит.

По своей программе

В начале марта первым, откомандированным из своей воинской части, на учебу в Москву приехал Павел Попович, за ним Валерий Быковский, потом Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов, Ан-дриян Николаев и Герман Титов. Занятия в специально созданном Центре подготовки космонавтов начались в 9 часов утра 14 марта. Никому еще тогда в голову не могла прийти мысль, что всего через год человек сможет оторваться от земного притяжения и полететь в космос.

Вскоре вся группа собралась в Москве, где начали готовиться по тщательно разработанной полной программе. Наряду с нелюбимыми парашютными прыжками приходилось проходить перегрузочные испытания на бешено вращавшейся центрифуге, потеть до седьмого пота и более в термокамере и молчать в одиночестве сурдобарокамеры, освоить которую первым взялся Валера Быковский. Объединялись в игровые спортивные команды по принципу старых знакомств в однородных воинских частях. Как бывшие летчики морской авиации подружились Юра Гагарин и Гриша Нелюбов.

Вскоре познакомиться с ними приехал профессор Сергеев (так тогда называли главного конструктора космической техники С.П.Королёва).

А между тем приходили тревожные сообщения, что американцы форсируют свою программу подготовки полета человека в космос. И наши специалисты выделили самых безукоризненных кандидатов по состоянию здоровья, успехам в учебе и психологической устойчивости, чтобы провести с ними ускоренную подготовку к полетам. В первую шестерку вошли офицеры В.С.Варламов, Ю.А.Гагарин, А.Я.Карташов, А.Г.Николаев, П.Р.Попович и Г.С.Титов. Вскоре врачи после испытаний с 8-кратной перегрузкой на центрифуге отчислили Анатолия Карташова. Потом во время купания повредил шейный позвонок Валентин Варламов, и на его полет медики наложили строгое вето. К оставшейся четверке подключили весельчака и заводилу Г.Г.Нелюбова и худенького, изящного, 63-килограммового В.Ф.Быковского, единственного, кто мог переносить 9-кратную перегрузку на центрифуге почти полминуты.

Кто же станет первым?

Отобранную группу из 6 кандидатов С.П.Королёв пригласил в цех секретного «почтового ящика» - завода, где строили спускаемые аппараты космических кораблей-спутников первой серии «Восток». На вопрос главного конструктора: «Кто хочет посидеть в корабле?» первым ответил Юрий Гагарин, хотя еще осенью 1960 г. он не был бесспорным лидером и кандидатом № 1, но Сергей Павлович именно о нем произнес многозначительную фразу: «Мне нравится этот мальчишка.»

Очень хотел стать первым Герка Титов. Не меньше - Гриша Нелюбов. Он слыл армейским гусаром, шутником и мастером рассказывания анекдотов. Обладал удивительным даром свободного общения, не комплексовал с незнакомыми людьми, любил веселые застолья, был душой любой компании. Но первым не стал. Перед первым космическим полетом был вторым дублером, ехал к старту ракеты-носителя в одном автобусе с Ю.А.Гагариным и Г.С.Титовым, только не облаченным в космический скафандр. Весельчак с натурой артиста Паша Попович во время первого полета поддерживал вместе с С.П.Королёвым и Н.П.Каманиным радиосвязь со своим другом старшим лейтенантом Юрой Гагариным, не послужившим в звании капитана, но приземлившимся сразу майором.

Уже после суточного полета Германа Титова в августе 1961 г. Г.Нелюбов надерзил в стычке с военным патрулем, и хорошо подготовленного кандидата на очередной полет к звездам отчислили из первого отряда космонавтов и направили служить на Дальний Восток. Зимой 1966 г., будучи в нетрезвом состоянии, он попал под поезд на железнодорожном мосту станции Ипполитовка.

А до этого грустного финала Гриша Нелюбов сфотографировался со своими друзьями из числа первых шестерых кандидатов на первый полет в космос (на фото справа налево - Ю.Гагарин, Г.Нелюбов, Г.Титов, В.Быковский, А.Николаев, фотографировал П.Попович).

Трое из этих замечательных молодых людей, когда-то смелых советских военных летчиков, покинули нас навсегда до обидного преждевременно и трагически. Трое из одного автобуса, что вез их к старту исторической ракеты Р-7 на бывшем советском космодроме Байконур 50 лет назад. Вначале Нелюбов, потом Гагарин, потом Титов. Потом ушел четвертый - Николаев. Потом пятый - фотолюбитель Попович.

Ныне здравствующий В.Быковский не забывает тех памятных дней их героической молодости, ежегодно приезжает к «вечному огню», символически пламенеющему в лесу из воронки на месте трагичной и загадочной гибели первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина.

Пусть же останутся эти смелые люди в памяти соотечественников такими же веселыми и молодыми, как на этой редкой фотографии.

Марат ВЕЛИЧКО,
заслуженный врач РФ.
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru