14 ноября 2024
За два года от начала реализации Национального проекта «Здоровье» число обращений в новосибирскую службу скорой помощи не сократилось, как этого ожидали, а напротив, заметно увеличилось. В структуре обращений большая часть - 77% - приходится на вызовы по поводу заболеваний. Цифры говорят сами за себя.
Такую информацию озвучил на очередном совещании по итогам реализации национальных проектов главный федеральный инспектор по Новосибирской области Вадим Головко. В чем же причина данного явления, противоречащего всем планам реформирования медицинской отрасли? За ответом корреспондент «МГ» обратилась к главному врачу новосибирской муниципальной службы скорой медицинской помощи Ирине БОЛЬШАКОВОЙ.
Причины и следствия
По словам руководителя службы, на самом деле количество обращений в «скорую» увеличилось не за 2 последних года: рост вызовов, поступающих на «03», наблюдается уже на протяжении 7 лет. Это совпало по времени с изменениями, происшедшими в системе стационарной помощи, а именно с сокращением коечного фонда стационаров и введением понятия «обоснованность госпитализации». Предполагать, что два этих явления имеют причинно-следственную связь, заставляет то, что во все предшествующие годы в Новосибирске шло сокращение количества обращений населения за скорой помощью.
- С началом структурных преобразований в муниципальном здравоохранении Новосибирска рост вызовов «скорой» ежегодно составляет 20-30 тыс. Еще 5 лет назад, когда отмечали 75-летие службы, мы с гордостью говорили, что выполняем почти полмиллиона выездов к жителям нашего города ежегодно. Тогда нам казалось, что это предел. Но в 2007 г. число обращений на телефон «03» достигло 700 тыс., - говорит Ирина Большакова.
Много ли это, учитывая, что Новосибирск - третий город в России по численности жителей? Оказывается, что это не просто много, а значительно больше, чем в любом другом российском городе с миллионным населением. За 2007 г. обращаемость в «скорую» составила 483 на 1000 человек, то есть практически каждый второй житель Новосибирска и пригородных районов воспользовался услугами службы. Между тем в соседних городах -Омске, Томске - данный показатель составляет 360-380, в городе-миллионере Челябинске - 310, а в среднем по стране - 340. Целевая цифра обращаемости, установленная в рамках реализации нацпроекта, -318.
Сказать, что бригады выезжают в основном к людям старшей возрастной группы, потому что в столице Сибири особая возрастная структура населения, чем в других мегаполисах, тоже нельзя. Повсюду население одинаково стареет, и доля лиц пенсионного возраста везде становится больше. Значит, причины рассматриваемого явления следует искать в чем-то другом.
У главного врача МССМП есть своя версия происходящего, и собственный взгляд на эту проблему она высказывает не только руководителям здравоохранения города, но также главам города и области: - Служба скорой помощи является зеркалом всей системы здравоохранения, и оценка ее работы может и должна стать индикатором для определения наиболее слабых мест в организации медицинской помощи населению. Практика показывает, что при любой недоработке стационара или поликлиники люди в подавляющем большинстве случаев обращаются туда, где не получат отказа и где им будет оказана бесплатная медицинская помощь, то есть в «скорую». Анализ обращений в центральную диспетчерскую «03» убедительно показывает, что пациенты и их родственники отдают предпочтение «скорой» даже в дневное время, то есть в часы работы поликлиник. Об этом косвенно свидетельствует то, что максимальное количество вызовов приходится на 11 часов утра и 18 часов вечера.
Пациента приучили к хорошему?
Откуда же возникли эти предпочтения? По мнению Ирины Большаковой, корни явления следует искать в тех проблемах, которые переживало здравоохранение 10 лет назад: острый дефицит врачей, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене, введение платных услуг при сокращении бесплатных, существенное удорожание медикаментов и пр. Все эти факторы способствовали тому, что люди стали меньше посещать поликлиники, но, испытывая потребность в медицинской помощи, начали активно обращаться в «скорую».
- Очень похоже, что привычка пользоваться доступными услугами скорой помощи с тех пор успела закрепиться в сознании большинства хронически больных и их родственников. Такое поведение объяснимо и вряд ли заслуживает упреков, - считает И.Большакова. - Понятно, что значительно проще, набрав номер телефона «03», получить экстренную помощь, не выходя из дома, не тратя время и нервы на посещение поликлиники, где неизбежно придется столкнуться с несколькими проблемами: попасть на прием к врачу, получить направления на анализы и обследование, сдать назначенные анализы и пройти обследование и только потом можно рассчитывать на помощь, да и то не всегда бесплатную!
В то же время вызов бригады скорой помощи помогает решить почти все обозначенные проблемы за 2-3 часа, включая случаи необходимости в госпитализации. Более того, диспетчер не вправе отказать человеку в помощи, поскольку на расстоянии не может определить степень тяжести состояния больного. А сам пациент может вызывать «скорую» по два-три раза в сутки, и далеко не всегда эти вызовы можно признать обоснованными, говорят врачи новосибирской МССМП.
Выходит, в определенном смысле медики сами «приучили» больных, особенно хронических, пользоваться скорой помощью как выездной поликлиникой? Возникает вопрос, как исправить существующее положение, если нет законной возможности ни отказать в обслуживании поступившего вызова, ни взыскать с пациента, вызвавшего бригаду скорой помощи необоснованно? Без решения этой проблемы скорая помощь престанет быть скорой, «захлебнется в море вызовов», большая часть которых могла бы обслуживаться врачами поликлинического звена. Не стоит упускать из вида и экономическую нецелесообразность использования выездных бригад скорой помощи в ситуациях, не требующих оказания экстренной помощи.
Решения или полумеры?
Тем не менее на уровне муниципалитета пока говорят только о том, как повысить скорость доезда машин «03» к месту вызова.
- Нужно отметить, что администрация города знает и разделяет нашу озабоченность высокой нагрузкой на врача скорой помощи, невозможностью улучшить оперативные показатели работы бригад, в первую очередь время доезда к месту вызова из-за транспортных пробок, - продолжает Ирина Большакова. - Как вариант решения этой проблемы обсуждается возможность создания в отдаленных, но густонаселнных микрорайонах города филиалов районных подстанций скорой помощи. Это позволит сократить время ожидания обслуживания вызова, особенно в часы «пик». Кроме того, мэрия готова выделить средства на организацию нескольких дополнительных бригад скорой помощи в тех районах, где нагрузка на «скорую» особенно высока. Таким образом, мощности городской службы скорой помощи вырастут незначительно, но при оптимальном распределении имеющихся сил и средств мы можем рассчитывать на более оперативную и качественную работу выездных бригад, - продолжает Ирина Большакова.
Иными словами, власти города пытаются урегулировать проблему сверхнагрузки службы «03» экстенсивным образом, наращивая мощности самой скорой помощи. Создание дополнительных подстанций означает формирование дополнительных бригад. Хорошо ли это? Можно вновь сослаться на опыт Челябинска, где на 1 млн 100 тыс. населения работает 75 бригад «скорой», а в Новосибирске на 1 млн 450 тыс. - уже 154 бригады.
Моя собеседница согласна, что для радикального решения проблемы сверхнагрузки МССМП недостаточно усилий, предпринимаемых в рамках только самой службы. Необходимы системные изменения. Являясь одним из звеньев здравоохранения, служба скорой медицинской помощи не может рассматриваться вне контекста этой системы.
«Скорая» и поликлиника: есть контакт
Поликлиника должна стать привлекательной для населения, иного пути решения проблемы сверхзагруженности «скорой» не существует. Это очевидно не только для врачей, но и для самих потребителей медицинских услуг. Являясь таким потребителем, автор этих строк с уверенностью говорит: сегодня организация поликлинической помощи в Новосибирске неудобна для пациента, а уровень корпоративной культуры в этих учреждениях ниже самого низкого. В то же время руководство службы скорой медицинской помощи уделяет особое внимание вопросам этики и деонтологии во взаимоотношениях врача и пациента.
Ирина Большакова обозначает, что, на ее взгляд, необходимо сделать, чтобы перенаправить потоки пациентов из «скорой» в поликлинику:
- Поликлиника должна стать более привлекательной для пациента. Например, заслуживает внимания идея организации работы по принципу «одного окна»: пациент обращается к участковому терапевту, где сразу же записывают электрокардиограмму, могут взять кровь на анализ и т.д. Это избавляет человека от дополнительных посещений поликлиники, а участкового врача страхует от риска поздней диагностики острой коронарной патологии, помогает раньше назначить лечение или решить вопрос об экстренной госпитализации.
Записывать ЭКГ на приеме у участкового терапевта для того, чтобы выявить какие-то грубые нарушения, - это абсолютно логично, и каждый участковый врач должен уметь читать кардиограмму. Особое внимание, считает главный врач «скорой», необходимо уделять пожилым и малоподвижным пациентам, для них необходимо организовывать стационары на дому. Также необходимо наладить работу в поликлиниках консультативного телефона.
- Сегодня преемственность между скорой помощью и амбулаторно-поликлиническим звеном нельзя назвать эффективной, так как сведения, которые мы передаем в поликлиники о пациентах с хроническими заболеваниями, не способствуют уменьшению повторных обращений этих больных за скорой помощью, - добавляет руководитель Новосибирской МССМП. - В настоящее время разрабатывается модель взаимодействия между поликлиникой и «скорой», которая предусматривает, что одним из критериев оценки качества работы участкового терапевта станет количество вызовов скорой помощи на участке обслуживания. Цель - заинтересовать участковую службу в конечном результате своей работы. Ведь если лечебные и профилактические мероприятия проводятся правильно, меньше обострений у хронически больных.
Вопрос корреспондента «МГ», как решается проблема высокой обращаемости за скорой помощью в других регионах, остался без ответа. Потому что в других регионах эту проблему смогли не создать.
Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
Новосибирск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru